Государство, банки, цены: чего ждать от них в нынешнем году?

Поделиться
Инфляционные итоги прошлого года, как бы ни хотелось их не замечать, не могли не испортить настроение в череде рождественско-новогодних праздников...

Инфляционные итоги прошлого года, как бы ни хотелось их не замечать, не могли не испортить настроение в череде рождественско-новогодних праздников. Но официально зафиксированный Госкомстатом в 2007 году 17-процентный (если округлять цифры по примеру нынешнего руководства Кабмина) прирост индекса потребительских цен побил не только большинство самых пессимистических прогнозов, но и все рекорды практически с начала тысячелетия.

Если не очень стесняться в выражениях, то этот показатель можно смело назвать последним китайским предупреждением всем без исключения представителям отечественной политической элиты, явно заигравшейся в социальный подкуп и популизм. Впрочем, инфляция не слишком напугала возвращенцев в исполнительную власть, став для них лишь поводом надавать вполне заслуженных пропагандистских пинков ушедшим в оппозицию предшественникам. И, кроме деклараций в лучших предвыборных традициях, антиинфляционные меры нового Кабмина пока не содержат ничего реального…

В обнимку с инфляцией

Ах, если бы украинская экономика действительно не зависела от амбиций и чаяний столь дорогих нашим сердцам политических лидеров! Как хотелось бы без лишних эмоций, спокойно проанализировать ситуацию в отечественной банковской системе, подвести прошлогодние итоги и оценить перспективы на ближайшие 12 месяцев. И заодно прикинуть, что выгоднее — пытаться каким-то образом что-то отложить и поднакопить или все-таки где-то чего-то занять, чтобы удовлетворить ту или иную потребность уже сейчас.

К сожалению, в нынешних украинских реалиях приходится рассматривать два принципиально разных сценария. Первый и, к сожалению, пока более вероятный не слишком радует. Да, бюджет на 2008 год все-таки принят, но впопыхах и явно несбалансированный. Теперь этот документ вроде бы ожидает скорых и серьезных корректировок. Но могут ли ключевые макроэкономические параметры измениться настолько, чтобы финансовый документ, по нормам которого будет в нынешнем году жить наше государство, стал выполнимым?

Еще несколько лет назад вопиющие нарушения основополагающих макроэкономических принципов считались досадными исключениями и недоразумениями. Но теперь они вошли в привычку. Под предлогом политической целесообразности и социальной справедливости, начиная с 2004 года, их практиковало каждое из сменявших друг друга правительств.

С последовательностью, достойной значительно лучшего применения, Кабмин Януковича повторил большинство ошибок трехлетней давности. За что сейчас регионалы «выгребают» от сменщиков по полной, и поделом.

Лидеры Кабмина нынешнего своих деяний образца 2005-го не только не стыдятся — они гордятся ими. Одернуть их некому. Голос Нацбанка — то ли из-за робости, то ли из-за нежелания провоцировать дополнительные инфляционные ожидания — звучит пока настолько тихо, что его почти никто не слышит. В предновогодней бюджетной спешке и кутерьме осталось практически без внимания событие, создавшее, кажется, прецедент в истории украинской государственности. В ходе торжественно-показательного рассмотрения проекта бюджета на заседании Кабмина глава НБУ Владимир Стельмах публично оспорил заложенный в нем правительственный инфляционный прогноз в присутствии президента Виктора Ющенко. И что, кто-то всерьез над этим задумался?

Опьяненные успехом своей пропагандистской кампании, нынешние кормчие исполнительной власти вряд ли смогут (да и захотят) отказаться от выполнения части предвыборных обещаний, трезво оценив все сопряженные с этим угрозы. Тем более что последние уже формально скреплены бюджетным законом, и отказ от их выполнения стал бы еще более циничным, нежели предвыборный, обманом потенциальных избирателей. Что равносильно политическому самоубийству. Ну а поскольку очередная предвыборная кампания уже идет полным ходом, со стороны Банковой непопулярных призывов к трезвости тоже не слышно. Наоборот, нынешний президент еще, видимо, всерьез рассчитывает обставить главную претендентку на очередных президентских выборах. Поэтому вовсю соревнуется с ней за звание главного благодетеля нации (читай — раздатчика благ). Кому в таких условиях интересны призывы к благоразумию, звучащие из НБУ?

Не может не беспокоить и очень опасная, на наш взгляд, оценка нынешних инфляционных процессов в президентском окружении. В одном из недавних интервью первый заместитель главы президентского секретариата Александр Шлапак высказал, мягко говоря, несколько неожиданное для бывшего зампреда НБУ и бывшего министра экономики суждение, заявив дословно следующее: «Ну, будет у нас 16% инфляции. Для растущей экономики это не самое страшное, что может быть, если реальные доходы населения составляют 11—12%. Это заставит правительство и бизнес более внимательно прогнозировать, более внимательно считать» («Экономические известия», №225 от 18 декабря 2007 года).

А вот тут как раз и суть проблемы. Все дело в том, что при темпах инфляции, не просто выходящих за рамки, а значительно превышающих 10-процентный болевой порог (в данном случае, более чем в полтора раза), потенциальный разброс повышения цен, а также сопряженные с ним риски и дисбалансы значительно возрастают. А значит, качественное прогнозирование как раз становится весьма и весьма проблематичным. И бизнес, дополнительно перестраховываясь от рисков, предпочитает не мудрить, а закладывать в стоимость продукции дополнительные риски и повышать рентабельность продаж. А следовательно, цены растут еще больше.

После того как рост цен «выскакивает» далеко за пределы 10%, в президентском секретариате, может, и начинают более точно все рассчитывать, но, как показывает опыт, подавляющему большинству граждан становится уже все едино, что полтора, что два десятка процентов инфляции. О каком качестве макроэкономической политики государства и доверии к стабильности его денежной единицы в таком случае может идти речь? О каком повышении кредитных рейтингов, снижении ставок, росте сберегательной активности, а также наращивании внутренних и внешних инвестиционных ресурсов?

Впрочем, эти вопросы для нынешних властей, похоже, далеко не первоочередные. Тут бы до очередных выборов простоять или хотя бы до лета продержаться…

Стоит ли в таких условиях вообще рассматривать так называемый благоприятный сценарий, основывающийся на предпосылке, что наши власть имущие все-таки не потеряли остатков совести и ответственности? И что макроэкономическая государственная политика, особенно фискальная ее составляющая, в процессе отработки бюджетных корректировок все-таки обретет к февралю более разумные и обоснованные черты. А Минфин вместе с Минэкономики, после консультаций с Нацбанком все-таки отыщут пути решения поставленной главой Кабмина Юлией Тимошенко задачи — «организовать выплаты так, чтобы не спровоцировать ускорение инфляции, чтобы деньги, которые возвращаются людям, не обесценились уже по дороге в магазин».

Ответственная власть, по словам премьера, должна подкрепить выплату компенсаций комплексом антиинфляционных мероприятий. Увы… При нынешнем развитии событий вряд ли можно всерьез рассчитывать, что темпы роста цен существенно замедлятся, вернувшись в рамки одноразрядных, как это заложено в бюджетном прогнозе. Слишком значительный разгон приобрели нынешние инфляционные процессы, а ведь экономике еще необходимо переварить не только компенсации вкладчикам Сбербанка СССР, но и, например, уже состоявшееся повышение цен на газ.

Но если хотя бы нынешняя инфляция не ускорится, то уже и на этом спасибо. Ведь хочется все-таки верить в чудо, в то, что нынешний Кабмин, в отличие от своих предшественников и себя самого в прошлый приход во власть, найдет более действенные методы борьбы с удорожанием товаров, нежели охота на ведьм и приказы ценам «Стоять!» А еще понадеяться на авось, предположив, что конъюнктура внешних рынков для отечественных экспортеров все-таки останется благоприятной, несмотря на участившиеся в последние дни прогнозы значительного спада в мировой экономике.

Впрочем, не все так плохо. Поводом для вполне обоснованного оптимизма являются неплохие пока темпы развития отечественной экономики. Показатели роста отечественной банковской системы тоже позволяют, хоть и с некоторыми оговорками, рассчитывать на благоприятный сценарий. В прошлом году в Украине динамично росли не только потребительская, но и инвестиционная активность.

Слово банкирам

Мы обратились к нескольким из наиболее авторитетных и влиятельных, на наш взгляд, представителей банковской системы с просьбой назвать (коротко обосновав) ключевые события 2007 года в экономике страны и ее банковской системе:

— сделку/приобретение года;

— законодательное или иное нормативно-правовое новшество, которое в наибольшей степени повлияло/будет влиять на развитие экономики и банковской системы;

— скандал или разочарование года;

— тенденцию года.

А во-вторых, мы задали традиционный в таких случаях вопрос — чего отечественной экономике и ее банковской системе ждать от года наступившего? В числе прочего, нас интересовали прогнозы по динамике депозитных и кредитных процентных ставок (как гривневых, так и валютных).

Итак, чем банкирам запомнился ушедший год и какие тенденции определяли его лицо?

В категории сделка/приобретение года председатель правления «Калион Банк Украина» Жак Мунье в банковском секторе выделил покупки многих банков второго и третьего ряда западными инвесторами и, кроме того, весьма вероятное приобретение Укрсоцбанка группой UniCredit.

Президент Ассоциации украинских банков (АУБ) Александр Сугоняко на первое место поставил покупку группой SWEDBANK ТАС-Комерцбанка. Правда, с оговоркой: как свершившийся факт можно учитывать только уже завершенные сделки (к таковым пока не относятся соглашения по Укрсоцбанку и банку «Форум»).

А вот председатель правления «Райффайзен Банк Аваль» Владимир Лавренчук среди знаковых сделок выделил покупку «Индустриальным союзом Донбасса» Гданьской судоверфи. Знаковой эту сделку банкир считает потому, что в данном случае украинская компания впервые сделала серьезный шаг на международный рынок и доказала серьезность намерений украинского бизнеса стать активным игроком на международном рынке.

На нормативно-правовом поле, по мнению большинства банкиров, главной особенностью прошлого года стало то, что он не принес особенно значимых законодательных новшеств для банковской системы. По причине того, что большую часть прошлого года украинский парламент был фактически нелегитимным. Это обстоятельство, кстати говоря, Жак Мунье причислил к категории главных скандалов/разочарований 2007 года, поскольку в результате не могло быть проголосовано ничего важного и существенного, что помогло бы хоть немного приблизить Украину к западным стандартам. Одной из ключевых нереализованных инициатив в законодательно-регуляторной сфере многоопытный западный банкир назвал хорошо подготовленный, на его взгляд, законопроект, касающийся обращения финансовых деривативов (№4019 от 18 июля 2007 года), который, впрочем, еще должен быть проголосован как таковой.

А вот Владимир Лавренчук в бездеятельности парламента склонен усматривать не только негативные моменты, полагая, что финансовый сектор не получил слишком неприятных нормативно-правовых сюрпризов — и слава Богу. Для банковской системы важны стабильные правила, поэтому даже при наличии некоторых неудобств банкиры предпочитают стабильность.

В категории скандал/разочарование года Владимир Лавренчук выделил глобальный кризис международных рынков ипотеки. Выяснилось, поясняет он, что даже мировые игроки рынков капитала первой величины оказались неспособными обезопасить себя от финансовых потерь. К счастью, украинские финансисты не были напрямую вовлечены в этот процесс, однако негативное влияние этого кризиса на украинский рынок будет также чувствительным.

Жак Мунье акценты по этому поводу расставил несколько по-иному. Причислив мировой кредитный кризис к числу важнейших для нашей страны факторов влияния, глава «Калион Банк Украина» отметил, что он пока не повлиял на нашу страну, за исключением способности экономических субъектов привлекать ресурсы за рубежом. Эта способность снизилась именно в тот момент, когда для украинской экономики становится более важно снизить зависимость от зарубежного финансирования, поскольку сумма задолженности по внешним заимствованиям в последние годы (включая 2007-й) значительно возросла, достигнув уже почти 70% ВВП.

По мнению г-на Мунье, дефицит торгового баланса страны – это тоже повод для беспокойства, даже если он компенсируется притоком прямых иностранных инвестиций, внешних займов и денежными переводами украинцев из-за рубежа.

Еще одной ключевой прошлогодней тенденцией для банковского сектора Жак Мунье назвал розничный бум, что также действительно и для финансовых компаний потребительского кредитования. С мнением г-на Мунье соглашается и почетный президент Укргазбанка Василий Горбаль: переориентация банков на розницу стала очевидным следствием произошедших за последние годы структурных изменений в украинской экономике. Банкиры лишь воспользовались открывшимися рыночными возможностями, удовлетворяя растущие потребительские аппетиты населения. Но в результате стремительного роста объемов выдаваемых физлицам ссуд не только кардинально меняется структура кредитных портфелей банков — изменяются процедуры, технологии, сама философия банковского бизнеса. Многие банки, увлекшись борьбой за рыночные позиции, не успевают надлежащим образом контролировать сопряженные с галопирующим ростом потребительского кредитования риски.

Как показывает мировая практика, столь динамичный, как сейчас в Украине, рост неизбежно сопряжен с серьезнейшими сопутствующими дисбалансами.

И если принадлежащие иностранным собственникам ресурсные резервы позволяют им практически безбоязненно относиться к угрозам возможных финансовых микро- и макрокатаклизмов, то некоторые отечественные учреждения могут оказаться не готовыми адекватно ответить на соответствующие вызовы.

Рост потребительского кредитования, над которым мы потеряли контроль, вне всякого сомнения, стал и одним из ключевых инфляционных факторов, резюмирует г-н Горбаль. Ведь большая часть банковских ресурсов в ущерб производственному сектору идет на увеличение конечного потребительского спроса. Которое стало бы благодатью для большинства европейских экономик, где стагнирующая потребительская активность — одна из ключевых многолетних проблем. Наши же проблемы имеют кардинально иной характер: чтобы сбалансировать чрезмерно быстро растущий потребительский спрос, необходимо искать пути для кардинального увеличения предложения.

Очень показательно, по мнению г-на Горбаля, простое сопоставление следующих статистических показателей. Если номинальные доходы населения в последнее время у нас растут 30—40-процентными темпами, то объемы выпуска в пищевой промышленности по итогам ноября прошлого года были практически нулевыми (0,5% — месяц к месяцу предыдущего года). Очевидно, что в таких условиях рост цен на продовольственные товары, удельный вес которых в потребительской корзине составляет более 50%, просто неизбежен.

Поэтому для обеспечения стабильного и устойчивого роста экономики необходимо перенаправить банковские ресурсы на удовлетворение инвестиционных нужд производственного сектора. Поиск действенных инструментов для этого советом НБУ уже начат, но решение этой непростой задачи требует более интенсивных усилий.

К сожалению, тенденция года в экономике — это рост инфляции, констатирует и Владимир Лавренчук: «Нужно признать, что эта негативная тенденция существует, и она будет влиять на все аспекты экономической жизни страны».

Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко еще более категоричен в оценках. По его мнению, «перевыполнение» властью плана инфляции более чем в два раза стало демонстрацией ее полной недееспособности в управлении и контроле над ростом цен, а также неспособности правдиво разобраться с ее причинами. И это — очень серьезный сигнал для всего общества.

Подавляющее большинство граждан которого, напомним уже от своего имени, было выброшено полтора десятилетия назад за черту бедности именно в результате, возможно, и благородной, но бесперспективной борьбы за сохранение социальной справедливости, которая не была подкреплена реальными возможностями экономики.

А посему мы не можем не согласиться с г-ном Сугоняко, который утверждает: главная (и наиболее опасная) тенденция в стране — это дальнейшая деградация власти, которая не способна осмыслить общественные приоритеты в экономической политике государства. Отсюда и главная тенденция в хозяйстве страны — хаотическое, несбалансированное развитие экономики, хозяйственная какофония под шум политической трескотни. Хозяйственный субъект достигает успеха (если достигает) не благодаря, а вопреки функционированию государственного механизма.

Президент АУБ прогнозирует, что авторитет власти будет и в дальнейшем тонуть в потоке демагогии и манипуляциях, а потому надеется на независимое функционирование экономики. Говоря о динамике процентных ставок в банковской системе, он предположил, что их уровень останется почти неизменным. В связи с ожидаемым уровнем инфляции, вероятно, несколько подрастут ставки по депозитам. А ставки кредитования, с учетом внешних заимствований, если и возрастут, то не более чем на 1%.

В этой связи г-н Сугоняко предлагает дождаться апреля-мая, надеясь, что проблемы мировой финансовой системы нас обойдут стороной. А вот росту банковской системы он пожелал более умеренных темпов.

Жак Мунье прогнозирует, что в 2008 году экономический рост в Украине, вероятнее всего, превысит 5%. Таким образом, считает он, банковская система не должна столкнуться с трудностями в плане плохих кредитов. К тому же увеличивающаяся доля иностранных собственников позволит ей при необходимости нарастить капитал. Поэтому можно ожидать, что нынешние темпы роста банковского сектора сохранятся на уровне 60%.

По мнению Владимира Лаврен­чука, уменьшения депозитно-кредитных ставок в нынешнем году ожидать сложно, скорее наоборот — можно предположить некоторое их повышение. Свою точку зрения банкир аргументирует тем, что привлечение внешнего финансирования в ближайшей перспективе будет носить ограниченный характер. Это, безусловно, замедлит кредитную активность банков в некоторых сегментах, особенно в сфере кредитования потребительских нужд населения. Банковской системе следует ожидать сужения международного финансирования, которое будет привлекаться в Украину, — это вызовет повышение конкуренции на рынке депозитов. Увеличение же цен на энергоносители повлияет на понижение платежеспособности населения по выданным кредитам.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме