ИНЕРЦИОННЫЙ РОСТ ПОЛОЖЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ РФ ГЛАЗАМИ ТАМОШНИХ АНАЛИТИКОВ

Поделиться
Отмеченное в августе пятилетие дефолта в России дало наблюдателям повод не только вернуться к его...

Отмеченное в августе пятилетие дефолта в России дало наблюдателям повод не только вернуться к его причинам и урокам, но и сделать вывод о том, что памятный финансовый кризис оказал благотворное влияние на отечественную экономику.

Заявления представителей исполнительной власти, а также официальные статистические данные подтверждают этот вывод и свидетельствуют о продолжающемся весьма интенсивном росте экономики. Согласно докладу главы Минэкономразвития Г.Грефа президенту страны В.Путину, по итогам семи месяцев текущего года промышленное производство выросло на 6,8—6,9%, а по сравнению с июлем прошлого года — на 7,1%. Министр уточнил, что «рост наблюдается в энергомашиностроении и по всем высокотехничным отраслям». Однако при этом нет подвижек в сельскохозяйственном секторе.

Внешнеторговый оборот России за первое полугодие составил 95,238 млрд. долл., на 27,3% превысив прошлогодние показатели. По данным Государственного таможенного комитета, за первое полугодие текущего года положительное сальдо внешнеторгового баланса России превысило показатели аналогичного периода прошлого года на 10 млрд. долл. и составило 36,1 млрд. долл. До 63,00 млрд. долл. на третью декаду августа выросли золотовалютные резервы Банка России. Объем иностранных инвестиций, по данным Госкомстата, в первой половине 2003 года увеличился на 51,3% по сравнению с аналогичным периодом 2002-го и составил 12,66 млрд. долл. Но в целом благостную картину портят возобновившийся в июне-июле отток капитала из России, пока еще высокий уровень инфляции, а также прогнозы на урожай. Рост потребительских цен за январь-июль составил 8,7% при запланированных 10—12% за весь год. По оценкам правительства, урожай зерновых в этом году снизится с 86,6 млн. тонн до 70 млн. тонн, при этом пшеницы соберут не 50,6 млн. тонн, а 36—40 млн.

Факторами экономического роста, как считают в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), являются повышение конечного спроса, а также высокие цены на нефть, газ и металл. Именно ситуация на внешних рынках пока еще напрямую определяет темпы роста ВВП России. Эта зависимость нашла отражение в разработанных МЭРТ прогнозах развития на 2004 год и на период до 2006 года, а также в проекте бюджета на будущий год.

На коллегии Министерства экономического развития и торговли отмечалось, что темпы развития экономики во втором квартале текущего года были чуть медленнее, чем в первом, и это замедление будет сохраняться. По итогам текущего года ВВП страны, при среднегодовой цене на нефть в 26 долл. за баррель, вырастет на 5,9%, а в связи с прогнозируемым уменьшением стоимости нефти в 2004 году экономический рост замедлится до 5,2%. Однако к 2006 году ВВП будет увеличиваться на 6%. Выполнить задуманное намечается за счет проведения структурных реформ, а также изменения инвестиционного климата: ожидается, что Россия в 2004—2005 гг. получит инвестиционный рейтинг и вступит в ВТО. Тем не менее, нельзя исключить, что намеченная правительством диверсификация производства не состоится или будет менее масштабной: советник президента РФ по экономике А.Илларионов заявил, что удвоить рост экономики можно за счет использования ресурсов добывающих отраслей. То есть нет смысла тратить ресурсы на неэффективные перерабатывающие отрасли, если активно работают добывающие.

Проект федерального бюджета на 2004 год, переданный в Думу 26 августа, рассчитан с учетом пониженных цен на нефть: по доходам исходя из цены на нефть марки Urals в 22 долл. за баррель, по расходам — 20 долл. за баррель. При этом проект бюджета включает следующие показатели: доходы составят 2 трлн. 742,8 млрд. руб. (17,9% ВВП), расходы — 2 трлн. 659,4 млрд. (17,4% ВВП), профицит — 83,4 млрд. руб. (0,5% ВВП). Объем ВВП в абсолютном выражении запланирован на уровне 15,3 трлн. руб., объем промышленного производства — 3,956 трлн. руб. Процентные расходы (обслуживание внутреннего и внешнего госдолга) намечены в размере 288,7 млрд. руб. (1,9% ВВП), непроцентные расходы — в объеме 1 трлн. 929,7 млрд. руб. (12,6% ВВП).

Особенности профицитного бюджета-04, общие расходы которого на оборону и правоохранительную деятельность более чем в десять раз превышают расходы на промышленность и в пять раз — на социальную политику, заключаются в том, что его исполнение будет происходить в условиях ослабления налогового бремени (на два процентных пункта ВВП). Это должно поддержать темпы экономического развития, а также обеспечить формирование стабилизационного фонда, призванного способствовать в дальнейшем устойчивости федерального бюджета.

Базовый объем стабилизационного фонда определен в размере 695,6 млрд. рублей. Формироваться он будет путем зачисления в него поступлений от основных источников (вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты, налога на добычу полезных ископаемых), а также остатков средств федерального бюджета, в том числе средств финансового резерва по состоянию на 1 января 2004 года. Однако в ближайшие три года стабфонд не достигнет базового объема. На конец будущего года его объем прогнозируется на уровне от 83,4 до 264,3 млрд. руб., на конец 2005-го — от 184,9 до 426,8 млрд. руб., на конец 2006-го — от 311,3 до 668,1 млрд. руб.

Увеличить неналоговые доходы бюджета-04 планируется за счет продажи лицензий на разработку месторождений, продажи госсобственности и отчисления Центробанком в бюджет уже 80% прибыли, а не 50%, как сейчас.

Одобренные правительством 21 августа «Основные направления кредитно-денежной политики на 2004 год» предусматривают дальнейшее снижение инфляции: до 8—10% в 2004 году, 6,5—8,5% в 2005-м и 5,5—7,5% в 2006-м. Одним из рычагов сдерживания инфляции должно стать ограничение уровня роста тарифов на услуги и товары естественных монополий. Утвержденный в конце лета тарифный план правительства предусматривает, что прирост среднего предельного тарифа на электроэнергию в 2004 году для всех категорий потребителей в среднем по стране составит 13,1%, тариф для населения увеличится в среднем не более чем на 15%. Допустимый рост оптовых цен на газ — 20, стоимости железнодорожных и грузовых перевозок — 12, на услуги связи — 10%.

Результатом управления валютным курсом не должно стать резкое подорожание рубля: в 2004-м 1 долл. будет стоить в среднем 31,7—31,3 рубля при цене нефти марки Urals 18,5—22 долл. за баррель.

Ожидается, что реальные доходы населения РФ в будущем году вырастут в среднем на 8% по сравнению с текущим. Это означает, что при запланированном уровне инфляции практически не произойдет повышения качества жизни значительной части населения страны, которая и сейчас перебивается «с хлеба на квас». При средней зарплате по стране (второй квартал текущего года) 5309 руб. прожиточный минимум в расчете на душу населения составил 2137 рублей, для трудоспособного населения — 2328 рублей, пенсионеров — 1629, детей — 2119 рублей. Доходы ниже прожиточного минимума во втором квартале 2003 года имели 23,3% россиян, или 33,2 млн. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество нищих снизилось, согласно данным Госкомстата, почти на 6 млн. человек — тогда этот показатель составлял 27,5%, или 39,1 млн. человек.

М.Касьянов 25 августа утвердил программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу — с 2003 по 2005 год. Как сообщил Департамент правительственной информации, документ предусматривает постепенное повышение темпов экономического роста.

Некоторые показатели были пересмотрены в сторону увеличения по сравнению с первоначально рассматривавшимся вариантом. Однако в целом одобренные ориентиры не позволяют решить поставленную главой государства задачу удвоения объема ВВП за десятилетие. По оценкам программы, в 2003-м российская экономика вырастет на 5,9% (западные экономисты называют и 6,0%). Пересмотр прогнозов в сторону повышения свелся к тому, что показатели прироста в отдельные годы увеличились на 0,2%. По сути, правительство сохранило в программе модель инерционного роста, зависимого от внешних условий, и лишь слегка сдвинуло символическую кривую по причине изменения исходных данных.

Не претерпели качественных изменений и другие разделы программы. Согласно уточненным прогнозам, рост ВВП в 2003—2005 гг. составит 5,9%, инфляция будет снижаться от 10—12% в текущем году до 6—8% в 2005-м.

В утвержденной программе содержится прогноз снижения удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума с 25% в 2002 году до 19—20% в 2005-м. Также отмечается, что «будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения».

В конце августа Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) утвердила для каждого региона РФ тарифы на электрическую энергию, а также задала предельные рамки допустимого повышения ее стоимости. Тарифы называются рекомендованными, тем не менее деятельность региональных энергетических комиссий будет ограничена федеральной комиссией: ФЭК будет ограничивать тарифы предельной планкой повышения, РЭКи (региональные энергетические комиссии) — определять конкретную стоимость. Установленная ФЭКом предельная планка роста тарифов составляет 14%, при этом имеется в виду, что этот рост может быть и ниже — в пределах 13%. В среднем по областям новые тарифы составят 90—100 коп. за киловатт-час, а в регионах Дальнего Востока стоимость киловатт-часа в среднем будет на уровне 2 руб., на Чукотке и Камчатке — более 3 руб. ФЭК также намерена предложить регионам в течение двух ближайших лет отказаться от перекрестного субсидирования.

Между тем стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по РФ в июле выросла по сравнению с предыдущим месяцем на 1,3% и составила 1116,8 рубля (с начала года — рост на 11,1%). В июле заметными темпами росли цены на продукты переработки зерна и изделия из них. В частности, мука пшеничная стала дороже на 5,8%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки различных сортов, ржаной и ржано-пшеничный — на 2,1—2,4%. Среди наблюдаемых групп непродовольственных товаров в июле, как и в предыдущем месяце, наиболее заметный прирост цен отмечался на строительные материалы — 1,0%. Увеличение тарифов на услуги городской телефонной связи составило 14,5%. Междугородная телефонная связь подорожала на 2,2%. Период массовых отпусков сопровождался ростом тарифов на услуги транспорта: билеты на проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования стали дороже на 2,4—5,7%, билеты на самолет — на 3,0%.

Вице-премьер правительства Г.Карелова 26 августа привела данные о долгах по заработной плате учителям, которые составляют в настоящее время 312 млн. руб. А это, по ее мнению, в три раза меньше аналогичных показателей минувшего года. Вице-премьер отметила, что, начиная с 2004 года, субъекты Федерации должны взять на себя вопросы выплаты зарплат учителям и финансирование всего учебного процесса. В свою очередь федеральный центр будет отвечать за пожарную безопасность в учебных заведениях, капитальный ремонт зданий. Между тем, Г.Карелова признала, что в обществе есть определенные сомнения в связи с решением о передаче в ведение регионов вопросов выплаты зарплаты учителям. По ее данным, за последние полгода число россиян, проживающих за чертой бедности, снизилось на 9 млн. человек и достигло 33 млн. человек. В подтверждение своих слов вице-премьер привела данные о возросшем в первом полугодии (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) среднедушевом доходе, который составил 4980 руб. Однако, как указывают эксперты, вице-премьер не учла, что за последние полгода на 11,6% вырос реальный курс рубля. И при этом для семей, перешагнувших порог нищеты, факт изменения статуса с «малоимущих» на «бедных» отрадным не является.

Плохие жизненные условия определяют низкое состояние здоровья населения страны и высокую смертность. По признанию министра здравоохранения РФ Ю.Шевченко, здоровыми можно считать только 20% населения России. При этом здоровье россиян постоянно ухудшается: ежегодно по болезни на работу не выходят 3 млн. человек, а более 20 млн. находятся в болезненном или предболезненном состоянии. Госкомстат сообщает, что за первую половину года естественная убыль населения составила 454,2 тыс. человек.

Таким образом, несмотря на сохраняющиеся в социально-экономической сфере России серьезные проблемы, прошедшие после дефолта годы не были потеряны для российской экономики. Вместе с тем набранные ею темпы развития пока еще в значительной степени определялись благоприятной ситуацией на мировых рынках, и эта зависимость, судя по принятым правительством прогнозам и проекту бюджета на следующий год, сохранится на среднесрочную перспективу. Кроме того, страна вступает в период парламентской и президентской избирательных кампаний, что явно не будет способствовать проведению социально-экономических преобразований, необходимых для резкого ускорения экономического развития.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме