ГОРЮЧЕЕ ДОРОЖАЕТ, ВОПРЕКИ «ВИДЕНИЯМ» МИНИСТРА ЭКОНОМИКИ

Поделиться
Еще неделю назад Министерство экономики Украины после временного введения льготного налогообло...

Еще неделю назад Министерство экономики Украины после временного введения льготного налогообложения нефтепродуктов прогнозировало весной-летом текущего года стабилизацию цен на дизтопливо и автомобильные бензины. Как тогда заявил министр экономики Сергей Тигипко, после вступления в силу закона «О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых топливно-смазочных материалов» (который на то время еще не был подписан Президентом, хотя и принят парламентом 2 марта) цены на бензин марки А-95 прогнозировались на уровне 2,3 грн. за литр, на дизельное топливо — 1,5 грн. за литр. Кроме того, до 1 июня 2000 года создан льготный период, в первую очередь, для импорта дизельного топлива.

«Таким образом, мне кажется, правительству удалось экономическими методами существенно повлиять на работу этого рынка», — заявил С.Тигипко.

По мнению министра, это должно было позволить «нормально» провести посевную кампанию. Однако, вопреки предсказаниям Минэкономики, ситуация на рынке нефтепродуктов Украины далека от стабильной.

Несмотря на данные Минэкономики о том, что за два месяца 2000 года в Украину было импортировано 362 тыс. тонн автомобильных бензинов (за тот же период 1999 года — 256 тыс. тонн) и 105 тыс. тонн дизтоплива (за тот же период 1999 года — 170 тыс. тонн), цены на топливо вот-вот взлетят. И отечественные нефтепродукты, увы, как и прежде, не смогут существенно повлиять на ценовую ситуацию нефтепродуктового рынка. Украинскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в январе—феврале 2000 года произведено 105 тыс. тонн бензинов (за тот же период 1999 года — 471 тыс. тонн) и 234 тыс. тонн дизельного топлива (за тот же период 1999 года — 584 тыс. тонн).

И в то же время, как сообщил в ходе заседания Координационного комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью при Президенте Украины Сергей Мирошниченко, начальник управления Генпрокуратуры, с начала года из Украины вывезено 135 тыс. тонн нефти и свыше 100 тыс. тонн мазута.

И сии факты пуще всех заявлений высших чиновников иллюстрирует, в частности, результат их усилий по урегулированию украинско-российских нефтяных взаимоотношений. Увы, помимо того, что Россия взимает НДС с экспортируемых в Украину нефти и нефтепродуктов (что одновременно пополняет российскую федеральную казну и на 20% увеличивает стоимость нефти, ввозимой в Украину), и. о. президента РФ В.Путин на днях санкционировал увеличение и без того весомого экспортного сбора с каждой тонны нефти, вывозимой в Украину, с 15 до 20 экю. Мало того, что само по себе это перевело сделки по экспорту российской нефти в Украину за грань минимальной рентабельности, это значит, что уже в марте украинские НПЗ получат нефти для переработки в несколько раз меньше, чем даже в январе—феврале этого года.

Впрочем, ситуация на международном рынке нефти такова, что и без нефтеэкспортных (в отношении Украины прежде всего) рогаток владельцы российской нефти всеми способами стремятся на платежеспособный Запад. Цена нефти буквально за восемь-десять месяцев на основных «нефтяных» биржах мира возросла с 15 до 32 долл. за баррель. За последние годы таких высоких цен на нефть мир не выдавал! Так что если, как говорится, смотреть правде в лицо, то россияне, вводя сборы и налоги на экспорт в Украину, просто помогают экспортерам российской нефти прилично зарабатывать. При этом, как уже говорилось, пополняется бюджет РФ и заодно «напрягается» Украина. При таком прессинге очень удобно требовать от Украины не только погашения накопившихся государственных, но и долгов коммерсантов от газа — не просто валютой (что в общем- то невозможно), но и госсобственностью.

Особенно сей шаг россиян актуален в канун времени «Ч» для Украины: весной предстоят весомые выплаты по внешним долгам; а МВФ все еще не соглашается выделить очередной транш. Так что аудит, учиненный в Нацбанке Украины, формально спровоцированный ажиотажными публикациям в западных СМИ, волей-неволей играет на руку нашим северным соседям. В том числе экспортерам российских энергоресурсов.

А украинскому правительству все сложнее, с учетом вышесказанного, даже обещать гражданам «нефтепродуктовое изобилие». Так что пока у бензоколонок нет очередей, дальновидные или просто запасливые водители запасаются горючим. Впрочем, на век не запасешься.

А как выкручиваются крестьяне — только Богу известно. По словам премьер-министра Украины В.Ющенко, на весенне-полевые работы аграриям требуется 1,2 млн. тонн светлых нефтепродуктов, в т.ч. 845 тыс. тонн дизтоплива. Уже в марте аграриям потребуется 290 тыс. тонн горючего.

При этом, заявил В.Ющенко, в случае «эффективной» оплаты в марте в Украину может поступить 60—120 тыс. тонн бензина и дизтоплива из Греции и около 50 тыс. тонн дизтоплива из Азербайджана.

В случае «эффективной оплаты»… Хотя первые поставки греческого и азербайджанского топлива правительство Украины ожидало к минувшему четвергу. А пока что, по сведениям агентства «Интерфакс-Украина», аграрии могут рассчитывать всего лишь на 124 тыс. тонн дизтоплива и бензина…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме