ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА — ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА — ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

7 июля, 2000, 00:00 Распечатать

Эффективная государственная промышленная политика особенно важна в наше время — в период формирования в стране экономики рыночного типа...

Эффективная государственная промышленная политика особенно важна в наше время — в период формирования в стране экономики рыночного типа. Это обусловлено необходимостью четкого определения целей и направлений структурной перестройки промышленности, повышения эффективности работы как отдельных отраслей, так и каждого предприятия, формирования такой нормативно-правовой базы хозяйствования, которая бы обеспечивала повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Промышленный комплекс остается ведущим в экономике Украины. Несмотря на спад, его доля в структуре ВВП составляет достаточно весомые 42% (против 47,4% в 1995 году), а промышленно-производственных фондов — 29,2% против 31,4% . Стабильной остается доля работающих в промышленности — 27%.

Несмотря на жесткий налоговый пресс и финансовые сложности, вызванные высокой стоимостью кредитных ресурсов, в последнее время в промышленности происходят позитивные изменения.

В январе — мае 2000 года значительно выросли объемы производства в черной и цветной металлургии (соответственно +18,1% и 20,7% к объему января— мая 1999 года), химической промышленности (+7,4%), машиностроении (+10,2%), деревообработке (+42,4%), легкой промышленности (+31,4%). В целом промышленность Украины за первые пять месяцев 2000 года произвела продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 54,7 млрд. грн., что по отношению к соответствующему периоду 1999 года составило 110,8%.

Рост промышленного производства на 10,8% — явление беспрецедентное. Таких темпов мы не имели не только за годы независимости, но и за последние четверть века пребывания Украины в составе Союза.

Однако темпы промышленного производства в апреле по отношению к марту текущего года составили 95,5%, мая к апрелю — 100,7%, в то время как темпы марта к февралю были 106,8%.

Вероятно, именно этим во многом объясняются тревожные нотки у экономистов и экспертов, которые говорят об иллюзорности темпов ввиду низкой базы прошлых периодов, о кратковременности действия фактора девальвации гривни в 1998—1999 годах, не имеющей прочного экономического базиса, о гипертрофированных структурных деформациях как факторах риска будущих периодов, о сильной зависимости положения дел в металлургическом комплексе от конъюнктуры внешнего рынка.

Некоторые опасения вызывает и динамика показателей промышленных комплексов, входящих в сферу деятельности Государственного комитета промышленной политики Украины, тем более, что они обеспечивают около 40% ВВП. Как видим из таблицы, темпы роста неравномерные и отнюдь не равноускоренные, не коррелируются между собой.

>

Наибольшее влияние на показатели работы промышленности Украины оказывают черная металлургия (ее удельный вес в промышленном производстве по данным Госкомстата за пять месяцев составляет около 28%) и машиностроение (около 10%). По объемам с черной металлургией сравним лишь топливно-энергетический комплекс (около 26% за январь — апрель с.г.).

Госпромполитики критически подходит к высоким темпам промышленного производства в первом квартале, а также за четыре и пять месяцев текущего года, стремится реально оценить влияние внутренних и внешних факторов с тем, чтобы определить, насколько долговременно их влияние и какие меры необходимо предпринять, когда оно исчерпает себя.

Поскольку рост начался с июня прошлого года, влияние такого фактора, как низкая исходная база, заканчивается уже в первом полугодии.

Девальвация гривни (1998—1999 годы), с одной стороны, привела к удорожанию импорта, а с другой — безусловно способствовала усилению позиций экспортеров.

Одним из механизмов противодействия с нашей стороны возможным негативным последствиям девальвации гривни должно быть прежде всего улучшение товарной структуры экспорта металлопродукции в пользу продукции глубокой переработки— различного проката, труб, другой конечной продукции.

Показательно, что впервые за последние годы рост производства происходит с одновременным ростом прибыли предприятий, т.е. ситуация, когда прирост объемов приводил к увеличению убытков, особенно в металлургии, медленно, но уходит в прошлое.

Подтверждением тому являются финансовые результаты: за первый квартал с.г. сумма прибыли предприятий от хозяйственной деятельности составила 1180 млн. грн., что на 12,3% превышает этот показатель за аналогичный период прошлого года. Рентабельность произведенной продукции по итогам первого квартала составила 6,4%, в том числе в горно-металлургическом комплексе (ГМК) — 6,7%, машиностроении — 9,2%.

Удельный вес бартерных операций уменьшился с 39% до 27%, и это весьма обнадеживает, ибо уровень в 25% дает возможность предприятиям своевременно платить и налоги, и зарплату.

Следует отметить, что если за 1994—1999 годы постоянно наблюдался рост дебиторской и кредиторской задолженности (только за 1999 год она выросла соответственно на 26,5% и 13,9% и составила 14,3 млрд. грн. и 30,7 млрд. грн.), то по состоянию на 1 апреля с.г. мы впервые наблюдаем хоть и незначительное, но сокращение этих показателей.

Дееспособность государства должна оцениваться и с точки зрения его умения обеспечить (всеми доступными инструментами, в т.ч. и средствами регуляторной политики) создание экономических, политических и социальных условий для реализации конкурентных преимуществ украинской экономики. В случае, если такие преимущества не могут быть реализованы на основе рыночных саморегуляторов, так как последних пока нет, государство должно дорабатывать то, что рынок пока не в состоянии сделать.

Политика экономического роста неотделима от улучшения структуры промышленного производства. За годы реформ ситуация не только не улучшилась, но и в значительной мере усложнилась. C 1990 года доля металлургии — а это наиболее энергоёмкая отрасль, которая потребляет сегодня почти 40% всей потребляемой промышленностью электроэнергии и соответствующую часть природного газа, — выросла с 9,4% до 30,4%. В то же время почти вдвое сократилась доля машиностроения и пищевой промышленности, в 7,5 раза — легкой промышленности. Для сравнения, в США, Англии, Франции и Германии доля металлургического комплекса в промышленности составляет 4—7%.

Переломить эту ситуацию можно только на основе политики экономического роста. И инструментом, обеспечивающим её реализацию на современном этапе, является государственная промышленная политика.

С позиций сегодняшнего дня главная цель промышленной политики состоит в повышении эффективности и конкурентоспособности украинской промышленности на внешнем и внутреннем рынках и переходе ее на этой основе в стадию подъема. Отсюда и стратегическая задача — обеспечить опережающие темпы роста объемов наукоемкой продукции машиностроения, для которого характерен высокий уровень технологий, а также легкой и деревообрабатывающей промышленности — отраслей с традиционно быстрым оборотом капитала — при сохранении темпов роста в базовых отраслях, в частности металлургической и химической, а также снижение сырьевых и энергетических затрат.

Залогом возрождения экономики является формирование полноценного внутреннего рынка отечественной продукции и услуг.

Проблема завоевания, как это ни парадоксально звучит, своего внутреннего рынка тем более актуальна, что на Западе создан единый внутренний рынок ЕС, чтобы противостоять экономической экспансии США и Японии. Надлежащим образом защищенный, внутренний рынок ЕС за счет устранения внутренних торговых барьеров, более полного использования экономического потенциала дает значительный экономический эффект.

Мировой опыт свидетельствует, что ни одна из стран мира, даже самая развитая, не ставит своей целью достичь эффективной конкуренции по всему ассортименту продукции, которую она может производить. Приоритетом являются только те сектора экономики, которые имеют условия для получения конкурентных преимуществ на мировом рынке. В нашем случае таковыми являются:

Ё в машиностроении — производство авиационной и ракетно-космической техники, судостроение, энергетическое и сельхозмашиностроение, автомобилестроение, отдельные производства электронной техники и средств связи;

Ё в металлургии — изготовление тонкого автомобильного листа, высокопрочных труб, водо- и газопроводных труб с покрытием, алюминиевой фольги и губчатого титана, стальных канатов и арматуры;

Ё в химической промышленности — производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, товаров бытовой химии, автомобильных шин и резинотехнических изделий, в частности трудновоспламеняющихся лент, синтетических моющих средств, реактивов;

Ё в деревообработке — производство фанеры, картона, специальных видов бумаги, древесностружечных и древесноволокнистых плит, мебели, спичек;

Ё в легкой промышленности — углублённая переработка льна, кожсырья, швейное и трикотажное производство.

Основными факторами промышленной политики являются инвестиционная политика и технологии, позволяющие перейти к новой технологической базе производства. Этот фактор мы рассматриваем как важнейший в обеспечении производства наукоемкой конкурентоспособной продукции машиностроения.

В Украине насчитывается 2,1 тыс. машиностроительных предприятий и научных организаций, где работают 1,5 млн. человек, в том числе 280 тыс. научных сотрудников, около 1500 докторов и кандидатов наук. Это 38 крупных отраслей и 58 подотраслей, в значительной мере определяющих место страны в международном разделении труда. Две трети предприятий машиностроения уже приватизированы или находятся в стадии приватизации.

В условиях структурной перестройки машиностроительной отрасли и перехода к рыночным условиям хозяйствования более 2/3 предприятий наращивают объёмы производства за счет освоения новых образцов промышленной продукции и товаров народного потребления. Благодаря энергичной работе трудовых коллективов авиационной промышленности созданы новые модели самолетов Ан-70, Ан-140. Освоение на заводах военно-промышленного комплекса номенклатуры машин, которая ранее не выпускалась в Украине, дало возможность поднять уровень обеспеченности технологических процессов в агропромышленном комплексе отечественной техникой до 78% против 30% в 1992 году, а в 2005-м планируется довести этот показатель до 90%.

В этой связи прежде всего следует упомянуть зерноуборочные комбайны «Лан» и «Славутич», по своим технологическим показателям не уступающие зарубежным аналогам, а с учетом эксплуатационных затрат обходящиеся значительно дешевле по сравнению с импортными; новые трактора, обеспечивающие повышение производительности труда на 30%.

Залогом возрождения экономики и дальнейшего наращивания объемов промышленного производства являются меры по развитию правовой базы, предпринимаемые Президентом Украины, правительством и Верховной Радой Украины. Среди них —законы и указы Президента, разработанные специалистами Госпромполитики для поддержки судостроительной промышленности, проведения экономического эксперимента в горно-металлургическом комплексе, на предприятиях легкой и деревообрабатывающей промышленности Черновицкой области и многие другие.

Особо следует остановиться на работе горно-металлургического комплекса, включающего 365 предприятий по всей стране. По объемам производства металлургический комплекс Украины занимает третье место в Европе и девятое в мире.

Наглядным примером того, как методами промышленной политики можно влиять на рост производства на отдельных предприятиях и в целых отраслях, стал закон «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса». Этим законом для предприятий, участвующих в эксперименте, предоставлены определенные льготы. И такой подход, по нашему мнению, необходимо распространить и на другие отрасли промышленности.

В горно-металлургическом комплексе это дало возможность разблокировать счета заводов и своевременно платить за энергоносители, сырье и материалы, а также выплачивать зарплату.

Результаты работы отрасли в условиях эксперимента свидетельствуют об улучшении ее финансово-экономического состояния. В январе—июне 2000 года по сравнению с первым этапом экономического эксперимента (первое полугодие 1999-го) увеличились отчисления предприятий — участников эксперимента в бюджеты всех уровней, возросла база налогообложения. Затраты на 1 гривню товарной продукции снизились с 1,07 грн. в первом квартале 1999-го до 0,86 грн. в первом квартале 2000-го. Рентабельность реализованной продукции возросла за тот же период с -2,7% до 21,0%. Общее улучшение финансово-экономического состояния предприятий ГМК в условиях эксперимента позволило существенно, с 43% до 20,4%, снизить объем бартерных операций.

В ходе эксперимента достигнуто дальнейшее увеличение абсолютных платежей предприятий в Пенсионный фонд. Общая сумма отчислений в ПФ выросла в первом квартале с.г. с 128,3 млн. грн. до 179,6 млн., или в 1,4 раза.

Переход от убыточной к прибыльной работе предприятий ГМК существенно улучшил состояние текущих платежей предприятий за использованные природный газ и электроэнергию.

Наметились положительные ростки и на предприятиях легкой и деревообрабатывающей промышленности в Черновицкой области. Принятие и реализация положений соответствующего закона позволили нарастить объем производства на 27 предприятиях из 32, работающих в условиях эксперимента. Практически возобновили работу четыре предприятия, а 10 значительно увеличили объем производства.

Мы исходим из того, что успешное развитие отраслей, ставших приоритетами в промышленной политике государства, будет создавать спрос и для всех других отраслей промышленности и экономики в целом.

Главным приоритетом промышленной политики безусловно является работа по усовершенствованию правового поля с целью создания благоприятных условий по стабильному наращиванию производства. Не без участия Госпромполитики Верховная Рада в апреле приняла Закон «О реструктуризации налоговой задолженности плательщиков налогов — предприятий тракторостроения и комбайностроения», в мае правительственный комитет по вопросам экономического развития одобрил «Национальную программу развития горно-металлургического комплекса Украины». Заканчивается подготовка проекта закона Украины «О государственной поддержке самолетостроения», проекта «Концепции развития химической промышленности», в мае на коллегии Госпромполитики принята программа по энергосбережению... Подготовлен пакет проектов законов и постановлений правительства по повышению уровня защиты внутреннего рынка автомобилей, принятие которого имеет огромное значение для развития отечественного автомобилестроения.

Только в нынешнем году по инициативе Госпромполитики изменены ставки таможенной пошлины по 28 позициям. Таможенно-тарифному совету Украины внесены предложения по уменьшению ставок ввозной пошлины на сырье, материалы и комплектующие изделия, которые не вырабатываются в Украине, и увеличению ставок ввозной пошлины на готовую продукцию, потребность в которой удовлетворяется промышленностью страны.

Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев защита внутреннего рынка путем повышения ставок ввозной пошлины становится малоэффективной. И связано это с принятием нашей страной ряда международных обязательств. По этой причине работа по защите внутреннего рынка передвигается в область инициирования антидемпинговых и специальных расследований против недобросовестного импорта. Первый опыт такой работы дает обнадеживающие результаты. Так, в итоге расследования ограничен импорт в Украину электроламп, что позволило Львовскому ОАО «Искра» значительно увеличить объемы производства.

Опыт работы по реструктуризации предприятий за последние три года показал несовершенство существующих механизмов. Нерешенными вопросами остаются реструктуризация долгов основного производства; передача социальной сферы в коммунальную собственность; трудоустройство уволенных работников. По этим и ряду других причин реструктуризация должна проводиться в комплексе с соответствующими организационными, финансово-экономическими и социальными мероприятиями.

В этом году мы имеем реальную возможность достичь стабильного роста промышленного производства. Для этого Госпромполитики работает над решением существующих проблем, в первую очередь, на приоритетных направлениях государственной промышленной политики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно