Иностранный капитал в банковской системе Украины

7 июля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 7 июля-14 июля

Процессы глобализации мировой экономики не могли и не смогут обойти ни Украину, ни ее финансово-банковскую систему, особенно если учесть открытость отечественной экономики...

 

Процессы глобализации мировой экономики не могли и не смогут обойти ни Украину, ни ее финансово-банковскую систему, особенно если учесть открытость отечественной экономики. Это значит, что большинство позитивных и негативных явлений внешнего мира будут «импортироваться» в нашу страну с соответствующими последствиями. Следовательно, адекватной должна быть и экономическая политика, направленная на минимизацию потерь и максимизацию выгоды от нашего участия в мировом процессе разделения труда.

Отечественная банковская система одной из первых переживает процесс ускорения интеграции путем расширения присутствия в ней иностранного капитала. И чем быстрее государство определит и начнет отстаивать национальные интересы в этом процессе, тем более полезными и менее болезненными будут его последствия.

Высокие стандарты
и «приземленная» мотивация

Начнем с того, что присутствие банков с иностранным капиталом в банковской системе Украины отвечает интересам развития национальной финансовой системы, способствует привлечению иностранных инвестиций и расширению ресурсной базы социально-экономического развития. В то же время существуют достаточно серьезные финансовые и экономические риски быстрого роста доли иностранного банковского капитала, связанные с возможной утратой суверенитета в сфере денежно-кредитной политики, возможным усилением нестабильности, неожиданными колебаниями ликвидности банков, спекулятивными изменениями спроса и предложения на денежно-кредитном рынке, возможным оттоком финансовых ресурсов. Поэтому решение вопроса о формах и масштабах расширения присутствия иностранного банковского капитала на рынке банковских услуг должно быть подчинено стратегическим целям социально-экономического развития, повышения национальной конкурентоспособности, экономической безопасности, укрепления денежно-кредитной системы Украины.

На протяжении 2006 года количество банков с иностранным капиталом продолжает увеличиваться. С начала текущего года к этому реестру добавились еще пять банков (см.справку на стр.8). Таким образом, иностранный капитал занимает все более значительное место в банковской системе Украины. И повышение его роли будет позитивно влиять на развитие банковской системы в целом вследствие усиления межбанковской конкуренции.

Но вместе с тем неправильно было бы считать, что иностранный банковский капитал — такой же, как и отечественный, только немного более эффективный и цивилизованный, и проблема лишь в его дальнейшем привлечении. В экономике за все приходится платить. Нужно понимать, что именно придется отдать за приток сравнительно более дешевых финансовых ресурсов. Оптимальный выбор в этой сфере требует четких представлений о преимуществах и затратах. Выбирая национальную стратегию привлечения и функционирования иностранного банковского капитала, необходимо учитывать зарубежный опыт в этой сфере.

Основными мотивами вхождения иностранных банков на восточно- и центральноевропейские рынки были рыночные (захват новых рынков и получение более высокой прибыли) и регуляторные факторы. Деловая стратегия иностранных банков носила сходный характер в Чехии, Венгрии и Польше. На ранней стадии вхождения их основная деятельность сводилась к обслуживанию клиентов из материнской страны (признаки так называемой защитной экспансии). На тот момент эти целевые клиенты были более платежеспособными, чем даже крупные внутренние компании. То есть иностранный капитал поддерживал прежде всего деятельность иностранного бизнеса, расширяя таким образом его присутствие на территории страны и создавая условия для экспорта из нее прибыли.

Позже основным мотивационным фактором стало получение рыночных преимуществ. В странах Восточной и Центральной Европы объем банковских услуг намного ниже, чем в развитых экономиках. Одним из типичных признаков открытия рынков является «снятие сливок»: мощные иностранные банки, продавая более сложные услуги, легко привлекают лучших клиентов, несущих самые низкие риски, чем усложняют конкуренцию для остальных банков. В конце 1990-х наблюдалась переориентация иностранных банков на розничный рынок.

Как отмечалось, важным мотивом были и регуляторные льготы. В начале 1990-х годов регуляторная среда в странах Восточной и Центральной Европы была намного более благоприятной для иностранных банков, чем в материнских странах, поскольку первые только начинали внедрять международные стандарты регулирования. «Иностранцы» также не подвергались жесткому надзору: в то время внимание было сосредоточено на корпоративных банкротствах и трансформационном кризисе, оказывавших большее влияние на внутренние банки. Благоприятное регулирование и более слабый надзор наряду с либеральным лицензированием и приватизационной практикой, довольно привлекательной для иностранцев, дали зарубежным банкам чрезвычайно мощный регуляторный стимул для активизации их вхождения в регион. Масштабы этого вхождения значительны даже по международным меркам.

Сегодня, после расширения ЕС, регуляторных и надзорных преимуществ уже нет, но появились другие — вследствие большей стабильности и предсказуемости банковских рынков этих стран.

Еще одним мотивом, которым руководствуются иностранные банки в своей экспансии на восточноевропейские рынки, является стремление вырасти любой ценой, чтобы сохранить свою независимость. Это касается прежде всего средних по размерам западноевропейских банков, которым не удается увеличить объем операций в Западной Европе из-за конкуренции и ограниченности свободных ресурсов. Впрочем, именно региональная экспансия делает средние западноевропейские банки первоочередными объектами для поглощения со стороны более мощных конкурентов, многие из которых хотят присутствовать на быстро растущих рынках Центральной Европы. Наличие у австрийского Bank Austria Creditastalt сильных позиций в этом регионе стало решающим аргументом в пользу его поглощения немецкой группой HypoVereins Bank.

Наконец, мотивом также может быть присутствие ради самого присутствия. Банки, претендующие на статус глобальных игроков, склонны «отмечаться» во многих странах мира с тем, чтобы иметь преимущество «вездесущности» в зонах интенсивного развития бизнеса.

Главные игроки

К числу основных игроков на рынках Восточной и Центральной Европы принадлежат средние по мировым масштабам региональные европейские банки, а именно: бельгийский КВС, австрийские Bank Austria, Erste и Raiffeisen, итальянские UniCredito и BCI Intesa, французский Societe Generale, немецкие Commerzbank и Dresdner Bank. В последние годы попытку стать региональными сделали некоторые греческие банки: Alpha Bank, National Bank of Greece, Piraeus Bank, но их экспансия ограничивается рамками Балканского региона (Болгария, Румыния, Македония, Албания).

Что же касается глобальных игроков, то, как отмечал журнал The Banker, «для крупнейших банков мира характерна тенденция избегать посткоммунистический регион. Очевидное исключение — это Citigroup, крупнейший в мире банк. Кроме Citigroup, более или менее заметные позиции в Восточной Европе заняли голландские ING и ABN AMRO, немецкий Deutsche Bank».

Есть еще третья категория банков, стремящихся приобрести недооцененные и разрозненные активы в отдельных странах Восточной Европы при отсутствии комплексной стратегии развития в данном регионе.

В каждой из пяти стран Восточной и Центральной Европы: Чехии, Польше, Венгрии, Словакии и Словении (Central and Eastern European Five — СЕЕ5) — иностранными владельцами банков являются прежде всего банки стран — членов ЕС. Нередко именно банки соседних стран имеют наибольшую долю. Так же, как Скандинавские страны являются крупнейшими инвесторами в странах Балтии, наибольшее участие австрийских банков имеет место в Чешской Республике, Словакии и Венгрии.

Важнейшими инвесторами являются КВС Bank (Бельгия), Erstre Bank (Австрия), HVB Group (Германия). Лишь у одного из крупнейших инвесторов (Bayerische Landesbank, Германия) есть единственная крупная дочерняя компания в одной стране региона. Большинство банков фокусируются на всей Восточной и Центральной Европе как целевом регионе, поэтому их банки имеются в трех-четырех странах СЕЕ5; нередко также открываются дочерние компании в других странах Восточной и Центральной Европы. Их стратегия сводится к рыночному присутствию, а вот поведение, ориентированное на обслуживание клиента (в рамках защитной экспансии), уже не столь характерно.

За некоторыми исключениями, в новых членах ЕС четыре из пяти крупнейших банков находятся под иностранным контролем. Уменьшение количества банков и жесткая политика экономии затрат, осуществляемая иностранными банками, привели к значительному снижению количества занятых в этом секторе. В Чехии в июне 2002 года оно составляло 40 тыс., тогда как в 1998-м — 51 тыс. Величина банковских активов на одного работающего составляла в 1998 году 43 млн. чешских крон, тогда как в 2002-м — уже 63 млн. Экономия окажется еще большей, если учесть, что снижение количества работающих происходило на фоне стремительного расширения более трудоемкого розничного банковского бизнеса.

Характерной чертой банковского сектора Чехии является доминирование крупных банков. 65% банковских активов страны и 80% операционной прибыли принадлежат четырем крупнейшим банкам, находящимся в собственности иностранных стратегических инвесторов из стран ЕС. Прежние направления деятельности приватизированных банков постепенно сужаются, вместе с тем эти банки жестко конкурируют в сфере розничного банковского бизнеса.

Все банки «большой четверки», включая их материнские, имеют рейтинги ведущих рейтинговых агентств (Standard & Poor’s, Moody’s, Fitch Ratings), хотя акции только одного — КВС — продаются на фондовом рынке. Рейтинги всех крупных банков были переведены из спекулятивного диапазона в инвестиционный класс. Рейтинговые агентства положительно отреагировали на улучшение качества кредитных портфелей, внедренные иностранными владельцами изменения в менеджменте кредитных рисков и усиление розничных операций. Позитивную роль играет и достаточно сильная капитализация. Вместе с тем у иностранных материнских банков крупных чешских банков рейтинги выше, чем у Чешской Республики.

Pro и contra

Анализ послекризисного состояния финансовых систем в трех латиноамериканских странах (Аргентине, Мексике и Бразилии) показывает, что финансовые кризисы не привели к сокращению кредитования иностранными банками. Будучи хорошо диверсифицированными, они менее уязвимы к шокам принимающей страны. Интересно, что они увеличивают свое присутствие после кризисов, поглощая проблемные внутренние банки. В отличие от зарубежного кредитования, чем более существенно присутствие иностранных банков, тем менее чувствительны они к внешним и портфельным шокам. Причем чем больше совокупное иностранное присутствие в банковском секторе данной страны, тем менее чувствительными к шокам и менее проциклическими становятся в ней банки.

Если приток зарубежного банковского капитала надлежащим образом регулируется и контролируется, структура банковской системы улучшается, банки получают больше стимулов для выхода на международные фондовые рынки, более динамично развиваются местные фондовые рынки, становится эффективнее трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики, а процентная ставка снижается.

Важны при этом следующие моменты:

— развитие рынка иностранной валюты (разрешение банкам осуществлять форвардные операции и торговать в обоих направлениях в один день);

— усовершенствование риск-менеджмента в банках (использование инструментов хеджирования, расширение возможности кредитования надежных агентов в иностранной валюте и т.п.);

— борьба с волатильным движением капитала (уменьшение возможности краткосрочного поступления капитала в страну (один из вариантов на будущее — через более гибкий обменный курс), контроль, мониторинг);

— усиление роли монетарной политики (развитие межбанковского рынка, усиление роли процентной ставки, взаимодействия монетарной и фискальной политик и т.п.).

Кроме того, мировой опыт показывает, что в период рецессии присутствие иностранных банков имеет склонность к росту из-за снижения цен на активы.

Основным фактором привлекательности национальной банковской системы для иностранных банков является получение более высокой прибыли при условии приемлемого риска. Доля иностранного капитала зависит от величины банковской чистой маржи, прибыльности банковского сектора, кредитоспособности страны, экономической и политической стабильности, торговых связей, особенностей банковских систем, экономических факторов (ВВП на душу населения, уровень инфляции, реальные процентные ставки). В большинстве случаев присутствие иностранного банковского капитала является более мощным при низком уровне налогообложения и низком уровне концентрации в банковской сфере. Поэтому Украине сегодня нужно активнее принимать меры по повышению уровня концентрации национального банковского капитала.

Как правило, иностранный банковский капитал не несет тех затрат, которые связаны с выполнением неформальных обязанностей местных банков перед политическими структурами и участием в теневых механизмах. Приход иностранных банков коррелируется со снижением чистой маржи национальных банков. Чем меньше препятствий для прихода иностранного капитала, тем меньше маржа у национальных банков, тем больше накладные расходы, обусловленные необходимостью повышения заработной платы, а также выше управленческая и организационная эффективность.

Банки, уделяющие больше внимания нетрадиционным банковским услугам, таким, как консультирование и андеррайтинг, достигают большего роста прибыли и большей эффективности.

Исследования показали, что приход иностранного капитала в банковскую сферу более выгоден для страны с уже высокой долей иностранного капитала. Влияние на национальную банковскую систему является двухступенчатым и имеет определенный промежуточный «порог», за которым появление новых банков резко усиливает эффект присутствия иностранного банковского капитала. Феномен «порога» объясняется тем, что в странах с невысоким присутствием иностранного банковского капитала иностранные банки не столько конкурируют с национальными, сколько занимаются обслуживанием иностранных клиентов.

Таким образом, учитывая опыт других стран, в Украине под влиянием иностранного банковского капитала можно ожидать создания качественно новой финансово-экономической среды, появления новых возможностей и новых проблем.

Целесообразность дальнейшего роста присутствия иностранного капитала в банковской системе страны обусловлена объективными потребностями:

— дальнейшей монетизации экономики и абсорбирования дополнительной денежной массы банковской системой. (При сохранении существующих тенденций, денежная масса за 2006—2010 годы может вырасти более чем в пять раз, тогда как регулятивный капитал банков — только в 2,5 раза, вследствие чего уровень достаточности капитала сократится вдвое — до 7,4%, что намного меньше норматива. Это приведет к критическому росту общего кредитного риска в экономике);

— повышения уровня кредитования экономики как предпосылки необходимых структурных сдвигов (сейчас этот уровень в Украине составляет примерно 30% ВВП, в то время как в Эстонии — 55%, Литве и Словении — 44, Венгрии — 42%);

— привлечения иностранных инвестиций и доведения их уровня на душу населения до показателя соседних восточноевропейских стран (сейчас на душу населения в Украине приходится не более 180 долл. США иностранных инвестиций, тогда как в Чехии — свыше 3 тыс. долл., Эстонии — 2,6 тыс., Венгрии — 2,4 тыс., Словакии — 1,8 тыс., Польше — 1,2 тыс.);

— ускоренного развития финансовых рынков;

— прямого использования современных банковских технологий и опыта банковского менеджмента как предпосылок для дальнейшей институциализации национальной финансовой системы;

— повышения конкурентоспособности и управляемой интеграции в глобальное экономическое пространство.

Можно назвать еще ряд факторов, свидетельствующих о полезности расширения допуска иностранного капитала в отечественную банковскую систему. Прежде всего это необходимость:

— расширения спектра банковских услуг и повышения их качества;

— снижения уровня процентных ставок по кредитам;

— уменьшения влияния внутренних шоков на стабильность функционирования банковской системы;

— повышения международного финансового рейтинга Украины и увеличения объемов иностранных инвестиций в ее экономику;

— оптимизации институциональной структуры отечественной банковской системы и приближения ее к стандартам стран с развитой рыночной экономикой;

— увеличение притока иностранного банковского капитала в Украину с учетом повышенного спроса на ресурсы со стороны реального сектора отечественной экономики и невозможности удовлетворить эти потребности за счет внутренних источников;

— активизации участия в объективных мировых глобализационных процессах с возможностью учета и предупреждения (недопущения) их негативных последствий для отечественного банковского сектора.

Немаловажно, что привлечение иностранного капитала будет способствовать уменьшению коррупции, легализации заработной платы и соответствующему увеличению социальных отчислений, повышению стандартов гарантирования вкладов.

Однако для расширения присутствия банков с иностранным капиталом и повышения привлекательности национального рынка банковских услуг существуют определенные условия. Это стабильность национальной денежной единицы, современная система государственных регулятивных институтов, сбалансированное законодательное обеспечение иностранных инвестиций и банковской деятельности; развитый рынок банковских услуг, наличие современной банковской инфраструктуры и квалифицированного персонала.

Надо сознавать, что привлечение иностранного капитала несет и серьезные проблемы не только для банковской системы, но и для отечественной экономики (прежде всего ее отраслевой структуры) и экономической безопасности государства в целом. Среди этих проблем и угроз выделим наиболее опасные.

1. Структурные риски «зависимого развития» и обострение ввиду этого всего комплекса экономических, социальных и политических проблем.

Формальные и неформальные критерии и цели деятельности банков с иностранным капиталом не обязательно совпадают с национальными целями социально-экономического развития. Структурная отсталость и институциональная слабость экономики Украины делают возможность такого деформированного развития достаточно реальной.

Резкое снижение доли национального банковского капитала может привести к ситуациям, когда некоторые сферы экономики будут лишены кредитов, поскольку акционеры банков с иностранным капиталом всегда будут инвестировать те отрасли и в тех странах, где прибыль и безопасность выше. Особенно это касается сфер украинской экономики, связанных с добычей и первичной переработкой минерально-сырьевых ресурсов, спрос на которые на мировых рынках, несмотря на некоторые колебания, был, есть и будет. Хотя Украина заинтересована в ускоренном развитии на инновационной основе и в скорейшей постиндустриализации.

2. Угроза «обвальной» глобализации национальной хозяйственной системы и утраты экономического суверенитета.

В условиях роста глобальной нестабильности и конфликтности с непредсказуемыми последствиями это крайне нежелательный сценарий, и сегодня даже высокоразвитые страны осуществляют политику предотвращения подобной угрозы.

3. Угрозы для экономической безопасности страны из-за возможного неконтролируемого оттока капитала и финансовых ресурсов. Начальный приток иностранного капитала в виде открытия филиалов и особенно — приобретения нерезидентами доли или всего уставного капитала отечественных банков со временем может привести к серьезному оттоку ресурсов из страны и выводу за границу получаемых доходов.

Особое место в проблеме притока зарубежного банковского капитала занимает вопрос о филиалах иностранных банков в Украине. Открытие филиалов и их доступ на национальный рынок банковских услуг является одним из условий вступления Украины в ВТО. Но правовой статус у этого участника рынка особый, поскольку деятельность филиалов иностранных банков в значительной степени регулируется законодательством страны, в которой зарегистрирован материнский банк. Учитывая, что финансовая мощь филиалов иностранных банков может превосходить капиталы многих украинских банков, но контролировать должным образом их деятельность НБУ не сможет, потенциальное дестабилизирующее влияние этого фактора слишком серьезно, чтобы им пренебречь. Если решения НБУ о норме обязательного резервирования не будут обязательными для иностранных филиалов, то возможность регулировать предложение денег через денежный мультипликатор пропорционально доле иностранных филиалов в активах всех банков окажется утраченной.

В иностранных банках действует более высокая норма гарантирования вкладов населения, что может способствовать оттоку части вкладов в филиалы. Кроме того, формально статус филиала дает возможность проникновения в Украину ненадежных банков.

Филиалы являются подразделением главного банка, у них нет статуса юридического лица и в большинстве случаев — отдельного баланса. В целом, надзор за деятельностью филиалов принадлежит регулятору страны происхождения, но каждая страна может создавать свои правила для иностранных банков. Как правило, платежеспособность филиалов регулируется головной компанией, а ликвидность — органами надзора страны-реципиента. Для этого необходимы соответствующие регулирования, а также дополнительные требования в стране-реципиенте, включая размер приписного капитала, предоставление такой же финансовой и статистической отчетности, как у местных банков. Многие страны мира требуют от филиалов участия в отечественных схемах защиты вкладов.

Что делать?

Основные направления оптимизации допуска иностранного банковского капитала должны найти системное решение при разработке и реализации национальной стратегии развития банковской системы. Но меры, лежащие, так сказать, на поверхности, можно сформулировать в виде определенных рекомендаций.

Во-первых, увеличение доли иностранного банковского капитала в банковской системе должно происходить постепенно — по мере создания благоприятных внутренних условий развития банковского сектора и повышения конкурентоспособности национального банковского капитала. Допуск филиалов зарубежных банков должен осуществляться не ранее, чем через пять лет после вступления в ВТО, с возможностью дальнейшего уточнения и дифференциации этой нормы для отдельных видов деятельности.

Во-вторых, нельзя забывать об укреплении и дальнейшем развитии сегмента банков с государственным капиталом, специализирующихся на обеспечении стратегических социальных, структурных и внешнеэкономических задач экономического роста (Ощадбанк, Эксимбанк, Банк реконструкции и развития).

В-третьих, следует ввести нормативно-организационную селекцию и мониторинг доступа иностранного банковского капитала на основе национальных приоритетов развития; ввести запрет на доступ банков из офшорных зон.

В-четвертых, разработать четкие правила продажи банков с национальным капиталом зарубежным владельцам.

Реализация таких мер, на мой взгляд, позволит нейтрализовать или хотя бы минимизировать негативные последствия увеличения доли иностранного капитала в банковский системе Украины, а также в полной мере воспользоваться преимуществами такого присутствия для дальнейшего развития национальной экономики, укрепления денежно-кредитного рынка и финансовой системы в целом.

По состоянию на 1 апреля 2006 года в Украине было 28 банков с иностранным капиталом (17% от общего количества действующих). Из них 11 (6,7% от общего количества действующих) — с 100-процентным иностранным капиталом. Это — «Райффайзенбанк Украина» (Австрия); «Ситибанк Украина» (США); «Калион Банк Украина» (Франция); Банк «Пекао» (Украина) (Польша); «ИНГ Банк Украина» (Нидерланды); «ХФБ Банк Украина» (Германия); Прокредитбанк (Германия, США и Великобритания); Международный ипотечный банк (США); Внешторгбанк (Россия); Банк «Ренессанс Капитал» (Нидерланды); БМ Банк (Россия и Швейцария).

Доля иностранного капитала в общем зарегистрированном уставном капитале действующих банков Украины в 2006 году увеличилась с 19,5 до 21,6%. Иностранный капитал в Украине представлен 16 странами. Наибольшая доля приходится на капитал Австрии (53,3%), России (18,7), Нидерландов (4,7), Польши и Германии (по 3,8%). Среди иностранных инвесторов, инвестировавших капитал в банковскую систему Украины, две международные финансовые организации; 39 компаний, фирм, обществ и т.п.; 19 банков и три физических лица.

За первый квартал 2006 года обязательства банков с иностранным капиталом увеличились на 3,46 млрд. грн. и на 1 апреля 2006 года составляли 50,08 млрд. грн., или 25% от обязательств всех банков Украины. Обязательства формировались преимущественно за счет средств физических лиц, составляющих 34,6% от общей суммы обязательств указанных банков (по системе — 38,4%), средств субъектов хозяйственной деятельности — 29,5 (по системе — 29,9%) и срочных вкладов (депозитов) других банков и кредитов, полученных от других банков, — 18,5 (по системе — 15,4%).

Общие активы банков с иностранным капиталом за первый квартал 2006 года увеличились на 4,57 млрд. грн. и на 1 апреля 2006 года составляли 58,04 млрд. грн., или 24,5% от общих активов всех банков. У «иностранцев» несколько лучше структура активов, чем в целом по системе. У них меньше доля таких недоходных активов, как основные средства и нематериальные активы, начисленные доходы к получению. Кроме того, доля высоколиквидных активов в общих активах указанных банков выше, чем в целом по системе (14,8 против 13,8%).

У банков с иностранным капиталом несколько лучше качество предоставленных кредитов, чем у банков Украины в целом. Доля проблемных кредитов в общем объеме предоставленных кредитов указанных банков (по балансовым данным) составляет 2,0% (по системе — 2,2%). Значительно ниже доля и проблемных негативно классифицированных кредитов (сомнительных и безнадежных) в общем объеме классифицированных кредитных операций, чем в целом по системе (2,6 против 4,2%).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 7 декабря-13 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно