Игорный бизнес: запретить, нельзя разрешить

22 мая, 2009, 14:46 Распечатать

Можно ли ограничить игорный бизнес в Украине рамками специально созданных игровых зон по примеру многих развитых стран мира?..

Законом Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине» введен временный запрет игорного бизнеса в Украине, т.е. деятельности по организации и проведению публичных азартных игр с целью получения прибыли. В дальнейшем планируется принятие специального законодательства, которым будет предусмотрено право осуществления подобной деятельности только в специально созданных игровых зонах. Со дня вступления в силу нового закона выдача лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению публичных азартных игр субъектам предпринимательской деятельности в стране прекращается, а лицензии, выданные предпринимателям до дня вступления в силу данного закона, отменяются. Кабинету министров в течение трех месяцев предлагается подать парламенту на рассмотрение законопроект о деятельности по организации и проведению публичных азартных игр в специально отведенных для этого игорных зонах. Закон вступает в силу со дня опубликования.

Таково содержание закона де-юре. Де-факто произошло следующее…

Опоздали

Многие годы законодатели достаточно равнодушно наблюдали за хаотичным развитием «азартного» предпринимательства в стране. Вопросы жесткого регулирования игрового бизнеса, адекватных налоговых сборов и тотального контроля за стандартами помещений, в которых проводилась предпринимательская деятельность, почему-то оказывались вне зоны внимания как депутатов, так и местных органов власти.

Многие годы бездеятельности и равнодушия попытались компенсировать одним законодательным актом по сути конфискационного характера.

Можно ли ограничить игорный бизнес в Украине рамками специально созданных игровых зон по примеру многих развитых стран мира? Не только можно, но и нужно, ведь вред, причиняемый таким бизнесом, значительно превышает вредные последствия бизнеса табачного и алкогольного. О влиянии «одноруких бандитов» на молодое подрастающее поколение и говорить нечего. Игровая наркотическая зависимость вряд ли намного лучше употребления реальных наркотических средств.

Тем не менее принятый закон не обоснован ни экономически, ни юридически. Как бы отрицательно мы ни относились к игорному бизнесу, решать эту проблему надо цивилизованными методами, которые бы исключали в последующем возможность судебных исков со стороны игроков рынка. По информации операторов рынка, сумма исков по возврату платы за лицензии и патенты может достигать 0,5 млрд.
грн., и они после получения актов Минфина о приостановке лицензии намерены оспорить их в суде. Не исключают также возможности обращения в Конституционный суд, поскольку считают нарушенной неприкосновенность права собственности.

Право и закон должны работать как швейцарские часы

В той же России аналогичный по сути закон принят таким образом, что законных оснований для его оспаривания в судебных органах не возникает. Даже с представителями сомнительного (но разрешенного) бизнеса нельзя обращаться как с людьми, преступившими закон. Иначе инвестиции, которые так нужны Украине, никогда не придут в страну в нужных для нее объемах, ведь лучшая страховка для инвестора — это осознание факта инвестирования в правовое государство, где право и закон работают как швейцарские часы.

Государственные органы Украины до 15 мая 2009 года создавали все законодательные условия для начала предпринимательской деятельности в сфере игрового бизнеса и принимали в полной мере все необходимые платежи, в т.ч. и оплату за патенты и лицензии на право заниматься определенным видом деятельности. Платежи эти благополучно «оприходованы» государственным бюджетом и, вероятнее всего, уже и «проедены». Изменения в законодательстве не предусматривают какие-либо компенсационные выплаты по этим расходам, понесенным субъектами предпринимательской деятельности.

Работая исключительно в правовом поле, субъекты предпринимательской деятельности закупали оборудование, заключали долгосрочные договоры аренды помещений и трудовые договоры с десятками тысяч граждан Украины. Причем зачастую арендная плата в соответствии с договорами вносилась авансом. Естественно, эти авансовые платежи субъектам предпринимательской деятельности возвращены также не будут. Помещения будут освобождены и обрушат и без того еле дышащий рынок аренды коммерческой недвижимости, а многие десятки тысяч соотечественников пополнят миллионную армию безработных. К слову сказать, потерявшим работу людям придется выплачивать хоть какие-то пособия за счет того же оскудевшего бюджета страны.

Еще раз повторим, игорный бизнес должен жестко регулироваться и ограничиваться, и рано или поздно он будет выведен за пределы городов страны Украина. Только для этого не нужно было пассивно ждать многие годы, а если делать, то законно, причем не обязательно в преддверии президентских выборов.

И велосипед в этом случае изобретать вовсе не нужно. Он уже есть.

В той же России федеральным законом №244 от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предписано до 30 июня 2009 года ограничить игорный бизнес рамками тех же специально созданных игорных зон.

Вместо казино — спортклуб

Российские законодатели проработали закон не по принципу «взять все и отобрать в один момент». Предпринимателям на «перестройку» было предоставлено два с половиной года, а местным органам власти — право сократить срок пребывания игровиков на вверенных им территориях. Кстати, более половины предприятий российского игорного рынка пошли по пути перепрофилирования азартного бизнеса. На месте игровых залов начали функционировать рестораны, боулинги, магазины, спортклубы. Так что поступления в российскую казну не только не уменьшились, а даже увеличились за счет деятельности новосозданных заведений.

К моменту предполагаемого выдворения «азартного» бизнеса за пределы городов были в значительной степени решены предложения по землеотводу. Ну и главное, российский закон достаточно подробно осветил все вопросы, связанные с легальным предпринимательством в этой сфере. Предоставлены необходимые гарантии игрокам рынка, и одновременно предусмотрен жесткий контроль за осуществлением такой деятельности.

Тем временем в России два с половиной года, предоставленные игорному бизнесу как отсрочка, истекают. Причем федеральная налоговая служба России уже сейчас приступила к рассылке предписаний российским казино о прекращении их деятельности до конца июня 2009 года и снятии с налогового учета. Это случилось после того, как президент РФ Дмитрий Медведев в очередной раз подтвердил необходимость фактического запрета азартного бизнеса в стране. Приказ о порядке и правилах закрытия игорных заведений был подписан главой ФНС Михаилом Мокрецовым.

Тем заведениям, которые проигнорируют указание прекратить деятельность, с 1 июля будут «предъявлять иски в судебные органы о ликвидации юрлица». Для обеспечения более эффективной работы ФНС в отношении закрытия предприятий игорного бизнеса будет проведена предварительная инвентаризация всех казино и залов игровых автоматов. Жесткий тон предписания объясняется тем, что глава ФНС, до этого момента не проявлявший особого рвения в подготовке к закрытию игорных заведений, получил персональные указания от президента.

«Никакого отката назад не будет, сколько бы ни пытались лоббировать такого рода решения отдельные предпринимательские структуры», — заявил президент на встрече с Мокрецовым.

В Москве также готовятся к полному прекращению игорного бизнеса. Как сообщил заместитель мэра Москвы Сергей Байдаков, власти столицы не намерены допускать возобновления азартных игр под прикрытием спортивного покера. Для тех, кто пожелает открыть покерный клуб, будет предусмотрена процедура аттестации в департаменте физкультуры и спорта Москвы. По заверениям чиновника, в этом ведомстве сумеют отличить «действительно спортивные клубы от суррогатов».

В то же время букмекерские конторы попадают под амнистию, их деятельность никак не ограничивается. Кстати, самый жесткий из вариантов закона в отношении казино и игровых автоматов был принят с подачи лично Владимира Путина (в то время президента России). Исходя из его же предложений, букмекеров не тронули.

Как сообщает российская пресса, по неофициальным данным, крупные участники игорного бизнеса не собираются ни перебираться в специальные игорные зоны, ни уходить с рынка. Они уже готовятся открывать подпольные казино как в регионах, так и в столице.

Таким образом, если не будет особых указаний президента России и разрешение на работу игорных заведений не будет пролонгировано, с 1 июля в соседней стране легально не будет работать ни одно из них.

Под горячую руку

А вот под горячую руку украинских законодателей попали и букмекеры, которые в той же России, Великобритании, Италии, Германии, да в принципе и во всех остальных европейских странах, работают и будут работать вполне легально, а посещение букмекерских контор не зазорно и не предосудительно как для простых сограждан, так и для многих европейских чиновников. Требования по осуществлению букмекерского бизнеса в Европе ничем не отличаются от установленных для других видов предпринимательской деятельности.

Что руководило законодателями при почти единогласном принятии закона о моментальном вынесении определенной сферы бизнеса за рамки закона? Если трагические события в Днепропетровске, то это не совсем логично, ведь под запрет попали и отвечающие стандартам безопасности объекты. К тому же никто не запрещает, к примеру, пользоваться транспортом на территории страны только из-за того, что одна из автомашин попадает в жесточайшее дорожно-транспортное происшествие. Не запрещают проживать в квартирах из-за того, что по халатности газовиков иногда взрываются целые жилые
дома.

Если причиной послужил эмоциональный порыв (вполне справедливый, кстати) и негодование по поводу морального отравления в первую очередь нашей молодежи, то не понятно, чем таким неотложным занимались законодатели в предыдущие годы?

Почему, к примеру, в 2005 году не был принят закон, жестко регулирующий игровой бизнес и заблаговременно предупреждающий субъектов предпринимательской деятельности о принудительном «выселении» их в специальные игровые зоны еще с 1 января 2007 года? Ведь если бы проблемой озаботились ранее, то и трагедии в Днепропетровске не произошло бы.

Что же касается ссылки в законодательном акте на то, что игровой бизнес запрещен временно, до создания специальных игровых зон, то этот пункт не более чем сомнительное оправдание для конфискационного характера закона.

Никто ничего создавать в обозримые годы не будет, сколько бы постановлений ни издавало по этому поводу правительство. По всей видимости, чиновники и сами понимают, что такие предложения не более чем фикция.

Даже в той же соседней России за два с половиной года реально строительство игорных зон не только не началось, но даже не подготовлена в полной мере вся соответствующая документация, и это при том, что все вопросы разрабатывались в докризисные годы.

Да и для создания украинского ли, российского ли Лас-Вегаса необходимо в первую очередь осознание инвесторами того факта, что в данном государстве ни плата за лицензии, ни плата за патенты, ни рабочие места не отбираются одномоментно ни при каких условиях даже по решению высшего законодательного органа страны, а все законы принимаются скрупулезно просчитанными как с экономической, так и с юридической точки зрения.

В Великобритании букмекерство появилось в XIX веке. Сейчас эта страна удерживает первое место в мире по числу букмекерских контор и игроков на тотализаторе. Только у одного из лидеров этого бизнеса — компании Ladbrokes — более 1900 отделений по всей стране. Разрешение на букмекерскую деятельность в Соединенном Королевстве выдают лицензионные комитеты по букмекерству (Betting Licensing Committee), существующие при каждом городском суде. Можно работать на стадионе или открыть офис. Рассмотрением споров между игроками и букмекерами занимается независимая букмекерская арбитражная служба (Independent Betting Arbitration Service).

Ставки можно делать в букмекерской конторе, по телефону и on-line. Последним двум способам все чаще отдают предпочтение — в основном по экономическим соображениям: телефонные и интернет-ставки не подлежат налогообложению, в то время как в букмекерских конторах взимается налог.

Букмекерский бизнес в Италии является одним из самых прибыльных. Совокупный годовой оборот итальянских букмекерских контор составляет около 2% мирового оборота. Крупнейшая букмекерская контора SNAI контролирует около 80% национального рынка тотализаторов. Общие размеры ставок и сборов с различных спортивных лотерей и тотализаторов постоянно растут. Согласно конституционному закону, все налоги с этого бизнеса идут на поддержку национального олимпийского движения.

Германия. Немецкое законодательство практически не ограничивает букмекерской деятельности. По оценкам представителей этого бизнеса, общая сумма ставок, заключаемых немцами ежегодно, составляет около 6% от немецкого ВВП. Значительную долю в этой сумме занимают сделки, заключенные в Интернете.

Комментарий

Данил Гетманцев, почетный президент юридической компании Jurimex

Рынок азартных игр сегодня действительно составляет опасность для украинского общества. Идея ограничения азартного рынка по территории, то есть введения игорных зон, безусловно, имеет право на существование и с успехом внедрена в целом ряде государств, в том числе и Европы. Вместе с тем нельзя в одночасье, руководствуясь политической целесообразностью, отменять лицензии игровиков. Это незаконно и подставляет государство, давая основания для исков к нему. Кроме того, такой шаг чреват переходом игрового бизнеса в полном объеме в тень. Так, в Израиле, где игорный бизнес под запретом, ежегодный оборот нелегальных игорных домов превышает 4 млрд. долл. С учетом мировой практики достойной альтернативой запрету является система, при которой государство удовлетворяет минимальные потребности населения в игре, максимально контролируя азартную индустрию и направляя доходы от нее на социальные нужды.

Нельзя принимать эпохальные решения, руководствуясь эмоциями, вызванными трагедией в Днепропетровске. Любое решение подобного уровня и масштаба должно быть взвешено, экономически и юридически осмысленно. Вместе с тем нельзя не признать, что при всех недостатках принятого решения парламентарии заняли позицию, согласующуюся с интересами общества.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно