ХЕЛЛОУИН, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С НАМИ

5 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

…Хорошо излагает, собака. И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев» Пожалуй, не осталось в Украине вдумчивого избирателя, который не знал бы, что в Америке Хеллоуин празднуют в ночь с 31 октября на 1 ноября - весело и жутко...

…Хорошо излагает, собака.

И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»

Пожалуй, не осталось в Украине вдумчивого избирателя, который не знал бы, что в Америке Хеллоуин празднуют в ночь с 31 октября на 1 ноября - весело и жутко. Практический смысл праздничных мероприятий сводится к тому, что маленькие детки, наряженные страшненькими призраками, требуют у всех чего-нибудь вкусненького и красивенького. А иначе - устроят жадным дядям какую ни на есть бяку. То есть происходит обыкновенный бюджетный процесс, но у них, у американцев, нечистой силе на ее невинные шалости отведена за все про все одна ночь в году. В Украине Хеллоуин давно уже стал хроническим государственным праздником, обостряющимся в период выборов и принятия очередного бюджета. Традиция у нас такая, и не отступим мы от нее - ни на миллиард.

«Доходяги»

Прежде всего - радостное известие от Кабмина. Растет у нас объем промышленного производства, прирастает, родимый, аж на три процента по сравнению «с аналогичным периодом прошлого года». Во всяком случае, такого мнения придерживается премьер. Уж не знаю, как в правительстве прикидывают цифры этого самого прироста, зато точно знаю, что с начала года ВВП сократился на 2%, а денежная масса, обслуживающая всю эту благодать, увеличилась на 33% (не в последнюю очередь благодаря массированным выплатам зарплатной налички). Запомним указанную пропорцию прироста - на всякий случай.

…Методика и схемы извлечения средств из госказны остаются в целом неизменными, что, в частности, свидетельствует о стагнации преобразований в экономике. Общая идея состоит в том, чтобы добиться перераспределения через госбюджет максимально большей части ВВП. Чем больше гипотетических доходов написано в соответствующей части бюджета, тем больше реальных расходов на полезные нужды смогут сделать распорядители бюджетных средств. А если указанное увеличение доходов еще и увязать с весьма хитрыми бартерными и вексельными схемами, то получить свою долю прибыли от расходов сможет любой крепкий умом трейдер.

Именно этими доходно-расходными бубновыми хлопотами и озабочен бюджетный комитет парламента, предлагающий, в пику Кабмину, малехо увеличить доходную часть госбюджета (на 15,88 млрд. грн.). Ну и будет в доходной части изображено, что родная власть может потратить 42,159 млрд. грн. - бюджет-то считается бездефицитным. И она их потратит, будьте вы спокойны, даже если никаких 16 миллиардов «сверхдоходов» в реальной жизни не получит. Штука-то не в том, чтобы получить, штука в том, чтобы официально запустить полезные для нескольких групп заинтересованных лиц кредитно-бартерно-вексельные схемы. Немного смешных подробностей.

Основными источниками увеличения доходной части бюджета, в изложении главы бюджетного комитета Юлии Тимошенко, послужат: суммы недоимки в госбюджет энергетических компаний (11,184 млрд. грн.), доходов от налогообложения импортных товаров в общей сумме 1,078 млрд. грн.(НДС на импортные товары, акциз на них же, плюс ввозная пошлина). Но это еще не хиты, это присказка. Хитами этого года по праву могут считаться: расчет на доходы от управления государственными корпоративными правами в сумме 1,784 млрд. грн. (производство-то у нас растет немерянно, особенно в госсекторе и под госуправлением) и - абсолютная ловкость мысли! - доходы от того, что с золотовалютных резервов Нацбанка предполагается снять курсовую разницу. В размере 1,5 млрд. грн.. Тут есть два варианта и оба худшие: либо глава бюджетного комитета просто не ведает, что говорит - и это печально, либо ведает - тогда это страшно. Комментировать подобные экономические изыски бессмысленно - во всяком случае, экономисты, не заинтересованные персонально и напрямую в увеличении расходов бюджета, вместо комментариев в лучшем случае глядят на тебя печальным взглядом…

Менее одиозным, но от этого не более реальным является источник доходов под названием «за счет возврата средств субъектами хозяйствования в счет погашения долга по выплаченным Минфином гарантиям по полученным ими иностранным кредитам». Ну это мы помним - учения директоров-должников по гражданской обороне и все такое прочее, разумное и вечное. Кстати, есть в предложениях комитета один бесспорно положительный сдвиг: предлагается запретить правительству выдавать указанные гарантии. Это хорошо бы, да, похоже, не пройдет.

Резюмируя доходные новации, процитируем Виктора Пинзеника: «Модифицированный проект бюджета содержит и новые, дополнительные жемчужины. Оказывается, что экономика, которая за 9 месяцев этого года дала поступлений в бюджет 26% ВВП, должна дать 36% - всего-то на каких-нибудь 15 миллиардов больше. Я задаюсь только одним вопросом - почему не на все 150?» Подождите немного, Виктор Михайлович, к тому все пока что и идет…

Наши долги

мы никому не отдадим

Ясное дело - не отдадим, самим нужно, поскольку намереваемся широко кредитовать из бюджета все, что необходимо участникам дележки. Кто еще не знает, пусть знает, что выплаты по долгам в следующем году - почти 16 млрд. грн. (см. сумму увеличения доходов в изложении бюджетного комитета - похоже?). Похоже, да не то. Бюджетный комитет намерен взять означенные миллиарды совсем в другой оборот, а расходы на обслуживание госдолга - урезать, что твой марш, на 2,385 млрд. грн. А из сэкономленных на долгах средств широко прокредитуем и профинансируем агропромышленный наш комплекс. Создадим внутри бюджета два скромных таких фондика для льготного кредитования предприятий АПК - один по краткосрочному кредитованию, второй - по долгосрочному.

По этому поводу можно сказать многое, но мы для простоты картины ударимся в воспоминания. Долгожители знают, какие прибыльные схемы авансирования села работали, к примеру, в 1996 году. Это - когда село получает аванс (льготный кредит), покупает на него что-нибудь горюче-смазочное и сеет себе на просторе. Рассчитывается урожаем, к осени, по бартерным соотношениям весны. Таким образом, продавцы-поставщики снимают прибыль и с бартерной схемы, и с инфляции, которую бюджетный комитет, судя по его идеям, не прочь подтолкнуть. Заметьте - все не на своих кровных деньгах, на наших кровных, уходящих безвозвратно.

Впрочем, бюджетный комитет щедр: в своем проекте бюджета он предлагает втрое увеличить расходы на зарплату, а также «в 2000 году на 4,15 млрд. грн. погасить вклады населения в Сбербанк в счет взаимозачетов по погашению долгов населению за энергоносители». По поводу последнего можно только тихонько заметить, что вексельные и взаимозачетные схемы бюджет - энергоносители всегда были весьма прибыльны, но, как ни странно, не для бюджета. Возрадуйся, налогоплательщик - твои деньги используют с умом и вкусом. Но ты об этом не узнаешь.

Гасить

или не гасить?

…И если «гасить», то кого? Намерения г-жи Тимошенко относительно НБУ не ограничиваются изъятием «курсовой разницы с валютных резервов». Бюджетный комитет предполагает, что с помощью Нацбанка можно будет не только увеличить доходы бюджета, но и расходы его подредактировать. А именно - не платить долги Минфина перед Нацбанком по облигациям внутреннего государственного займа, а попросту «эти совершенно не нужные погашения долга перед НБУ отсрочить», сэкономив таким образом 1,55 млрд. грн. Как выразилась г-жа Тимошенко, «зачем нам перед своим Нацбанком влезать в долги и платить баснословные проценты? Это совершенно нелепо». После сказанного остается только предположить, что гораздо более «лепо» окажется покончить с заимствованиями правительства и вернуться к незамысловатому печатанию гривен на текущие расходы.

Все, беру назад свои слова по поводу стагнации - это не стагнация, это очевидный регресс. Уж не говоря о том, что правительство, нуждающееся в средствах, просто обязано обслуживать и погашать свои долги в срок. Как, впрочем, и выполнять взятые на себя обязательства по гарантированию кредитов (практика, конечно, порочная, но уж дал гарантию - изволь отвечать).

Впрочем, в бюджетном комитете так не считают. Ю.Тимошенко предлагает отказаться «от обслуживания внешнего государственного долга в той части, которая создалась вследствие непогашения субъектами хозяйствования иностранных кредитов, полученных под гарантии правительства». Спи спокойно, иностранный инвестор, поделившийся своими деньгами с нашим правительством.

Да, кстати о деньгах: на будущий год, по словам г-жи Тимошенко, бюджетный комитет предлагает обустроить для правительства лимит внешних заимствований в сумме ,33 млрд., включая кредиты от Всемирного банка и МВФ. Бог с ним, с лимитом, но кто вообще нам денег даст? Юлия Владимировна резонно замечает: «Насколько правительство будет способно заимствовать, зависит от того, насколько мир будет доверять этому правительству». Которому, добавим мы, настоятельно рекомендуют увеличить поступления в бюджет до смешного и при этом не возвращать долги.

Праздник жутковатых розыгрышей и небезобидных страшилок - Хеллоуин - в украинском бюджетном варианте длится, длится и длится. Ввиду тяжелых и продолжительных противоречий между Кабмином и бюджетным комитетом ВР, проект бюджета будет прочтен парламентом еще раз и еще раз. Через две недели. Чего хочет бюджетный комитет, мы уже в общих чертах поняли - он хочет много доходов и прибылей. Чего хочет правительство, мы неизбежно поймем после окончания президентско-избирательной части праздника. К удовольствию всех любителей политического и экономического хепеннинга - представление продолжается при любом президенте.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно