ГОСУДАРСТВО И РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР: НЕОБХОДИМ АКТИВНЫЙ ДИАЛОГ

Поделиться
Очевидно, что как государство независимая Украина достигла определенного уровня в своем политиче...

Очевидно, что как государство независимая Украина достигла определенного уровня в своем политическом и экономическом развитии: преодолен системный кризис, экономика стабильно развивается и приобретает черты социальной направленности. Мы стали одной из наиболее открытых стран на Европейском континенте с быстроразвивающейся системой рыночного хозяйствования, квалифицированной рабочей силой, стабильной валютой, льготным режимом налогообложения в свободных экономических зонах.

Это с одной стороны. С другой — мы по-прежнему демонстрируем пример некомплексного подхода к реформам. В результате бизнес чересчур зависим от политической конъюнктуры, снижение ставок налогов при отсутствии их правильного администрирования не улучшает бюджетную ситуацию, а промышленный рост не ликвидирует проблему тотальной бедности…

Руководство к действию

Общеизвестно, что эффективность социально-экономической политики должна оцениваться в первую очередь по таким параметрам, как повышение реальных зарплат и пенсий, увеличение количества рабочих мест, уверенность граждан в завтрашнем дне. Эти показатели включает в себя уровень социального развития.

Программой ООН по социальному развитию (UNDP) был подготовлен отчет-02, в котором Украина по уровню социального развития находится примерно посередине, занимая 80-е место из 173. Для сравнения: Россия находится на 60-м, Эстония — на 42-м, Литва — на 49-м, Белоруссия — на 56-м, Куба — на 55-м. Отметим, что в отчете ООН принимаются во внимание не только экономические факторы жизни людей, но и степень социальной свободы, роль граждан в формировании системы власти.

Не менее актуальными являются и исследования Всемирного банка по проблеме уровня национального дохода. Так, по итогам развития в 2001 году Украина занимала 143-е место в мире с 720 долл. США национального дохода на душу населения. Эта цифра — на уровне Шри-Ланки, Конго и Экваториальной Гвинеи.

А как выглядят наши основные показатели на уровне развитых стран? В первом полугодии 2003 года среднемесячная зарплата в Украине составляла 413,65 грн. Это означает, что ее размер только на 14% превышает прожиточный минимум, принятый для трудоспособного населения. Для сравнения, наша средняя зарплата в 60 раз ниже, чем в США, в 8,7 раза меньше польской, почти вдвое — российской.

Все это — следствие трех причин: игнорирования фактора времени, который позволил ряду стран сделать рывок вперед, а других оставил на обочине экономических процессов; бессистемного характера реформирования экономики Украины, а также несовершенства структур государственного управления и неэффективности их деятельности.

Полумеры в продвижении экономических реформ в 90-х годах серьезно затормозили процессы возрождения производства, повышения благосостояния граждан. Если бы время не было потеряно, показатели национальной экономики на момент начала экономического роста были бы гораздо существеннее. В частности, начнись комплексные институциональные реформы в 1992 году, тогда, по оценкам аналитиков, социально-экономические параметры вдвое превысили бы те фактические величины, с которых начался этап стабилизации и экономического роста. Соответственно, итоги 2000—2002 годов могли бы быть иными.

Рыночные преобразования на постсоветском пространстве жестко изменили жизнь миллионов людей и многими оцениваются негативно. Но они не являются плохими сами по себе. Несовершенными могут быть экономическая стратегия и экономическая политика. С точки зрения промышленников и предпринимателей, на узком отрезке исторического времени допущена концентрация ряда острых проблем: громоздкая налоговая система с ярко выраженным фискальным характером; «пробуксовывание» пенсионной реформы, которая могла бы существенно снизить нагрузку на фонд оплаты труда; слабая, изолированная от реальной экономики банковская система; отсутствие механизмов инвестиционной политики на фоне растущего износа основных фондов; стагнация малого и среднего бизнеса; низкий уровень платежеспособности граждан и др.

Эти проблемы усугубились серьезными деформациями в отношениях государства и общества, несовершенством украинской политической системы.

Политика и экономика соединились в некий заколдованный круг: качественные политические изменения дают возможность экономике двигаться вперед, при этом каждый шаг экономического развития является залогом политической стабильности. Не подлежит сомнению, что для эффективного продвижения вперед, кроме всего прочего, необходимо несколько условий: стабильное правовое поле, либеральное и снова-таки стабильное налоговое законодательство, реальная детенизация экономики, минимизация вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих структур, учет интересов социально незащищенных слоев при формировании государственной экономической стратегии.

Только при выполнении всех этих условий позитивная динамика последних лет (в прошлом году на 1% прироста ВВП приходился 5-процентный рост реального уровня жизни среднестатистического украинца) сможет реально повлиять на повышение благосостояния. Очевидно, что именно это обеспечит доверие народа к социально-экономическим преобразованиям, реализуемым властью. Такая политика не должна быть заложницей краткосрочного политического популизма. Необходимо, чтобы она базировалась на долгосрочной экономической стратегии и год от года наполнялась конкретным содержанием.

Эти принципы и определяют цели и задачи Украинского союза промышленников и предпринимателей — единственной в своем роде общественной организации, которая объединяет представителей реального сектора экономики, производящих 80 % ВВП, и имеет определенный опыт отстаивания их интересов на уровне государства.

Еще раз о налогах

В настоящий момент вопросы налогообложения регулируются почти 1,5 тыс. законодательных и нормативных актов, которые нередко не стыкуются между собой. Именно поэтому УСПП настаивает на принятии Налогового кодекса, но с обязательным условием либерализации налоговых норм и совершенствования системы администрирования налогов.

Есть две очевидные закономерности. Во-первых, пока общее налоговое законодательство в Украине (без учета льготных территорий — СЭЗ и ТПР) не будет более либеральным, чем в странах Восточной Европы, Балтии или России, до тех пор мы не сможем конкурировать с ними в привлечении крупных инвестиций. Во-вторых, пока расходы хозяйствующих субъектов на уклонение от уплаты налогов с учетом всех рисков не станут превышать в совокупности сами налоги, вывести экономику из тени представляется нереальным.

Пока, с точки зрения промышленников и предпринимателей, процесс усовершенствования налоговой системы, как и поиск совершенных инструментов регулирования налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики проходит крайне медленно и достаточно хаотично. Наряду с некоторыми позитивными изменениями в сфере налогообложения — снижением налога на прибыль с 30 до 25 %, уменьшением ставки налогообложения физических лиц до 13 % и пр. — нерешенным остается ряд проблем.

Если говорить о налоге на доходы физических лиц, то нас очень беспокоит, что «послабление» не коснулось нагрузки на фонд оплаты труда для работодателей (общая сумма платежей сейчас достигает 40% ФОТ). В таком варианте этот шаг может быть неэффективным с точки зрения обеспечения легализации теневых доходов граждан и необходимого расширения базы налогообложения. К сожалению, после принятия закона других мер не последовало.

Несколько слов об НДС. Мы приветствуем снижение его с 20 до 17 %, хотя считаем, что ставка налога может снижаться и дальше — по мере роста производства и наполняемости бюджета. Однако без решения проблем администрирования налога, возвращения экспортерам государственной задолженности по НДС положительного экономического эффекта не будет. Пока что НДС, как и наличие значительного количества необоснованных налоговых льгот, играет крайне деструктивную роль в общеэкономических процессах.

Представители УСПП, Партии промышленников и предпринимателей голосовали в парламенте против ликвидации спецпатента для мелких предпринимателей. Логика наших действий такова: система должна быть проста и доступна в администрировании. К тому же необходимость уплаты всех налогов вместо фиксированного сбора увеличивает не только фискальную нагрузку, но и расходы на содержание бухгалтерии, что в итоге может привести к нерентабельности мелкого бизнеса и появлению новых безработных.

Обращает на себя внимание непоследовательность действий правительства в реализации провозглашенного курса на создание стабильного и прозрачного налогового поля. Свидетельство тому — недавнее повышение ставок акцизного сбора на алкогольные напитки, рентной платы на нефть и газ. Фактически правительство существенно увеличило налоговую нагрузку на те отрасли экономики, которые исправно платят налоги, наращивают объемы производства, осваивают новые технологии. Теперь эти предприятия будут иметь значительно меньше возможностей для реализации инвестиционных проектов, роста объемов производства. Проблема наполнения бюджета так и не будет решена.

Думаю, что сейчас такого рода пожарные меры просто недопустимы. С одной стороны, необходимо обеспечить возможности для развития, наращивания прибыли легально работающим предприятиям, с другой — расширять базу налогообложения за счет вывода экономики из тени, решительной борьбы с контрабандой, подделками и фальсификатом. Вот в чем суть эффективной налогово-бюджетной политики.

Именно вследствие чрезмерного налогового давления, несовершенного экономического регулирования, нарушения баланса интересов государства и граждан теневой сектор в 90-х годах стал средством выживания значительной части бизнеса, формой реализации экономической инициативы. По разным оценкам зарубежных и отечественных экспертов, уровень тенизации нашей экономики достигает сегодня 40—45% ВВП, в то время как в развитых странах он не превышает 5—15%. А это значит, что в случае создания действительно эффективных стимулов к легализации мы получим увеличение национального продукта более чем на четверть, фонда оплаты труда в экономике — порядка 110 млрд. грн. «Свое» получит и бюджет (по подсчетам, 12—13 млрд. грн.), и социальные фонды. Только в Пенсионный фонд дополнительно может поступить 2—3 млрд. грн. Что особенно важно, существенно снизится налоговое давление на фонд оплаты труда, который формируют производители. Если консолидированные отчисления работодателей в бюджеты социальных фондов останутся на нынешнем уровне, они составят 20—25 % от фонда оплаты труда вместо нынешних 40%. Представляете, какой резерв для увеличения реальной заработной платы, развития производства, роста внутренних инвестиций!

Мировая практика свидетельствует о действенности таких подходов. В Италии в свое время было задекларировано 55 млрд. евро, которые возвратились из-за рубежа либо из оффшорных зон. Среди стран СНГ, в Казахстане, за очень короткий срок было легализировано около 500 млн. долл. США, причем наличными внесено 88% средств, часть которых находилась в обороте малого и среднего бизнеса, часть — на счетах в иностранных банках.

Важно, чтобы в арсенале средств детенизации не превалировали карательно-административные меры, чтобы общество сформировало свое отношение к процессу легализации (амнистии) доходов, не допустив при этом «отмывания» средств преступного происхождения.

Промышленники нуждаются
в цивилизованном протекционизме

Необходимо понять, что Украина испытывает настоятельную потребность в системе государственных приоритетов: инвестиционных, правовых, политических. Мы должны четко и грамотно формировать политику государственного протекционизма.

Как показывает опыт, лидирующие позиции в мировой экономике занимают те страны, которые в экономическом движении опираются на свои конкурентные преимущества. Поэтому, выстраивая приоритеты экономической модернизации в Украине, необходимо объективно оценить отрасли производства и отдельные товарные группы, способные обеспечить прочные конкурентные позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Потенциально такими являются высокотехнологические отрасли: ракетно-космическая, самолето- и моторостроение, электросварка, порошковая металлургия, биотехнологии, отдельные производства ВПК. Еще один блок — АПК, который базируется на уникальных природных условиях и глубинных традициях производства и экспорта продуктов питания. Транзитные перевозки грузов, транспортировка нефти, газа, электроэнергии, международные услуги в сфере транспорта, связи, телекоммуникаций — вот третья группа отраслей, на которые можно делать ставку в ходе процессов интеграции.

Протекционизм становится особенно актуальным в связи с вступлением Украины в ВТО. К сожалению, у нас принято считать, что протекционизм — это телефонное право, близость к центральным или региональным кабинетам власти, назойливый PR. Излишне говорить, что высокие темпы современных интеграционных процессов, необходимость защиты национальных интересов требуют совсем иных подходов. Нам необходимо отработать цивилизованный механизм, основанный на принципах разумной достаточности, законности и обоснованности.

Последствия вступления Украины в ВТО очевидны: безусловные позитивы будут иметь свою экономическую и социальную цену. Наша задача — сделать так, чтобы цена не оказалась непосильно высокой. Наибольшие потери следует ожидать в тех отраслях, где хозяйственная деятельность неэффективна, где много льгот, часто необоснованных. Возможен уход с рынка отдельных отечественных товаропроизводителей, а это повлечет за собой снижение объемов реализации и производства продукции, закрытие убыточных предприятий, смену основных параметров занятости населения.

По нашим оценкам, переговоры по вступлению Украины во Всемирную торговую организацию недостаточно прозрачны (в отличие, например, от России). К сожалению, Министерство экономики и европейской интеграции не считает необходимым согласовывать позиции с бизнесом. По этому поводу УСПП совместно с комитетом ВР по вопросам евроинтеграции провел «круглый стол», главной рекомендацией которого было признание необходимости координации работы органов власти, предпринимательства и аналитических центров для решения проблем, возникающих на этапе вступления в ВТО.

Представители реального сектора экономики должны понимать последовательность и суть изменений. Это касается как тарифной составляющей, которая наиболее активно обсуждается в ходе длительного переговорного процесса, так и конкретных мер нетарифного регулирования в соответствии с правилами ВТО. К этим мерам, в частности, относятся: количественные ограничения наиболее чувствительных к импорту видов продукции; лицензирование, квотирование; введение четкой системы технических стандартов, санитарных норм, антидемпинговых, компенсационных и других выплат.

Принципиальная позиция УСПП состоит и в том, что членство в ВТО не может быть для страны самоцелью. Оно должно быть своеобразным стимулом ускорения рыночных преобразований в государстве. Это огромное испытание для экономики — отстоять свою состоятельность, доказать конкурентоспособность, защитить интересы национального товаропроизводителя, сохранить и приумножить рабочие места. Вот тут государственный протекционизм более чем необходим.

К сожалению, этот механизм у нас не работает. Приведу один пример. Несколько дней назад УСПП обратился в правительство с ходатайством об отмене решения Межведомственной комиссии международной торговли об окончании действия специальных мер против импорта в Украину электрических лампочек. Основной объект беспокойства УСПП — Львовское ООО «Искра», которое в связи с этим решением оказалось на грани закрытия. Заметьте, речь идет о трехтысячном коллективе и о регионе, где более 100 тыс. населения не находят применения своим рабочим рукам, где на одно свободное рабочее место претендуют 14 человек! Возобновляя благоприятный режим импорта электроламп из России, Белоруссии, Польши и Венгрии, авторы документа забыли, что в свое время антидемпинговые меры были обусловлены проблемой обновления мощностей и реконструкции отечественных предприятий. Вместо того чтобы перед вступлением в ВТО дать возможность заводу нарастить мощности, что называется, расправить плечи, мы на корню рубим будущую конкурентоспособность украинских товаров. А ведь переговоры со странами—членами ВТО по этому виду продукции складываются не в пользу Украины: партнеры требуют нулевой ставки для ввоза ламп из Европы и соглашаются на вывоз только при условии 10-процентной пошлины.

Цивилизованный протекционизм, оказание давления на власть для принятия решений, создающих благоприятные условия для деятельности национального производителя, его защиты занимают в системе приоритетов УСПП центральное место. Мы будем делать все для того, чтобы выстроить обусловленную логикой современного развития модель общественно-экономических отношений. Суть ее заключается в том, чтобы поставить во главу угла национальный интерес, защитить права собственника, инвестора, производителя, добиться, чтобы государство не доминировало в своем фискально-административном усердии, а достойно обслуживало тех, кто наполняет бюджет и создает рабочие места.

Малый бизнес как залог стабильности общества

По словам мудрецов, есть два способа накормить человека — дать ему рыбу или дать удочку, чтобы он мог ловить ее сам. Нет нужды комментировать, какой путь результативнее. В ходе структурных преобразований мы столкнулись со значительными трансформациями рабочей силы и серьезной безработицей. Подобные проблемы ни одно государство не может решать без развития малого и среднего бизнеса. И речь сегодня идет не только о том, чтобы помогать отдельным предпринимателям. Нам необходима эффективная государственная политика в этой сфере.

Безусловно, в стране достигнут определенный прогресс в становлении малого и среднего бизнеса. Растет количество предприятий и работающих на них людей; успешно работают бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, консультативные центры. Можно сказать, что «критическая масса» малого предпринимательства в целом сформирована.

Суть момента заключается в том, что мы вплотную подошли к необходимости качественных преобразований в малом бизнесе. При устойчивых тенденциях роста количество малых предприятий на тысячу населения в Украине примерно в 10 раз меньше, чем в ЕС. При этом доля активных предприятий в общем количестве зарегистрированных уменьшается. Дело в том, что в 90-е годы малыми предприятиями были заняты практически все пустые рыночные ниши, и сегодня их развитие сдерживается ограниченным платежным спросом. 40% предприятий работает в сфере оптовой и розничной торговли, 16 — в промышленности, 9 — в строительстве, 5% — на транспорте. Незначительное количество малых предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере обслуживания, сфере научно-технических разработок и высоких технологий обусловлено ограниченностью инвестиционных ресурсов, отсутствием системы средне- и долгосрочного кредитования. А именно за ними, как показывает опыт развитых стран, будущее малого и среднего бизнеса, именно здесь формируется фундамент среднего класса, являющегося основой стабильности и устойчивого развития любого государства.

Учитывая все эти обстоятельства, УСПП принял Программу поддержки малого и среднего бизнеса. Она включает в себя меры по усовершенствованию механизмов упрощенного налогообложения, включая фиксированный налог, единый налог, специальный торговый патент. Кроме принятия наиболее оптимальных ставок союз последовательно отстаивает упрощение процедур учета и отчетности.

Еще пять лет назад УСПП создал систему «SOS-предприниматель». Любой, кто занят на этом поприще, может позвонить в наши службы и получить квалифицированную консультацию или конкретную помощь. Однако никакая общественная организация не сдвинет с места глыбу проблем администрирования, если не будут приняты и не заработают законодательные регуляторные акты, предусматривающие ответственность государственных чиновников за беззаконие и бюрократический произвол; упорядочение проверок; существенное упрощение процедур получения разнообразных разрешений, организацию регистрации по принципу «одного окна».

Сегодня как никогда актуальна проблема снижения административного вмешательства государства в экономические процессы и предпринимательскую деятельность. Кстати, идея дерегуляции, то есть стремление государства передать часть своих функций механизмам рыночной саморегуляции и негосударственным институтам, является частью Концепции административной реформы в Украине. Взять на себя эти функции вполне могут общественные организации, объединяющие представителей реальной экономики.

Широкое публичное обсуждение готовящихся мер, прогнозирование их финансово-экономических, политических, социальных и прочих последствий, разработка концептуальных основ законодательных актов — все это уже есть в нашем активе. Считаю, что необходимо активизировать работу совещательных и консультативных общественных советов при органах государственной власти, обязательно ввести в состав коллегий министерств и ведомств, межведомственных комиссий представителей экономической общественности, ввести практику обязательного учета предложений объединений промышленников и предпринимателей при принятии важнейших экономических решений.

Функционирование такой системы позволит оптимизировать объемы и содержание государственного регулирования и в то же время избежать потери времени. И та возможность, которая сложилась сейчас в стране в связи с выходом на политическую арену крупных, располагающих значительным опытом и большим творческим потенциалом организаций промышленников, является просто уникальной.

* * *

В чем же заключается эта уникальность? Промышленники и предприниматели объединены, по большому счету, не только корпоративной, узко-экономической идеей. В отличие от других структур они консолидировались для создания условий роста экономики как локомотива ускорения развития всего общества. Экономический подъем станет залогом решения самых насущных социальных проблем — как обеспечения занятости, повышения заработной платы, пенсий и социальных выплат, так и укоренения стандартов западной демократии — предпринимательской инициативы, личностных свобод, возможности гармонично развиваться и принимать участие в управлении государством.

Нынче практически полностью исчерпаны возможности экстенсивного развития, бывшие залогом успеха в минувшие годы. Дальнейшее социальное и экономическое продвижение — производное от других, современных и качественных подходов. Они должны быть максимально объективизированы, базироваться на национальных интересах, а не на сиюминутных конъюнктурных потребностях. Это требует мобилизации всех общественных ресурсов, в том числе — огромного и еще не в полной мере реализованного потенциала представителей отечественной экономики, их объединений и организаций.

Цель системного и конструктивного взаимодействия общественных организаций и органов власти мы видим в следующем. Это, во-первых, создание эффективного механизма привлечения к формированию современной государственной политики того опыта, который накоплен практиками из реального сектора экономики, специалистами и учеными из среды промышленников и предпринимателей. Во-вторых, установление действительно партнерских отношений, постоянного диалога между органами власти и гражданами для поддержания в обществе рыночного образа мышления и действий.

И наконец, основной и наиболее трудоемкой задачей является обеспечение действенного влияния общественности на принятие государственных решений, что требует одновременного выполнения контрольной и предупредительной функций. Объединения отечественных производителей и работодателей могут определенным образом «подстраховывать» власть, предоставляя ей возможность принимать отработанные с учетом интересов всех сторон социального диалога, а значит — воспринимаемые и поддерживаемые обществом решения.

Уникальность позиции УСПП в том, что он всегда будет в некоторой оппозиции к любой власти, если последняя пытается ущемлять интересы предпринимательства, действовать административно-фискальными методами. В то же время УСПП будет союзником этой самой власти там, где она стремится укрепить экономику, придать ей импульс динамичного развития.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме