Год отложенного кризиса

Поделиться
В контексте украинского нефтерынка 2004-й стал знаковым, прочно закрепив в обиходе понятие «бензиновый кризис»...

В контексте украинского нефтерынка 2004-й стал знаковым, прочно закрепив в обиходе понятие «бензиновый кризис». Если в начале прошлого года мы считали, что осенний ценовой скачок-2003 — это худшее, что может быть, то в декабре нам стало ясно, как мы заблуждались. В общем на украинском рынке нефти и светлых нефтепродуктов сработало классическое правило: нет такой плохой ситуации, которая не могла бы стать еще хуже.

Похоже, что год нынешний несет в себе не меньше сюрпризов. Правда, следует отметить, что в краткосрочной перспективе ожидать значительных колебаний рынка пока не приходится, поскольку все прогнозы экспертов свидетельствуют о ценовом затишье и даже снижении стоимости нефти как на мировом рынке, так и в России. Однако такая идиллия, скорее всего, продлится недолго. Да и намерения нового правительства по администрированию рынка в кризисные моменты пока только очерчены широкими мазками.

Тревожные ожидания

Мировой рынок нефти в течение всего прошлого года постоянно лихорадило. Средняя годовая котировка на месячный фьючерсный контракт на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) в 2004 году достигла рекордного значения — 41,47 долл. за баррель. Исторический ценовой максимум был зафиксирован 25 октября и составил 55,67 долл. за баррель. По сообщению агентства Bloomberg, последняя итоговая котировка на нефть на NYMEX, зафиксированная 30 декабря 2004 года, на 34% превышает аналогичную котировку предыдущего года.

При этом аналитики сходятся во мнении, что цена на нефть явно завышена и является результатом скорее спекулятивных операций, нежели недостатком предложения. В частности, поставки нефти на мировой рынок, как следует из данных последнего доклада Международного энергетического агентства (IEA), в настоящее время превышают ее потребление на 2,2 млн. барр. в день. Рост нефтедобычи обеспечили такие факторы, как окончание комплекса технических мероприятий на шельфе Северного моря, наращивание добычи нефти на шельфе Мексиканского залива и продолжающийся рост нефтедобычи в странах СНГ, считают эксперты МЭА.

Кроме того, эксперты агентства прогнозируют, что в 2005 году спрос на нефть увеличится на 1,38 млн. барр. в день (это на 70 тыс. ниже предыдущего прогноза) — до 83,7 млн. барр. в день. В результате спрос на нефть в текущем году увеличится на 1,7%. В прошлом году спрос вырос на 3,3%, или 2,63 млн. барр. в день, что стало самым значительным приростом с 1976 года. Наибольшими темпами спрос на нефть в последние годы растет в Китае: в 2003 году — на 11%, в прошлом году — на 14,7%. Однако в третьем квартале 2004 года аналитики IEA зафиксировали замедление темпов роста китайского спроса на нефть до 8,6%, по сравнению с 19% и 25% в первом и втором кварталах соответственно. В текущем году прогнозируется повышение спроса на нефть в Китае на 5,7%.

В своем ежемесячном докладе в январе 2005 года ОПЕК, повысив прогноз по росту мировой экономики в 2005 году на 0,1 процентного пункта — до 4,1% и учтя свидетельства значительного потребления нефти в ноябре и декабре в нескольких индустриальных странах и Китае, увеличила прогноз по росту мирового спроса на нефть в 2005-м на 100 тыс. барр. в день — до 1,65 млн. барр. в день. В процентном выражении этот прирост соответствует 2,0%. Таким образом, прогноз ОПЕК предполагает, что в 2005-м мировой спрос на нефть составит 83,64 млн. барр. в день.

«На протяжении всего 2004 года множество комментариев было посвящено рекордному росту мирового спроса на нефть, движущей силой которого стал резкий скачок потребления в Китае», — отметили эксперты ОПЕК в январском докладе. «Гораздо меньшее внимания было уделено существенному росту мирового предложения нефти, обусловленного высоким уровнем нефтедобычи в странах ОПЕК и увеличением производства в России и Каспийском регионе», — продолжили авторы доклада.

В то же время министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль заявил, что страны — члены ОПЕК примут меры против снижения цен на нефть в случае падения спроса на черное золото.

Министры нефти из стран ОПЕК на внеочередной 134-й конференции министров нефти и энергетики государств ОПЕК в Вене 30 января решили сохранить нынешний уровень квот на добычу и экспортные поставки нефти-сырца на прежнем уровне — 27 млн. барр. в день. Наряду с этим был решен вопрос и об отказе от соблюдения коридора на ценообразование, составляющего с 2000 года 22—28 долл. за баррель нефти из «корзины» мирового нефтяного картеля. Министры приняли решение продолжить изучение оптимальных параметров установления нового коридора цен на нефть, поскольку от этого индикатора зависят объемы производства и экспорта нефти из «корзины» ОПЕК.

В принятой по итогам конференции резолюции отмечается, что ОПЕК «будет выступать за справедливые и оптимальные цены на нефтяное сырье и предпринимать шаги по поддержанию разумных цен на нефть».

Также участники венской конференции ОПЕК поручили президенту картеля провести соответствующие консультации накануне очередной 135-й конференции ОПЕК, которая состоится 16 марта в иранском городе Исфахане, с тем чтобы внести предложения в проект решения высшего опековского форума. Для участия в его работе планируется пригласить наблюдателей из крупнейших стран-нефтеэкспортеров, не входящих в состав ОПЕК, в том числе и России, Мексики, Омана, Египта, Анголы.

Напомним, что с начала текущего года ОПЕК уже сократила квоты на 1 млн. барр. в сутки.

Однако эксперты МЭА придерживаются несколько иной позиции. По их мнению, несмотря на превышение предложения нефти над спросом, значительные поставки нефти на мировой рынок необходимы, чтобы избежать зимой дефицита котельного топлива. Даже в условиях очевидного избытка предложения нефти на мировом рынке и при том, что за последнее время цены на нефть снизились, эксперты МЭА считают, что рынок энергоносителей зимой в странах Северного полушария стоит на пороге «непредсказуемых» событий.

В результате таких прогнозов на встрече лидеров стран «большой семерки», проходившей в начале февраля, было отмечено, что риски текущих цен на нефть остаются высокими, представляя угрозу для мировой экономики. Семь наиболее развитых стран мира обратились ко всем государствам — экспортерам нефти с призывом отказаться от практики засекречивания объемов добычи и общих запасов. Представители «большой семерки» уточняют, что их интерес продиктован исключительно заботой об энергетической безопасности и перспективах инвестиционных программ. Странам-экспортерам предлагается совместно разработать систему и принципы аудита нефтяных запасов и регулярно публиковать сведения о них.

Реакция стран-экспортеров пока неизвестна. Но даже с технической точки зрения оценить запасы, скажем, той же России, будет довольно трудно, не говоря уже о внутриполитических проблемах, которые может вызвать такая инициатива.

Российский фактор

Безусловно, что ситуация на мировом рынке нефти не столь заметно отражается на отечественном рынке. Вместе с тем, основным поставщиком углеводородов в Украину продолжает оставаться Россия, чья ценовая политика и объемы добычи напрямую зависят от мировых тенденций. Отметим, что заявленные в конце 2003 года планы россиян были выполнены: добыча нефти с газовым конденсатом в России в 2004 году достигла рекордного с 1991 года уровня — 458,808 млн. тонн, превысив показатель 2003 года на 9%.

Отметим, что бурный рост добычи сырья в России не отразился на объеме транзита через территорию Украины. Более того, по оперативным данным Минтопэнерго, транспортировка нефти по территории Украины в 2004 году сократилась на 3,2% (1786,4 тыс. тонн) по сравнению с 2003-м — до 54 897,8 тыс. тонн. Эта тенденция вызывает определенные опасения аналитиков, поскольку транспортировка нефти по территории Украины в 2003 году возросла на 18,1% (8670,6 тыс. тонн) по сравнению с 2002 годом — до 56 684,2 тыс. тонн. В то же время, в прошлом году транзит нефти трубопроводным транспортом по территории Украины сократился на 2,3% (774,3 тыс. тонн) — до 32 432,4 тыс. тонн, транспортировка нефти для внутренних потребителей — на 4,6% (1074,0 тыс. тонн), до 22 402,6 тыс. тонн.

Впрочем, такая ситуация не стала неожиданностью, поскольку в течение прошлого года российское руководство достаточно активно работало над расширением транспортной инфраструктуры в обход Украины. В частности, речь идет о проекте Балтийской трубопроводной системы (БТС), предназначенной для прокачки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, а также из Казахстана.

В августе прошлого года на встрече с президентом России Владимиром Путиным глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко заявил, что БТС вышла на мощность 50 млн. тонн. По его словам, финальная задача — довести мощность до 62 млн. тонн. А уже в декабре правительство РФ приняло предложение Минпромэнерго и «Транснефти» о расширении пропускной мощности Балтийской трубопроводной системы до 60 млн. тонн. Соответствующее распоряжение подписал глава правительства Михаил Фрадков.

Достаточно тревожным являются и заявления ряда российских аналитиков, считающих, что работа БТС на полную мощность позволит России изменить взаимоотношения с Украиной в энергетической сфере. Президент московского Центра региональных стратегических исследований Марина Лужикова, комментируя слова президента России В.Путина, призвавшего новое руководство Украины к прагматизму в отношениях, отметила, что «Россия будет вести себя так, чтобы иметь как можно большую экономическую выгоду без всяческих сантиментов и скидок, учитывая «братскую дружбу».

Вместе с тем, представители российского истеблишмента сдержанны в прогнозах нефтяных цен. Министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что правительство пока не намерено менять консервативный прогноз цены нефти на 2005 год на уровне 28 долл. за баррель, из которого исходит федеральный бюджет. «Сегодня рано менять этот прогноз, несмотря на ожидаемые высокие цены на нефть в следующем году, поскольку мы пока не знаем, как будет развиваться работа в других нефтедобывающих центрах — Венесуэле, Ираке», — подчеркнул Кудрин. Вместе с тем, он допустил, что если цена на нефть в следующем году будет выше прогноза, то бюджет получит дополнительные доходы. Председатель правления клуба, президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков считает, что в 2005 году произойдет снижение мировых цен на нефть, примерно до 30 долл. за баррель.

Независимые российские эксперты придерживаются несколько иной точки зрения. За последние два месяца цены на нефть внутри России снизились вдвое. Аналитики считают, что причиной тому стала высокая экспортная пошлина. Но сами нефтяники паниковать не спешат. Они уверены, что уже в феврале цены на нефть в России пойдут вверх. По мнению аналитиков, рост начнется в результате снижения экспортной пошлины до 83 долл. за тонну.

В «ТНК-ВР Украина» (на начало 2005 года сеть джобберских АЗС компании насчитывала 1259 АЗС) считают, что сейчас цена российской нефти будет колебаться в зависимости от внешних факторов. Мировые котировки останутся в коридоре 35—40 долл. за баррель. В первом полугодии тенденции к снижению цен на нефть они не видят. Президент компании Александр Городецкий сказал: «С 1 января начала действовать отмена НДС для импорта нефти в Украину, но одновременно вступил в силу и компенсирующий потери российского бюджета от отмены НДС механизм увеличения для российских нефтедобытчиков налога на добычу полезных ископаемых. Этот налог производители сразу закладывают в стоимость нефти. Так что особого удешевления российского сырья ожидать не следует. Один из плюсов от отмены российского НДС — возможность сохранить существующий на розничном рынке уровень цен с небольшими колебаниями порядка 5% и при этом наполнить бюджет украинским НДС. Но здесь, как я уже говорил, нужна работа со стороны правительства».

Президент НК «Альянс-Украина» Петр Мирошников считает, что «поведение рынка нефти в нынешнем году пока сложно предположить. Но цена законтрактованной нефти на февраль показывает, что ее стоимость растет. Мы контрактуем нефть по 240 долл. без НДС против 200 в январе. Разница — 40 долл.».

Отметим, что в последнюю неделю января цены на мировом рынке на нефть марки Brent уменьшились на 1,7% (до 44,95 долл. за баррель), Siberian Light подешевела на 3,8 (до 42,49 долл. за баррель), Urals — на 4,3% (до 39,87 долл. за баррель). Однако в целом с начала года Brent подорожала на 14,8%, Siberian Light — на 14,6%, Urals — на 9,4%.

Украинские реалии

Впрочем, нефтяная «братская дружба» даже без учета политических пертурбаций в Украине в течение всего прошлого года оставляла желать лучшего. Продолжившийся в 2004 году рост мировых цен на нефть весной прошлого года таки докатился и до Украины. Контрактные цены на российскую нефть для отечественных переработчиков выросли со 175 долл. за тонну в начале года до 280—300 долл. в декабре 2004 года, с учетом достаточно значительного отставания цены на сырье для переработчиков в самой России. При этом стоит отметить, что цены на нефтепродукты в течение 2003-го и первого квартала 2004-го не были подвержены резким колебаниям, несмотря на бензиновую лихорадку осени 2003 года. В то же время, после майского обвала цены на светлые нефтепродукты в прошлом году выросли в среднем на 45%.

Реакция правительства на действия нефтяников была до боли прогнозируемой: введение (правда, ненадолго) лицензирования экспорта, административное регулирование розничных цен и бесконечные налоговые проверки на НПЗ, принадлежащих российским нефтяным компаниям. Для прессы же было организовано торжественное подписание очередных меморандумов между правительством и нефтяниками с заверениями о стабилизации ситуации на рынке и традиционном обеспечении по фиксированной цене дизтопливом аграриев для проведения полевых работ. Правда, несколько изменилась цена, которая была зафиксирована в феврале 2004-го на уровне 1700 грн. за тонну, а в мае она уже составила 1950 грн. за тонну.

Производители говорят, что скачок цен — это результат изменения мировой конъюнктуры в 2004 году. Но рост мировой цены на нефть начался в середине 2003 года. Вопрос, почему российские производители не пошли на поэтапное повышение розничных цен в Украине, а предпочли резкий подъем, скорее всего, останется риторическим. В качестве версии можно предположить, что «братский подарок» был сделан к началу избирательной кампании: мол, видите, как мы можем вам устроить социально-экономический напряг? Так что не забывайте, кто вам обеспечивает «Выбор-2004». Не очень, правда, помогло политически, но свой экономический вклад в 12% годовой инфляции в Украине и нагнетание социальной напряженности это, безусловно, внесло.

Впрочем, помимо ценовых вызывают опасения и количественные показатели переработки нефти на отечественных НПЗ. Снижение, которое наблюдалось в течение прошлого года, пусть и незначительное, но все же является первым тревожным сигналом для нового украинского правительства.

Правда, справедливости ради отметим, что, несмотря на снижение объемов переработки нефти и производства светлых нефтепродуктов, три из шести украинских НПЗ (Лисичанский, Дрогобычский и Надвирнянский) показали положительную динамику. В частности, в соответствии с бизнес-планом на 2005 год на Лисичанский НПЗ планируется поставить и переработать 6,8 млн. тонн нефти. В 2004 году на предприятии было переработано 6,6 млн. тонн, в 2003-м — 6,2 млн. т нефти.

Нарастить объемы намереваются и на Херсонском НПЗ, где, в соответствии с бизнес-планом, объем переработки нефти должен составить 2 млн. т, что на 27,8% больше, чем было переработано в 2004 году (1,56 млн. т). Выпуск товарной продукции запланирован на уровне 1,88 млн. т (рост на 27,5%), в т. ч. бензинов — 289,5 тыс. т (рост на 31,3%), дизельного топлива — 570 тыс. т (рост на 32,1%), мазута — 971 тыс. т (рост на 16,1%).

Относительно ценовой политики в 2005 году производители и операторы практически полностью сходятся во мнении, что ожидать резких ценовых скачков даже в сезонные пики спроса не приходится.

Отметим, что розничные цены на нефтепродукты в Украине выросли в среднем на 0,02 грн. за литр, тогда как с конца декабря фиксировалось их пусть незначительное, но постоянное снижение. Более всего в последнюю неделю января подорожал бензин марки А-76 — его средняя цена по Украине выросла на 0,03 грн., или 1,2% (до 2,6 грн. за литр). Цена на дизельное топливо увеличилась на 0,02 грн. (до 2,76 грн. за литр), бензин А-95 — на 0,01 грн. (до 2,92 грн. за литр).

Первый вице-премьер-министр Украины Анатолий Кинах считает, что оснований для резкого увеличения цен на нефтепродукты в Украине в первом полугодии 2005 года нет. По его мнению, предыдущее правительство сдерживало цены искусственно путем ручного управления. В связи с этим первый вице-премьер считает, что новое правительство должно изучить структуру себестоимости нефтепродуктов в оптовой и розничной торговле и жестко противостоять попыткам необоснованного повышения цен.

По мнению А.Городецкого, «существенных предпосылок к движению цен вверх нет. Цены в Украине стабилизировались на уровне, отражающем состояние мировых рынков. Вряд ли в мире цена будет сильно расти. Так что повторения критической ситуации прошлого лета мы не ожидаем. А что касается колебания цен, вызванного сезонным изменением спроса, то оно не превысит 5—7%. К тому же, я уверен, производители в этом году более ответственно подойдут к вопросам планирования остановочных ремонтов НПЗ и создания резерва нефтепродуктов под ожидаемые изменения конъюнктуры потребления».

Аналогичного мнения придерживаются и в «Лукойл-Украина». Как заявили «ЗН» в пресс-службе, объем переработки нефти сохранится на прошлогоднем уровне. При этом представители компании не исключили роста объемов производства ГСМ, поскольку компания достаточно активно реализует программы реконструкции и увеличения количества АЗС. В планах — увеличение количества АЗС до 230—250 до конца текущего года.

П.Мирошников считает, что «рынок стал более жестким с точки зрения конкуренции. Существенно усилилась конкуренция на рынке, поскольку объемы переработки нефти превысили 20 млн. тонн. В наступившем году деформации рынка не предвидится, никаких существенных сдвигов не ожидается. Украинский рынок нефтепродуктов устоявшийся и стабильный. Естественно, следует ожидать усиления конкуренции, но в целом ничего существенного».

Участники рынка также прогнозируют, что в феврале рост цен на нефтепродукты в Украине может продолжиться под влиянием удорожания нефти в России и мире, а также борьбы правительства с компаниями-прокладками, обеспечивавшими льготный ввоз нефти и нефтепродуктов. Их поддерживают и многие трейдеры на юго-востоке страны.

Само же правительство в лице первого вице-премьера пока ограничилось заявлением о том, что «цены на топливо, нефтепродукты должны быть не только стабильными, но и конкурентоспособными, в том числе и для тех сфер, которые нуждаются в этом в первую очередь. Это — агропромышленный комплекс, который в скором времени начинает весенне-полевые работы, жилищно-коммунальное хозяйство, население». Получится ли у нового руководства страны использовать для этого рыночные методы в виде запасов Госрезерва и регулирующих мощностей активно строящейся ВИНК либо все-таки соблазн порулить ТЭКом вручную (что было коньком нынешнего премьера в пору вице-премьерства) окажется сильнее экономических доводов, станет ясно уже в ближайшее время.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме