«ХАРТРОН» ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ КОСМИЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ НОМЕР ОДИН НАЗЫВАЮТ СЕГОДНЯ МЕЖДУНАРОДНУЮ КОСМИЧЕСКУЮ СТАНЦИЮ «АЛЬФА» - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

«ХАРТРОН» ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ КОСМИЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ НОМЕР ОДИН НАЗЫВАЮТ СЕГОДНЯ МЕЖДУНАРОДНУЮ КОСМИЧЕСКУЮ СТАНЦИЮ «АЛЬФА»

4 августа, 2000, 00:00 Распечатать

12 июля ракета «Протон» вывела на орбиту служебный модуль «Звезда». 26 июля успешно произведена автоматическая стыковка модуля с международной космической станцией...

12 июля ракета «Протон» вывела на орбиту служебный модуль «Звезда». 26 июля успешно произведена автоматическая стыковка модуля с международной космической станцией. В результате создана орбитальная станция, пригодная для длительного пребывания в космосе от трех до шести космонавтов в составе интернациональных экипажей. Планируется, что первый экипаж посетит станцию 30 октября. Это чисто научный проект, в котором участвуют представители России, США, Европейского космического агентства, возможно дальнейшее участие компаний Японии, Канады и других стран. Система управления служебного модуля «Звезда» разработана украинским предприятием АО «Хартрон». Киевский радиозавод произвел очень важную систему «Курс», входящую в систему управления.

Нынешняя система управления воплотила многолетний опыт «Хартрона» по разработке СУ транспортных кораблей снабжения комплекса «Алмаз», грузовых и научных модулей комплекса «Мир», созданных совместно с центром им. Хруничева в период с 1977 по 2000 год, результаты научных исследований, полученных непосредственно для МКС — блоки «Заря», «Звезда».

Стыковка модуля «Звезда» и международной космической станции очень важна для украинской и российской космической отрасли — безупречное выполнение этой задачи гарантировало участие России и Украины, как партнеров в международных космических программах.

Практически для всех фирм — создателей ракет и космических кораблей (спутников) бывшего СССР «Хартрон» делал системы управления: для ракет и спутников КБ «Южного» и «Южмаша», для ракет Красноярского КБ прикладной механики и Омского ПО «Полет», баллистических и крылатых ракет НПО «Машиностроение», космических аппаратов центра им.Хруничева и НПО им.Лавочкина, для ракеты «Энергия» РКК «Энергия». Спектр деятельности чрезвычайно широк — от баллистических ракет и носителей, высокоточных систем управления космическими аппаратами до тяжелых (18—20 тонн) космических кораблей с автоматической стыковкой в космосе. Системы управления «Хартрона» всегда отличались высокой живучестью. Нынешняя система, созданная для МКС, должна обеспечить безотказную работу в течение 15 лет.

Специалисты отмечают, что стыковка в космосе — достаточно специфическая задача. На территории бывшего СССР лишь два предприятия изготавливали системы управления — РКК «Энергия» и «Хартрон». Теперь одно из них — в России, другое — в Украине. РКК «Энергия», а проще фирма Сергея Королева — разработчик СУ для семитонных объектов типа «Союз» и «Прогресс», ниша, сохранившаяся за «Хартроном», — двадцатитонные модули с полностью автоматической системой управления. Пока России выгодно оставлять эту нишу Украине: чтобы взять разработку подобных СУ на себя российским предприятиям, как считают специалисты, понадобится порядка пяти лет и к тому же необходимо значительное финансирование.

Удастся ли сохранить украинскому предприятию свои позиции на российском рынке? Президент АО «Хартрон» Яков Айзенберг отвечает на этот вопрос предельно просто:

— Мы из кожи вон лезем, чтобы остаться, но от нас мало что зависит. Надо, чтобы у российских фирм, работающих с нами, были коммерческие заказы. Они готовы сотрудничать — мы для них привычные, надежные, дешевые. Сегодня использование ракет для запуска космических аппаратов — исключительно выгодный бизнес. Французская ракета, если не ошибаюсь, берет 150 млн. долл. за пуск, российский «Протон» — 80 млн. долл. Доставка на орбиту спутника телевидения или связи очень прибыльное дело. Мы делаем для центра им.Хруничева СУ ракеты «Рокот». Они предназначены для выведения малых спутников связи.

Идеальный пример конверсии — ракета СС-18. Самая грозная и самая лучшая в мире межконтинентальная ракета, американцы ее ласково называют «Сатаной». После ратификации российской Госдумой договора ОСВ-2 все ракеты, находящиеся сегодня в России, будут вытаскиваться из шахт. Системы управления для межконтинентальных ракет были основным «хлебом» для «Хартрона». На его счету 20 типов таких ракет. И вот абсолютное оружие превращается в мирную ракету. Наш первый спутник уже запущен. На очереди намеченный на 25 августа запуск второго.

Сегодня ведущее предприятие военно-промышленного комплекса «Хартрон» в основном в сфере космоса работает в российских проектах, налоги же платит Украине. Специалисты считают, что сотрудничество украинского и российских предприятий могло бы стать более тесным, если бы наконец был решен вопрос приватизации «Хартрона».

Сегодня 74,6% акций «Хартрона» принадлежат государству. Ситуация напоминает принцип чемодана без ручки — и носить тяжело и бросить жалко.

Шесть раз Кабмин Украины менял свои решения по приватизации этого предприятия и это в условиях договоренности с российскими партнерами о приобретении пакета акций. Последняя эпопея тянется с января. Вначале государство оставляло себе 25% плюс одна акция, затем готовы были продать все 74,6%, но вмешалось Национальное космическое агентство Украины и приватизация была остановлена. Вроде бы документы подписаны, согласованы, но хода они так и не получили, ничего не говорится ни об условиях конкурса, ни о цене.

Одно из крупнейших украинских предприятий, в составе которого десятки КБ — «мозговой центр», как называют его специалисты, выживает, как говорится, не благодаря, а вопреки. Незаурядное событие — стыковка в космосе, которую провели системы управления «Хартрона» и о чем говорили в конце прошлой и начале этой недели во многих странах мира, в Украине прошло как-то незамечено. Государство, похоже, забыло об этом своем товаропроизводителе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно