ГИБЕЛЬ ЭСКАДРЫ (НЕ ПО КОРНЕЙЧУКУ)

15 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 15 декабря-22 декабря

«Ночь. Где-то вдали слышны взрывы снарядов, грохот обозов. В порту стонет маяк-ревун. Застыли делегаты кораблей...

«Ночь. Где-то вдали слышны взрывы снарядов, грохот обозов. В порту стонет маяк-ревун. Застыли делегаты кораблей.

Нагар (один из кочегаров). Это он повел моряков в горы. Это он завел их в пропасть.»

Такой трагедийной экспозицией начинал «Гибель эскадры» классик соцреализма Александр Корнейчук. Но красная эскадра в марте 1918-го погибала на Черном море. В наши дни агония флота повторяется не только на больших водах, но и на Днестре, некогда имевшем важное хозяйственное значение.

Ныне реку в пределах Тернопольщины (протяженность — 215 км) уже трудно назвать промышленной. Плавучие баржи, являющиеся самым дешевым видом грузового транспорта, лишь изредка нарушают мертвую тишину. Практически ушла в небытие добыча строительных материалов с речного дна. Сейчас только старожилы помнят, что до 1994 года существовало Днестровское райуправление речного транспорта, в течение года оно перевозило более миллиона тонн гравия и песка, было одним из основных доноров местного бюджета, флагманом промышленности района и области.

Его правопреемник — ООО «Днестровское» в Залещиках — хозяйствует по-новому. Ликвидированы филиалы-пристани в Галиче Ивано-Франковской области, в Старой Ушице Хмельницкой, пассажирский причал на Тернопольском пруду. Статистика свидетельствует, что в прошлом году «Днестровское» перевезло 3000 тонн, а в этом — целых... 1200 тонн гравие-песчаной смеси. Валовой доход не превышает 10 тысяч гривен. По данным районной налоговой администрации, предприятие в 2000-м заплатило 15 тысяч гривен местных и общегосударственных налогов. Умеют же люди работать себе в убыток, из своего кармана доплачивая государству! Из 17 барж, которые были в 1993 году, осталось шесть, а из семи пассажирских и грузовых катеров — только четыре.

Старые речные труженики в основном порезаны на металлолом: срок эксплуатации истек — и есть основания для списания кораблей. Мысль, что оставшаяся база позволяет изготовлять из гравия строительные материалы, а в мастерских — ремонтировать транспортные средства, приходила водникам в голову. Но они ее сразу же прогнали. Чтобы не думать о том, как искать заказчиков и рынки сбыта.

Тем временем на Днестре раскручивается маховик «черного» бизнеса. Руководство предприятия говорит, что в любое время суток приезжают «пираты», самовольно добывают «естественный товар» и загружают им машины. Правоохранительные органы и власти вроде ничего не замечают. И считается, что эскадра в лице ООО «Днестровское» — самостоятельной хозяйственной единицы, частной фирмы, арендующей имущество у АСК «Укрречфлот», — плывет.

— Трудно сказать — эскадра эта плавает в воде или висит в воздухе, — кратко оценивает деятельность днестровского флота замглавы Залещицкой райгосадминистрации Василий Дрозд. — Хозяин основных средств далеко, местные власти не имеют права доводить производственные задания, фактически — вытаскивать предприятие из пропасти. Если подчинение ООО «Днестровское» не изменится, оно развалится. И потенциал Днестра будут просто разворовывать...

Три года назад местные власти хотели получить имущество флота в собственность города, чтобы, разумеется, эффективнее использовать. Дороги в Залещиках далеко не европейского образца. А поблизости, в Городенке, есть асфальтный завод. «Мы отдавали бы туда гравий дешевле, а привозили бы по доступным ценам асфальт, чтобы город приобрел лучший вид», — раскрыл только один из планов городской голова Залещиков Василий Лучик.

Но в законе об НДС внесены изменения, по которым продажа или передача имущества с баланса на баланс облагается налогами. А остаточную стоимость основных средств залещицкого флота оценили по минимуму — в 600 тысяч гривен. Ни город, ни район не могут заплатить 120 тысяч гривен этого налога, что равно почти годовому бюджету Залещиков.

Залещицкая райгосадминистрация несколько раз обращалась к руководству судоходной компании «Укрречфлот» и предлагала иной выход — передать имущество общества «Днестровское» городскому совету в долгосрочную аренду. Но из столицы конкретного ответа не поступило.

Неужели «речной» Киев совершенно равнодушен к тому, что происходит в «речных» Залещиках? Хроника арендных отношений между «Укрречфлотом» и ООО «Днестровское» содержит немало загадок и неясностей.

30 марта 1994 года стороны заключили договор аренды имущества сроком на три года. Казалось бы, чего еще желать! Не нужно самому покупать средства — только хорошо работай и вовремя плати за аренду. О последнем залещицкие водники помнили больше года. В 1997 году «Укрречфлот» уже хотел было расторгнуть договор аренды, но руководство ООО «Днестровское» клятвенно уверяло, что полностью погасит задолженность, а в будущем своевременно будет вносить арендную плату. И все-таки убедили Киев продлить договор до 1 апреля 1998 года. Но снова не было перечислено ни одной гривни. С 1999 года «Укрречфлот» в конце концов расторг этот обреченный договор. Но заключил с Залещиками новое соглашение — теперь уже краткосрочной аренды, — которое тоже не выполняется.

АСК «Укрречфлот» уже понимает, что от речного хозяйства на Днестре нечего ждать отдачи, и склоняется к мысли о том, чтобы продать его имущество коммерческим структурам. Однако местные власти расценивают такой поворот событий как «чрезвычайно отрицательный», без какой-либо пользы для города или области. С другой стороны, бесхозяйственность не может продолжаться вечно. Ведь скоро исчезнет последняя баржа, последний катер.

Днестровская эскадра гибнет на глазах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно