Хроника пикирующего кошелька

9 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 9 июня-16 июня

За минувшие три месяца Кабмин утвердил больше решений о повышении тарифов в различных регулируемых отраслях экономики, чем за три последних года вместе взятых...

За минувшие три месяца Кабмин утвердил больше решений о повышении тарифов в различных регулируемых отраслях экономики, чем за три последних года вместе взятых. С одной стороны, это дало повод обвинять уходящее правительство в неуважении к своему народу и работе по принципу «после нас хоть потоп». С другой — экономическая необходимость в приведении тарифов на целый ряд услуг в соответствие с себестоимостью назрела давно. И лишь политическая конъюнктура (две предвыборные кампании одна за другой) и вызванная ими необходимость избегать непопулярных решений не давала это сделать. До начала следующей кампании еще три года, и в тарифной политике у чиновников развязаны руки.

Большинство наиболее значительных повышений тарифов сведены в таблицу. Они касаются рынков, регулируемых Кабмином.

Поскольку регулируемые тарифы входят в себестоимость значительного количества товаров и услуг, данные решения могут вызвать лавинообразное повышение цен во всех остальных секторах экономики и стимулируют инфляцию. Хотя, по мнению ряда экспертов, умеренная инфляция была бы полезна украинской экономике, а отечественная валюта укрепляется искусственно, подробное исследование вопросов монетарной политики выходит за рамки данной публикации. Равно как и то, что одним из главных «тарифообразующих факторов» является цена на российский газ, устанавливаемая волюнтаристскими методами руководством соседней страны.

Решения об увеличении тарифов на некоторых других рынках (коммунальных услуг, городского транспорта, продуктов питания, производимых предприятиями коммунальной собственности, и т.д.) должны приниматься другими органами власти. Так, буквально на днях Министерство строительства заявило о необходимости повышения тарифов на теплоснабжение населения на 60—63%, на услуги по водоснабжению и водоотводу — на 20—25%. Столичные власти также твердят о необходимости новых цен на коммунальные услуги. Муссируется тема цены на хлеб и на транспорт (последний в крупных городах давно работает в убыток).

Как видно из таблицы, в 2003 и 2004 годах правительство так и не пошло ни на одно сколь-нибудь серьезное решение, которое могло бы быть негативно воспринято электоратом. Со своей стороны, парламент несколько раз принимал резолюции, вводящие мораторий на повышение тарифов. Последний такой мораторий, кстати, был принят не далее как в январе текущего года.

Правительство, пришедшее к власти после оранжевой революции, по крайней мере, начало рассматривать возможности пересмотра цен. И даже пустило пробный шар, приняв непопулярное и столкнувшееся со множеством протестов решение о повышении тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Тогда же начало обсуждаться повышение цен на электроэнергию и услуги связи. Однако осенью состав Кабинета министров сменился на «предвыборный», и подготовка непопулярных решений была заморожена.

Впрочем, причина этого — не желание конкретных личностей, а сама логика управления экономикой в предвыборный период: не факт, что на повышение тарифов на такие социально значимые услуги, как энергоснабжение и связь, решился бы и кабинет Тимошенко. Другое дело — после выборов. Обращает на себя внимание тот факт, что за раскрутку цен с готовностью взялось то же правительство, которое полгода назад все эти процессы заморозило.

Наконец, нужно отметить характерную для Украины управленческую тактику под условным названием «ни шагу вперед, два шага назад». Ряд решений предыдущих кабминов о повышении тарифов в силу так и не вступили — были отменены или пересмотрены. Например, осенью прошлого года так и не ввели единый тариф на электроэнергию, который бы мягко, на 5%, повышался из месяца в месяц. На всю минувшую неделю «зависло» уже принятое правительством решение о повышении тарифов на услуги связи…

Не исключено, что новое правительство, которое придет на смену нынешним «и.о.», откорректирует их действия на поприще повышения цен. Хотя логика принятия непопулярных решений говорит о том, что сейчас для них самое время. Ближайшие выборы в 2009-м, и новый кабинет имеет шанс показать, что на смену политическому популизму в государственном управлении придет экономический реализм.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно