ГОРТРАНСПОРТ — В КОМЕ, ПРАВИТЕЛЬСТВО — В РАСТЕРЯННОСТИ. СТРАДАЕТ ПАССАЖИР

24 ноября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 24 ноября-1 декабря

Оторванная пуговица, оттоптанные ноги, нелитературные «комплименты» нервного народа, едущего к месту службы, - такова картина обычного утра нашего многострадального гражданина...

Оторванная пуговица, оттоптанные ноги, нелитературные «комплименты» нервного народа, едущего к месту службы, - такова картина обычного утра нашего многострадального гражданина. Проехать в час пик в общественном транспорте с минимальными потерями - это тебе не поле перейти. А возможно, будет еще хуже. Как заявил заместитель министра транспорта Украины Виталий Рева, скоро людям не на чем будет доехать до работы. Сегодня городские перевозки обеспечены подвижным составом всего на 61%. Из 463 населенных пунктов Украины 418 имеют автобусное обеспечение. Автобусы нынче перевозят до 60% пассажиров, 40% перевозок осуществляются остальными видами транспорта. При этом, большая половина автобусного парка страны по причине износа к концу 1996 года подлежит списанию.

Дабы реанимировать общественный транспорт, Кабинет министров принял программу организации отечественного производства средств городского пассажирского транспорта. Для сбалансирования перевозок ежегодно необходимо до двух тысяч автобусов большой вместимости - типа «Икарус», который расcчитан на 220 пассажиров. ЛАЗ - монополист-производитель подобной модели машин, поднатужившись, может дать всего 500 единиц. Во времена Союза автобусный парк Украины обновлялся 6 - 8 тысячами машин каждый год. За последние же три года его арсенал сократился на 12 тысяч.

Недавно в Киеве прошло совещание специалистов Минтранса, Госкоммунхоза, Минмашпрома и директоров ведомственных предприятий, посвященное вопросам организации изготовления подвижного состава и обеспечения потребностей в нем населенных пунктов Украины. Резюме: если ранее «транспортные» деньги тратились на содержание парка машин, то теперь политика изменяется - средства пойдут на обновление арсенала городского транспорта. При этом особая надежда возлагается на производство отечественной техники.

Как заявил заместитель министра машиностроения, ВПК и конверсии Вадим Лящов, подобное решение спровоцировано не столько патриотическими чувствами, сколько объективной реальностью. Закупка автобусов, троллейбусов и трамваев у зарубежного производителя (в основном это Румыния, Венгрия, Чехия) обходится дороже их производства у себя дома. Так, наши ЛАЗы-562 и 563 стоят около 60 тысяч долларов, тогда как аналог машины такого класса - венгерский «Икарус» - 80 тысяч. Украинские автобусы дешевле за счет уровня оплаты труда и цен на комплектующие детали. По оценкам специалистов, цена будет падать пропорционально серийности производства.

До недавнего времени для нужд гортранспорта в нашей стране практически ничего не выпускалось. После соответствующих решений Кабинета министров «Об организации производства городских автобусов большой вместимости» и «О состоянии и развитии отечественного автобусостроения», украинские предприятия начали налаживать свой выпуск комплектующих. Карбюраторные и дизельные двигатели российской марки к ЛАЗам заменяются силовыми агрегатами от харьковских заводов «Серп и молот» и им.Малышева, радиаторы осваивает Мариуполь, мосты - кузнечно-механический завод г.Лозовая Харьковской области, амортизаторы - Мелитопольский завод тракторных гидроагрегатов, рулевые механизмы - Первомайский машиностроительный завод, шины - заводы Белой Церкви и Днепропетровска и т.д.

И все же без зарубежного опыта наш производитель пока обойтись не может. При сборке ЛАЗа на 30 - 40% используется иностранная технология, тот же силовой агрегат фирмы «Рено»...

Альтернативный путь сокращения затрат - капитальный ремонт имеющегося в наличии транспорта. Ремонт того же «Икаруса» обходится в 20% от его стоимости. Ряд предприятий Украины занимается обслуживанием городского транспорта всерьез. Так, на Днепродзержинском авторемонтном заводе возвращено в строй 150 «Икарусов». К тому же их начинили новым «экологически чистым» двигателем венгерского производства.

Впрочем, в наше время даже самая гениальная идея мертва без финансовой поддержки. В транспортном обеспечении городов главная проблема, по мнению Вадима Лящова, не в производстве, а в низкой покупательной способности автотранспортных предприятий. Этим предприятиям едва хватает денег на топливо и заработную плату персоналу. (Ведь главный источник дохода идет от потребителя их услуг, а в Украине 17,5 миллиона граждан имеют право льготного пользования общественным транспортом). На поддержание же машин на ходу лишь поправкой к госбюджету-95 выделено 235 млрд. крб., а необходимо 35 триллионов в год. Вот и получается замкнутый круг: автотранспортным хозяйствам не за что купить новые машины, заводы не могут расширить производство из-за отсутствия спроса, а трудящиеся берут штурмом оставшуюся еще в живых, воистину, «боевую технику» - городские автобусы и троллейбусы. А пока патриотическая идея обновления общественного транспорта воплотится в жизнь, Минтранс рекомендует гражданам заняться спортивной ходьбой - здоровее будете.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно