Глобальное потепление: апокалипсис или звездный час отельного и туристического бизнеса?

20 августа, 2010, 16:37 Распечатать Выпуск №30, 20 августа-27 августа

Глобальное потепление смещает акценты с раскаленных пляжей на прохладные леса и озера, что не может не настораживать...

Глобальное потепление смещает акценты с раскаленных пляжей на прохладные леса и озера, что не может не настораживать. Группа ученых из университетов Германии, Италии, Ирландии и США пришла к выводу, что если к концу столетия среднегодовая мировая температура повысится на 3 градуса по Цельсию, то туристический бизнес трансформируется до неузнаваемости. Количество туристов, отдыхающих в «холодных» странах, удвоится, а отдыхающих в «жарких» — сократится примерно на 20%.

В число перспективных курортов будущего вошли: Канада (в 2100 году, по сравнению с уровнем 2005 года, количество туристов увеличится на 220%), Россия (174%) и Монголия (122%).

К потенциально востребованным туристическим странам отнесены также Кыргызстан (89%), Зимбабве (88%), Таджикистан (86%), Исландия (85%), Финляндия и Замбия (обе — 82%), Норвегия (77%).

Больше всего туристов потеряют Мавритания (60%), Мали (59%), Бахрейн и Катар (обе — 58%), Кувейт (56%), ОАЭ (55%), Сенегал и Нигер (обе — 54%), Буркина-Фасо (53%) и Намибия (52%).

Эти цифры, конечно, всего лишь прогноз, но украинским игрокам отельного и туристического бизнеса есть над чем задуматься: климат в Украине тоже меняется в сторону потепления…

Мягкий и умеренный украинский климат до сих пор исправно работал на владельцев небольших вилл и пансионатов, коих довольно много появилось в последние годы в Украине.

Обустроенные на скорую руку, эти мелкие туристические объекты сплошь и рядом не оснащены системой охлаждения и являются совершенно непригодными в условиях экстремальных температур. Например, в большинстве мини-отелей и вилл, расположенных в популярном Трускавце, в лучшем случае есть вентилятор.

В крымских пансионатах, где цены за проживание составляют 400—500 грн. в сутки, а сервис зачастую хуже, чем в трехзвездочном отеле, кондиционеры повсеместно не установлены, есть перебои с подачей воды и электричества…

Конкурировать с аналогичными туробъектами Турции, Египта или Болгарии (по адаптации к высоким
температурным показателям) украинские предприниматели пока еще не готовы…

«Следует отметить, что в Греции существуют природные особенности, позволяющие лучше переносить жару, — делится опытом директор представительства Grecotel в Украине Татьяна Серова. — И я имею в виду не только море или умеренно влажный климат. Спасаться от жары на побережье (особенно это касается островов Эгейского моря) помогает такое сезонное явление, как Мельтеми — освежающий северный бриз, начинающийся с восходом солнца и затихающий к ночи. Своего пика Мельтеми достигает в июле-августе — то есть как раз в те месяцы, на которые приходится особенно жаркая погода. Отельеры стараются учитывать погодные условия еще на этапе проектирования отеля. Сюда относятся этажность, широкое применение систем кондиционирования, обязательное наличие бассейнов, присутствие в интерьере материалов, позволяющих лучше переносить жару, цветовые решения и т.п. Например, большая часть отелей сети Grecotel расположена в естественной парковой зоне.

Соответственно, мы стараемся избегать постройки высотных отелей, чтобы прохлада от тени в зной позволяла гостям чувствовать себя комфортно, даже когда столбики термометров зашкаливают…»

Посетив Грецию, я обнаружила много ухищрений местных предпринимателей, создающих дополнительный комфорт в условиях высоких температур. Например, одна из характерных деталей греческих отелей и туристических комплексов — наличие «внутреннего сада» или террасы с садом. Обилие зелени создает дополнительное ощущение свежести и прохлады, улучшает кислородную насыщенность воздуха в помещениях…

В отеле Titania в центре Афин в изобилии — античные статуи, зелень, фонтаны, что создает приятную атмосферу для отдыха. Естественно, это выливается в дополнительные расходы для администрации отеля, но они все же не столь значительны по сравнению с доходами от наплыва туристов...

«Условия в отеле продумываются еще на этапе проектирования постройки с учетом географических особенностей местности, в которой он расположен, — рассказывает Татьяна Серова. — Мы стараемся сочетать в каждом комплексе достижения строительных технологий и опыт классической греческой архитектуры, которая на протяжении тысячелетий оберегала эллинов от жаркого климата их родины. Например, в фасадной части комплексов преобладают светлые тона. И это не только дань архитектурной моде, но и первый рубеж предохранения от высоких температур. Светлые цвета в подавляющем большинстве используются и для отделки балконов, а также той части номеров, которые выходят на солнечную сторону.

Помимо этого, мы широко применяем бассейны и системы кондиционирования в закрытых помещениях. Кондиционеры в обязательном порядке предусмотрены и в каждом номере, и на территории общего пользования».

Греческий отель Divanis («Божественный»), расположенный в горном селении Каламбака, оснащен системой кондиционирования по последнему слову техники, имеет огромные балконы с антисолнечными навесами из плотных материалов, а также жалюзи. Этот пятизвездочный отель интересен не только ощущением прохлады в холлах, коридорах и лифтах (в разгар летнего зноя), но и своим расположением на пути уникального туристического маршрута.

В отличие от знаменитой горы Афон, далеко не каждый любитель путешествий знает о существовании Святых Метеор, места священного, защищенного от преобразований, неприкосновенного, которое еще называют «горной монашеской страной».

Прилепившееся к подножию Метеор селение Каламбака и отель Divanis в некотором смысле стали заложниками туристического маршрута, согласно которому все туристы прибывают сюда исключительно в ночное время. А поскольку вся инфраструктура селения и отеля основана на туризме, местным жителям пришлось изменить свой образ жизни.

Отправившись подышать ночной прохладой и совершенно не ожидая увидеть кого-либо на улицах, я была просто поражена небывалым зрелищем: все взрослое население Каламбаки бодрствовало! Не спали и мои товарищи по поездке, а также другие туристические группы, заночевавшие в гостинице. Работали все магазины, бары и кафе…

«Мы уже привыкли работать по ночам, — поделился секретами местного бизнеса пожилой грек, владелец небольшой лавки сувениров, — зато торговля идет бойко, желающих приобрести что-либо на память о нашем необычном селении — хоть отбавляй! Естественно, и плата за необычные услуги — ночью — чуть выше, чем в киосках, работающих в дневное время. При таком образе жизни есть свои преимущества: и туристы, и мы сами практически не ощущаем летнего зноя...»

Украинских туристов в Каламбаке бывает мало, а вот гости из стран Евросоюза посещают селение часто. Предприимчивые греческие торговцы сразу же начали предлагать мне знаменитые меха, шубы, которые пользуются спросом даже летом. В ночное время торговать намного легче, утверждают они.

Туристические маршруты в ночное время — довольно распространенное явление в странах с жарким климатом и совершенно новое для Украины. Для того, чтобы перенять этот опыт и перестроиться на работу в условиях глобального потепления, нужно полностью пересмотреть существующие стандарты отдыха в Украине.

Как показывает опыт, большинство туристических объектов в жарких странах, в том числе, и в Греции отдают предпочтение питанию по принципу «шведского стола».

Такое меню является оптимальным в условиях жаркого климата. Питаясь по этой схеме, турист быстрее обслуживается, имеет возможность выбрать более легкие продукты: фрукты, овощи, молочные, не привязан к тяжелым жирным блюдам, которые нежелательно употреблять в жару. Естественно, подобное обслуживание стоит дороже, чем «стандартный» обед, но зарубежные предприниматели идут на эти расходы для привлечения клиентов.

В украинских пансионатах, на виллах и др. небольших туробъектах подобный изыск — редкое явление…

«Изменение климата ставит под вопрос существование многих ЧП, работающих в сфере местного туристического и курортного бизнеса, — комментирует Лариса, хозяйка пансионата «Южный». — Многие просто не смогут оснастить свои мини-отели качественной системой кондиционирования, ведь это значительные затраты. Например, мне, чтобы оснастить около десятка номеров, потребуется минимум 50 тыс. грн., плюс кондиционеры в холлах и др. подсобных помещениях. Установка антисолнечных навесов и жалюзи — тоже немалые расходы».

Туроператоры всего мира уже обсуждают мрачные картины предстоящего «апокалипсиса». В Турции, Египте, Испании, Греции и Португалии летняя жара станет постоянным явлением. Естественно, на юге Европы есть достопримечательности и исторические памятники, из-за которых поток туристов не совсем иссякнет. Но это все-таки не Париж, к тому же достопримечательности можно посетить осенью или весной. А вот лето для Средиземноморья, похоже, будет потеряно…

В Австралии, по прогнозам ученых, участятся наводнения в прибрежной зоне, а леса пострадают от пожаров. Вероятно, погибнут кораллы Большого барьерного рифа и Мальдив, которые стали излюбленным местом отдыха украинцев. Измельчает озеро Балатон, что ударит по венгерскому туризму.

Пострадают от потепления и горнолыжные курорты, считают специалисты. Потепление всего на один градус в альпийской Германии сократит на 60% площади, покрытые снегом. Таяние альпийских снегов может ударить по экономике многих стран.

Зато популярные пляжи переместятся в Северную Германию, на побережье Северного и Балтийского морей — в Данию и страны Прибалтики. Более мягким и оптимальным для туризма станет климат Англии и Скандинавии…

Кое-кто из туроператоров даже умудряется нагреть руки на ажиотаже по поводу глобального потепления: разработаны маршруты «по следам парникового эффекта»…

Американская туристическая компания Betchart Expeditions из Калифорнии продает круиз-экспедицию на Нагревающийся остров (Warming Island). Этот островок, расположенный в 640 км от Арктического полярного круга, когда-то был частью Гренландии — пока не растаял соединявший их слой льда. Посмотреть, как с космической скоростью тает лед на полюсах, можно во время круиза на корабле с 25 сентября по 6 октября. Удовольствие стоит от 3700 до 5100 евро…

Чем удивят отдыхающих украинские туроператоры — пока остается загадкой…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно