Инфляция: итоги первого квартала и проблемы методологии

Поделиться
За первые три месяца этого года индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 5,9%. При сохранении и даже ...

«ЗН» продолжает публиковать ежеквартальный анализ итогов инфляции в Украине. Пока что правительственные прогнозы на нынешний год, как и первоначальные прошлогодние, задекларированы в пределах однозначных чисел, исходя из прироста потребительских цен к декабрю 2008 года на 9,5%.

Напомним, что в прошлом году в первоначальном варианте инфляция тоже прогнозировалась в пределах 9,6—9,8%, а фактически составила 22,3%. Впрочем, не удавалось вложиться в желаемые показатели инфляции и предыдущим правительствам. В 2007 году при плане в 7,5% она составила 16,6%.

При характерных для Украины последних лет высоких темпах роста индекса потребительских цен необходимо обратить внимание на ряд проблем, связанных с методикой и практикой определения этого важнейшего социально-экономического показателя.

Итоги первого квартала

За первые три месяца этого года индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 5,9%. При сохранении и даже некотором уменьшении ежемесячных темпов его прироста обещанные правительством «годовые лимиты», скорее всего, будут достигнуты и превзойдены если не в мае, то в июне. И хорошо еще, если годовая инфляция уложится в 16,4% прироста, определенных для Украины Всемирным банком. За квартал увеличение потребительских цен произошло по всем 12 классификационным группам товаров и услуг.

Обычно анализ ценовых изменений принято начинать с продуктов питания. Но по итогам первой четверти года привычные подходы требуют пересмотра. В первом квартале больше всего выросли цены по здравоохранению — на 19,1%, в том числе на фармацевтическую продукцию (лекарства) — на 28,8%. Такой резкий рост цен на медикаменты не может не вызывать тревогу, ибо это в наибольшей мере ощущают наши соотечественники старших возрастных групп — пенсионеры, дети войны. В структуре их денежных потребительских расходов затраты на покупку лекарств примерно в 2,5 раза выше, чем в семьях работающих. Но не будем забывать, что стремительное повышение цен на лекарства началось не с января нынешнего года, а еще в прошлом году. Так, за 12 месяцев 2008-го и три месяца 2009-го цены на антибиотики увеличились на 77,9%, витамины — на 80,3, сосудорасширяющие препараты — на 52,5, гормональные — на 74,4, жаропонижающие и обезболивающие — на 37,5, мази — на 57,4%.

Помнится, что два-три года назад тогдашний министр здравоохранения заверял, что цены на лекарства не только не вырастут, но и снизятся за год на 10%. И усилия нынешних властей хоть как-то обуздать рост цен на лекарства видимых результатов пока, к сожалению, не приносят.

Изменение цен на продукты питания (включая безалкогольные напитки), на которые приходится 53,1% потребительских расходов инфляционной корзинки, по итогам первых трех месяцев продолжает несколько обгонять общий ИПЦ: они выросли на 6,1%. Больше всего подорожало сливочное масло — на 16,7%, безалкогольные напитки — на 14,8. К последним по международной классификации относятся не только соки и минералка, но также кофе и чай. За три месяца цены на кофе в зернах выросли на 17,6%, растворимый кофе — на 10,5, чай — аж на 27,8%.

После сохранения в течение двух прошедших лет относительно стабильных цен на сахар за первые три месяца этого года он подорожал на 14,4%. А в некоторых СМИ проскальзывают сообщения (хотя они одновременно и опровергаются), что цены на этот продукт могут увеличиться в текущем году до 10 гривен за килограмм. То есть примерно в два с половиной раза против нынешних. Верить в это не хотелось бы. Хотя примерно в такой же пропорции на наших глазах повысились цены на подсолнечное масло. На 13,6% подорожали рыбопродукты, особенно рыба мороженная — на 16,8, филе мороженой рыбы — на 18,8, сельдь — на 16,0%. Цены на мясопродукты выросли на 5,2%. На хлебопродукты —
на 4,6%.

Однако на некоторые продукты за квартал цены снизились. Среди них следует отметить существенное снижение цен на яйца — на 23,7%.Такое снижение выходит за пределы обычного падения цен на них в феврале—марте после обычного роста в предновогодний период и перед Пасхальными праздниками. Вообще такое снижение цен на яйца труднообъяснимо, ибо одновременно за тот же период мясо птицы подорожало на 6,3%, куриные полуфабрикаты — на 6,2 и субпродукты — на 4,9%. Произошло также некоторое снижение цен на лук, свеклу и морковь. Если бы цены на яйца не снизились, а остались на уровне декабря прошлого года, общий ИПЦ повысился бы не на 5,9, а на 6,8%. Снижение цен на них (вес в индексе — 1,172%) абсорбировало одну седьмую общего квартального увеличения цен.

Можно было бы привести еще два-три десятка товаров, на которые цены за квартал увеличились более чем на 10%. Например, из непищевых: колготки женские и постельное белье — 10,6%, электролампы — 13,5, синтетические моющие средства — 22,0, мыло хозяйственное — 11,6, туалетное — 16,1, шампунь — 17,3, зубная паста — 14,9, парфюмерия — 14,3, газеты — 17,7, журналы — 10,6, услуги нотариусов — 12,1, бензин — 19,2, легковые автомобили — 15,4% и т.д.

Методологические проблемы

Высокие темпы инфляции требуют повышенного внимания к методологии определения ИПЦ. Потому что возможные ошибки, неточности проявляются намного масштабнее при инфляции в 20—25%, чем при 1—
3-процентной, характерной для экономики большинства западных стран.

Следует выделить три основных аспекта, требующих первоочередного внимания. Здесь нужно отметить, что персонал центрального и региональных органов статистики, ведущий расчеты ИПЦ, производит их по утвержденным инструкциям, и в этом плане к нему не может быть никаких претензий.

Пожалуй, наиболее значимые искажения и неточности нашего ИПЦ связаны с тем, что у нас этот индекс не учитывает влияния ежегодных сезонных колебаний цен и объемов потребления. Это прежде всего касается овощей, фруктов, в меньшей мере молочных продуктов, яиц. ИПЦ с учетом сезонных корректировок рассчитывается статистическими органами стран ОЭСР, Евросоюза. Для Украины значимость фактора сезонности в 10—15 раз выше, чем для западных стран. Это объясняется тем, что доля расходов на продукты питания с сезонными колебаниями цен у нас в пять-восемь раз выше, чем в западных странах, также намного больше и внутригодовые помесячные колебания цен по ним.

В наибольшей степени впечатляет пример по отражению в нашем индексе ценовых изменений именно по помидорам и огурцам. Так, население покупает в феврале примерно в 12 раз меньше помидоров, чем в августе—сентябре, огурцов — в 11 раз меньше, чем в июле, винограда — в восемь раз меньше, чем в сентябре. А в ИПЦ на протяжении года они учитываются с неизменными среднегодовыми весами. Методика расчетов ИПЦ на фрукты и овощи предложена нам западными экспертами, которые, получая за это весьма приличное денежное вознаграждение, и близко не подпускают украинских специалистов к ее разработке. Их рекомендации не учитывают отечественных условий и информационных возможностей.

Эта методика была введена в Украине с января 2007 года. Помидоры и огурцы в индексе вместо одной начали представлять двумя позициями: открытого и закрытого (теплицы, парники) грунта. Так вот, согласно этой методике за 2007-й, 2008-й и три месяца 2009 года в ИПЦ по отношению к декабрю 2006 года, т.е. за 27 месяцев, индекс цен по помидорам открытого грунта якобы вырос в 3,54 раза, а закрытого — снизился до 12,2%, т.е. цены упали в 8,2 раза. А общее соотношение цен по помидорам открытого и закрытого грунта изменилось в 29 раз (354,3 : 12,2 = 29).

Еще разительнее искажения цен по огурцам. Индекс цен по огурцам открытого грунта вырос в 8,43 раза, закрытого — снизился почти в 20 раз, до 4,9%. А различие двух индексов за 27 месяцев выходит вообще немыслимым — 171 раз (843,2 : 4,94)! В 2007 году использование методики по этим двум видам овощей (вес в потребительской корзинке — 1,086%) привело к завышению общего ИПЦ на 0,4 процент­ного пункта. Так что нам, видимо, следует подумать о совершенствовании расчетов отражения в ИПЦ цен на овощи, фрукты и другие сезонные товары.

Второй аспект связан с необходимостью подумать, как улучшить отражение в индексе изменение цен на продукты, которые как производятся в Украине, так и импортируются. При произошедшем в конце прошлого года существенном изменении курса гривни к доллару индивидуальные индексы по ряду продуктов будут зависеть от того, отечественные или импортные продукты учитываются при его исчислении. Так, если в индексе будет учитываться отечественная пресноводная, а не преимущественно импортируемая морская рыба и рыбные консервы, будем иметь одни индексы, а при базировании на импортной — совсем другие.

Второй пример — по легковым автомобилям. Методика исходит из определения индекса по автомобилям, произведенным в Украине и странах СНГ. Хотя вес легковых автомобилей в индексе невелик и, очевидно, занижен — всего 0,750% (к примеру, батоны — 0,960%, селедка — 0,694, сало — 1,089, яблоки — 0,878, картофель — 1,527%), не вызывает сомнений, что изменение цен на автомобили, произведенные в Украине и других странах СНГ и импортируемые из других стран, еще и с учетом вводимой на них 13-процентной импортной пошлины, будут значительно отличаться. Напрямую это касается и лекарств.

Третий аспект, требующий внимания, — индексы по хлебопродуктам. Видимо, следует подумать о дополнительном разделении хлебных изделий, ведь цены на массовые сорта контролируются властями и растут намного медленнее, чем по остальным видам хлебных изделий. Причем по регионам Украины пропорции в выпуске хлеба массовых сортов и других видов, а отсюда и их доля в весовой корзине ИПЦ существенно разнятся. В западных регионах Украины доля выпуска хлебных изделий массовых сортов значительно ниже, чем в центральной и восточной частях страны.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме