И ДОХОДЫ ЦЕЛЫ, И РАСХОДЫ СЫТЫ ДЫРЫ ОТ «НЕДОПРИВАТИЗАЦИИ» ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАЛАТАЛО НАЛОГАМИ

1 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 1 декабря-8 декабря

Кудесники из Кабмина нашли возможность совместить несовместимое. Несмотря на 12- миллиардный вал д...

Кудесники из Кабмина нашли возможность совместить несовместимое. Несмотря на 12- миллиардный вал депутатских поправок, скромных и не очень, им снова удалось свести бездефицитный баланс главного финансово-политического документа государства и провести его через рифы второго чтения. Нужно отдать им должное — потеряв в доходной части 3,1 млрд. грн., ранее запланированных от приватизации, они сумели сохранить расходную часть практически в неизменном виде.

И открывать Америку для этого не понадобилось. Зачем ломать себе голову, если гораздо проще в очередной раз воспользоваться услугами безотказной «дойной коровы» при государственном бюджете — налоговыми поступлениями?

Дрожжевое тесто для бюджетного пирога

Еще не стерлась в памяти неделя с 11 по 15 сентября — всего пять дней понадобилось тогда родителям бюджета, чтобы без особых усилий и одним махом увеличить доходную часть своего любимого детища сразу на три с лишним миллиарда гривен. В результате план сводных поступлений в проекте бюджета, предоставленном на первое чтение, не остановился на 49 млрд. грн., а зашкалил за 52 млрд. и щедро покрыл требовавшиеся на тот момент государственные расходы на 2001 год. Как тогда объяснил министр финансов Игорь Митюков, на такой «подвиг» правительство вдохновили хорошие результаты выполнения бюджета-2000 за восемь месяцев текущего года. Если говорить более конкретно, то дополнительные деньги были найдены в основном за счет предполагаемого увеличения поступлений от НДС, налога на прибыль предприятий, подоходного налога с граждан. При неизменной величине ставок «припек» рассчитывали получить за счет увеличения базы налогообложения.

Как вы думаете, чем к 30 ноября (второе чтение) Кабинет министров заткнул дыру размером почти в один миллиард гривен в доходной части бюджета? Правильно — точно таким же способом. Ведь с тех пор прошло два с половиной месяца, значит, экономические показатели снова можно уточнять, ориентируясь на текущие достижения. И так до бесконечности? Выходит, чем дольше будет приниматься бюджет, тем солидней будет в нем цифирь. Ради этого можно бы и не торопиться.

Но отступать некуда, до нового года осталось всего ничего. Да и Президент на сей раз дает добро: по его мнению, бюджет, доработанный ко второму чтению, стал реалистичнее, социальнее и главное — не потерял свою девственную бездефицитность.

Итак, по словам министра финансов Игоря Митюкова, уточненный прогноз доходов сводного бюджета на 2001 год оценивается в сумме 51,8 млрд. грн., против 52,1 млрд. грн., предложенных на первое чтение. Потеря после доработки составляет всего около 300 млн. грн. Но это сущая ерунда, если учесть, что в новой редакции госбюджета существенно уменьшены ожидаемые поступления от приватизации.

«Состояние экономики в августе-сентябре позволили уточнить макроэкономические показатели и поступления в бюджет на будущий год», — убеждает г-н Митюков. В частности, теперь ожидается, что прибыль предприятий составит 36 млрд. грн., что на 1,5 млрд. больше, чем учтено в редакции бюджета от 15 сентября. Более того, на сей раз Минфин принял также в расчет и темпы уменьшения недоимки по этому налогу. В результате предложено увеличить прогноз поступлений от налога на прибыль предприятий на 333 млн. грн. — до 7,9 млрд.

По-хозяйски выскребли сусеки и небедного акцизного амбара. В итоге объемы акцизных поступлений в государственную казну предлагается увеличить сразу на 426 млн. грн., в том числе за счет отечественной подакцизной продукции — на 160 млн., импортной — на 265 млн.

Дальше ловилась рыбка помельче — нынче не до жиру. Чем не деньги 130 млн. грн., дополнительно ожидаемые от увеличения собираемости налога на добавленную стоимость? Или еще 117 млн. грн., которые правительство в следующем году собирается дополучить за счет частных доходов домашних хозяйств — попросту говоря, от подоходного налога с граждан. Секрет уверенности разработчиков опять-таки кроется в результатах, достигнутых на налоговом поприще в нынешнем году: вместо ожидавшихся ранее 4,9 млн. грн. подоходного налога с соотечественников бюджет, по прогнозам, получит аж 6,2 млн. Причина? В 2000 году этот налог в полном объеме был закреплен за местными бюджетами, а те, конечно, постарались...

Еще один фискальный источник поступлений в государственную казну — НДС. Правительство, естественно, согласилось с предложением парламентского комитета по вопросам бюджета пролонгировать еще на год действие пункта 11.6 статьи 6 закона «О налоге на добавленную стоимость» в части невозмещения входного НДС при экспорте товаров на условиях бартера (плюс 112 млн. грн. к доходной части). Кроме того, учтено предложение сохранить в 2001 году сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, что принесет в казну еще 78 млн.

Если ко всему перечисленному добавить увеличение ожидаемых поступлений от местных налогов и сборов на 32 млн. грн. и прочую мелочь, то разом набегает где-то около 983 млн. И никаких ошибок — такую же цифру дали независимые расчеты первого заместителя председателя Верховной Рады Виктора Медведчука, которому такое «уменьшение налогового пресса» совсем не нравится.

Остальные два миллиарда, недобираемые от приватизации, правительство собирается покрыть за счет: отчислений от платы за транзит природного газа через территорию страны и рентной платы за газ, добываемый в Украине (все вместе 1,5 млн. грн.), продаж участков земли несельскохозяйственного назначения (200 млн.), платы за специальное использование водных ресурсов (19 млн.), прочих поступлений. Главное, что недоприватизированные 3,1 млрд. грн. с хирургической точностью покрыты.

А Клинтон снова хочет...

Парадоксально, но факт: сокращение доходов от приватизации и в целом доходов сводного бюджета (пусть даже и не очень значительно — на 300 млн. грн.) не только не помешало, а даже способствовало увеличению отчислений на социальную сферу на 160 млн. Дело в том, что значительную часть приватизационных средств (около 2,6 млрд. грн.) предусматривалось направить на инновационное инвестирование предприятий и на обеспечение нужд самого процесса приватизации. Но поскольку на 9 миллиардах поставлено большой крест, то и от инвестиционных отчислений пришлось отказаться. А коль приватизационный недобор все же удалось компенсировать, то у правительства появилась возможность покозырять перед депутатами-борцами за социальные гарантии — доля отчислений на социальные нужды увеличилась с 42,7 до 46,9%.

В частности, Минобразования дополнительно предложено выделить 51,5 млн. грн. Из этих средств 5 млн. направляется на расширение кредитных программ на получение образования, 19,5 млн. — на программу развития украинского языка. На культуру нашлось еще 20 млн. грн., на медицину — 26 миллионов. Почти на 50 млн. увеличены расходы на Национальную академию наук, большая часть этих средств предназначена для финансирования фундаментальной науки. Учтены даже расходы на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений — 452 млн. грн., о чем так ревностно пеклась Счетная палата. А Министерству труда и социальной политики дополнительно выделено 80 млн. грн., 75 млн. из них направлено на погашение задолженности по регрессным искам и одноразовую помощь, связанную с потерей профессиональной пригодности шахтеров и рабочих горных предприятий.

Судьба всех этих благих намерений в любом случае будет зависеть от реальности запланированных налоговых доходов и их собираемости. С этим согласился председатель бюджетного комитета Александр Турчинов, когда, имея в виду именно налоги, говорил: «Бюджет, конечно, напряженный, но принимать надо». И приняли. А что делать, если этого хотел не только украинский, но и американский президент. Во всяком случае, об этом не преминула упомянуть Наталья Витренко, обращаясь к парламенту: «Билл Клинтон обязал вас именно сегодня принять бюджет. И он будет очень не доволен, если этого не произойдет. Поэтому соберитесь, ребята...»

Но без третьего чтения не обойдется. Туда перекочевали самые спорные статьи, которых оказалось что-то порядка тридцати, в том числе и такие «хиты сезона», как реформа межбюджетных отношений. Так что бюджетное шоу продлится как минимум еще неделю.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно