Газовый выхлоп

22 июля, 2011, 14:57 Распечатать Выпуск №27, 22 июля-13 августа

Все газопроводы в Черновицкой области будут эксплуатировать частные структуры. «Есть соответствующее решение, и проходит процесс передачи газовых сетей облгаза».

Все газопроводы в Черновицкой области будут эксплуатировать частные структуры. «Есть соответствующее решение, и проходит процесс передачи газовых сетей облгаза», — подтвердил глава Черновицкой облгосадминистрации Михаил Папиев. Тех самых, покрашенных преимущественно в желтый цвет, по которым газ поступает непосредственно к потребителям. Новый отечественный газовый порядок, создававшийся для показательной работы в этой области, в Черновцах так и не родился. Хотя должен был. По крайней мере, именно такую амбициозную цель — возврат внутреннего рынка торговли газом под контроль государства — декларировали пять лет назад его создатели. Официально передать газораспределительные сети в обслуживание из государственных в частные руки Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины должна была с 1 июля 2011 года. Однако, как сообщили в территориальном представительстве НКРЭ, из-за неготовности сторон процесс отложили. По меньшей мере на месяц.

Рождение нового газового порядка или государственное рейдерство?

В ноябре 2006 года, когда ДК «Газ Украины» (дочерняя компания Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины») письменно предупредила топ-менеджеров ОАО «Черновцыгаз» (облгаз) о будущем отказе от их услуг по обслуживанию газовых распределительных сетей среднего и низкого давления, подобный кульбит невозможно было представить. Вместе с черновицким От­крытым акционерным обществом по газоснабжению и газификации «Черновцыгаз» «черную метку» о будущем расторжении договоров получили и другие ОАО — «Закар­патгаз», «Львовгаз», «Волыньгаз», «Черниговгаз» и «Ивано-Фран­ковскгаз». Компании объединяло то, что все они имели общего акционера.

Среди официальных причин, подтолкнувших менеджмент государственной компании к столь резкому шагу, — якобы грубое невыполнение облгазами (ОАО по газоснабжению и газификации) взятых на себя согласно договору о пользовании государственным имуществом, не подлежащим приватизации, обязательств по обслуживанию труб. Ведь де-юре сети облгазам никогда не принадлежали, а только находились во временном пользовании. Деньги за транспортировку газа сетями, часто построенными за счет людей, потребители согласно тарифу более или менее исправно платят. А кто заплатит общине за то, что пользуется ее трубой? И вообще, на каком юридическом основании государство или облгаз этим имуществом пользуется, управляет? В любом случае 50% прибыли, полученной от использования государственного имущества, облгазы обязаны были направлять на его обслуживание. А если официально показывались только убытки? Низкая финансовая дисциплина облгазов, исправно собиравших плату за потребленное голубое топливо, но часто не спешивших отдавать эти деньги владельцу газа, также значилась среди грехов этих компаний. Так же, как и накопленные вследствие этого миллионные долги.

Намерение «ссадить их с трубы» облгазам очевидно не понравилось. Действуя на опережение, в Черновцах (и не только) даже сумели через суд пролонгировать действие соответствующего договора. Но остановить запущенный с киевских холмов маховик не удалось. За два дня до нового 2007 го­да был издан приказ №542 Мин­топэнерго Украины о бесплатной передаче распределительных сетей и оборудования на них с баланса ОАО «Черновцыгаз» на баланс Черновицкого филиала ДК «Газ Украины». В облгазе тогда уверяли, что видели только копию приказа, под которым стояла не подпись, а факсимиле Юрия Бойко — министра топлива и энергетики во «втором правительстве» Вик­тора Януковича (2006—2007 годы). Итак, фактические арендаторы трубы из ОАО «Черновцыгаз» сделать это добровольно отказались, и Хозяйственный суд Черновицкой области в январе 2007-го постановил выполнить министерский приказ в принудительном порядке.

Параллельно в недрах ДК «Газ Украины» продолжалась работа по созданию новой структуры. В феврале 2007 года от дочерней компании «Нафтогаза» отпочковалось дочернее предприятие «Укргаз­мережі», а со временем — и его черновицкий филиал. Уже в апреле 2007-го НКРЭ, кроме ОАО «Чер­новцыгаз», определила еще одного лицензиата, получившего право осуществлять хозяйственную деятельность по транспортировке природного и нефтяного газа по распределительным трубопроводам на территории наименьшей в Украине Черновицкой области, а также поставлять природный газ по регулируемому тарифу. Львиная доля газовых распределительных сетей (приблизительно 80%) перешла в ведение черновицкого филиала ДП «Укргазмережі». Также облгаз посадили на голодный газовый паек: голубого топлива для хозяйственной деятельности даже в обрезанной зоне лицензионной деятельности он фактически не имел.

Природный газ по городам и селам Буковины отныне должна была транспортировать и распределять по трубам государственная структура. 100% акций ДП «Укргазмережі» находилось в собственности компании «Газ Украины». Все указывало на то, что в процессе перехода газовых труб под государственное крыло Черновцы должны стать только первой ласточкой. Утвержденная 30 мая 2007 года советом директоров «Газа Украины» программа развития ДП «Укргазмережі» предусматривала не только создание 15 аналогичных черновицкому филиалов в других регионах страны и Автономной Республике Крым, но и постепенный возврат всех газораспределительных сетей под контроль государства.

Почему Черновцы?

Черновицкая область не случайно стала первой, где у приватизированного облгаза (государст­венная доля акций ОАО «Чер­нов­цы­газ» составляет только 20,39%) попытались отнять право пользования газовыми сетями. Еще с 1998 года функции по поставкам газа бюджетным учреждениям и населению и сбору платы за него осуществляло не предприятие по газоснабжению и газификации (в случае Буковины это ОАО «Чер­новцыгаз»), а отдельная государственная структура — Черновицкий филиал ДК «Газ Украины». Так, как это, собственно, и предполагалось постановлением Кабинета министров Украины от 24 июля 1998 года «О размежевании функций по добыче, транспортировке, хранению и реализации природного газа». Но в большинстве регионов страны самостоятельные подразделения по поставке газа не прижились и уже в 1999 году были ликвидированы. Сохранилась новая структура только на Буковине. А значит, только здесь ДК «Газ Украины» через свой черновицкий филиал конт­ролировала абонентскую базу — со всей необходимой информа­цией о количестве поставленного каждому отдельному абоненту газа, уровне расчетов за него, общей площади отапливаемых помещений, установленных газовых приборах, сроках поверки приборов учета и даже о количестве членов семьи абонента, наличии льготников и т.п. В остальных регионах страны это прерогатива почти 40 обл- и горгазов, находящихся в частных руках.

Конечно, сдаваться на милость победителя без сопротивления ОАО «Черновцыгаз» не собиралось. Правомерность решения НКРЭ о выдаче лицензии на право осуществлять хозяйственную деятельность ЧФ ДП «Укргаз­мережі» юристы облгаза обжаловали в судах. Основание: отсутст­вие у государственной компании на момент получения лицензии газо­вых сетей для осуществления хозяйственной деятельности. Даже 1 мая 2007 года, в день, с которого черновицкий филиал «Укргаз­мереж» должен был заменить на большинстве газопроводов представителей облгаза, попасть на три контрольных газораспределительных пункта столицы Буковины представители филиала не смогли. На территорию их не пустила вооруженная (в том числе, по свидетельству очевидцев, автоматами) охрана в камуфляжной форме без опознавательных знаков.

Эпопея с передачей газовых труб с баланса облгаза на баланс нового оператора рынка сопровождалась непременным в таких случаях открытием уголовных дел. После комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Черновцыгаз» работники КРУ в Черновицкой области констатировали завышение стоимости работ по газификации населенных пунктов почти на 7 млн. грн. Принимая во внимание аналогичные нарушения, по странному стечению обстоятельств выявленные также в других областях Западной Украины, дело передали в Генпрокуратуру. Следственная бригада ГПУ должна была выяснить, как было израсходовано
410 млн. грн., перечисленных в 2005—2006 годах ДК «Укртрансгаз» в соответствии с поручением «Наф­то­газа» облгазам на строитель­ство сетей и газификацию населенных пунктов Западной Украины.

Во время выяснения отношений между представителями ОАО «Черновцыгаз» и ЧФ ДП «Укргаз­ме­режі» было озвучено еще несколько скрытых мотивов тех событий, которые в то время происходили в Черновцах. И.о. главы правления ОАО «Черновцыгаз» Виктор Максимов утверждал, что контрольный пакет акций предприятия сначала хотела перекупить компания «РосУкрЭнерго», а получив отказ, прибегла к более решительным действиям. И хотя в Украине вам правду никто и никогда не скажет, сколько у кого акций и через какую именно структуру он ими владеет — в большинстве случаев речь идет о юридических лицах, одна из сторон конф­ликта и не скрывала, что речь идет о собственности Олега Бахматюка. Сам бывший заместитель главы правления НАК «Нафтогаз Ук­раины» тот факт, что именно он является владельцем опальных облгазов, неоднократно опровергал. «Первоисточником этой ситуации является министр Юрий Бойко, — убеждал общественность заместитель председателя правления ОАО «Черновцы­газ» Олег Стус. — Думаю, он преследует какие-то свои интересы по передаче газораспределительных сетей в управление определенным структурам».

«Они хотели продать Фирташу, но не сошлись в цене», — интерпретировал этот эпизод директор ЧФ ДП «Укргазмережі» Иван Козар. Тогдашнюю неуступчивость ОАО «Черновцыгаз» он также объяснял тем, что менеджеры облгаза сначала «пропустили сквозь песочек 20 миллионов», полученных на газификацию области, а сейчас «боятся, что все это выйдет на поверхность».

«Тому що послідовні»

После досрочных парламентских выборов осенью 2007 года и очередной смены правительства «черновицкую операцию» по отлучению ОАО «Черновцыгаз» от трубы стали оценивать совсем по-другому. Тогда вдруг выяснилось, что к реализации государственных интересов создание «Укргазмереж» никакого отношения, оказывается, не имело. Протокольное решение о прекращении деятельности ДП «Укргазмережі» ДК «Газ Украины», принятое на заседании правления НАК «Нафтогаз Украины», его глава Олег Дубина завизировал в сентябре 2008 года. Декларируя фактически те же цели — передачу газовых сетей в руки государственного предприятия и обеспечение за счет этого поступления 100% средств от населения за потребленный газ, в НАК «Нафто­газ Украины» родили еще одну «дочку» — «Нафтогазмережі».

Характеризуя деятельность предшественников, директор созданного для выполнения постановления правительства №775 ДП «Нафтогазмережі» Виталий Гнату­шенко слов не подбирал. «Извест­ная промышленно-финансовая группа, которая на тот момент, в сущности, контролировала систему государственного регулирования нефтегазовой отрасли… пыталась получить контроль над рядом облгазов, — отметил Виталий Гнатушенко в интервью «ЗН» (№30 от 15 августа 2009 года). — И с целью давления на «непокорных» владельцев этих предприятий, базируясь на формуле «не отдадите облгазы — заберем сети», и были созданы «Укргазмережі». Вместе с тем, когда указанная группа наконец получила интересовавшие ее предприятия, интерес к «Укргазмере­жам» исчез». Правда, в благородном деле наведения порядка на рынке розничной торговли газом новое госпредприятие особых успехов тоже не достигло. Единст­венным трофеем, который ДП «Нафтогазмережі» с трудом добавило к унаследованному от предшественников черновицкому, стали только винницкие газовые сети.

После очередной смены в 2010 году всего властного олимпа и возврата в систему государственного регулирования нефтегазовой отрасли Юрия Бойко ДП «Нафтогаз­мережі», похоже, ожидала судьба ДП «Укргазмережі». Находясь недавно в Черновцах, заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Татья­на Корнякова ликвидацию предприятия списала на... административную реформу. Та самая Корня­кова, к слову, которая в декабре 2006 года, работая на должности заместителя генпрокурора Украи­ны, дала зеленый свет досудебному следствию в так называемом деле шести облгазов.

Об амбициозной цели создания государственной компании, которая отвечала бы и за поставки газа потребителям, и за безопасность газораспределительных сетей и их надлежащее обслуживание, похоже, речь уже не идет. Неужели облгазы уже выполнили непременное условие об обязательном ежегодном возмещении не менее 4% от остаточной стоимости основных фондов на их реанимацию и поддержание в рабочем состоянии? Громкое создание государственного оператора, а затем тихий возврат к status quo конца 2006 года, согласитесь, чем-то напоминает газовый «выхлоп». Шу­ма много, а в работе двигателя — перебои. Согласно правилам пожарной безопасности, заправленный сжатым природным газом автомобиль в случае «выхлопа» надо немедленно остановить. Но это так, к слову… Точной стоимости имущества, которое возвращается в пользование черновицкого облгаза, наверное, никто не назовет. Инвентаризация сетей, проведенная уже добрых лет пять назад, по состоянию на 31 января 2006 года зафиксировала такое соотношение: государственное имущество —
41 млн. грн. и 47 млн. — имущество, приобретенное из других источников финансирования. Хотя балансовая стоимость газопроводов, построенных за счет кооперативов, предприятий, наконец, обычных граждан, на самом деле значительно выше. Нардеп-регионал Нико­лай Романюк еще в 2007 году, например, озвучивал цифру, близкую к миллиарду.

Конечно, теперь, когда владелец облгаза, похоже, поменялся, насущная необходимость лишать его права на пользование трубой отпала. И то, что речь идет фактически о передаче сетей в частные руки, которые только несколько лет назад те же люди всячески дискредитировали, никого особо не удивляет. Поймав на слове бизнесмена Дмитрия Фирташа, который в интервью российской деловой газете «Ведомости» заявил, что конт­ролирует 75% облгазов Украины, выяснить, о чьих частных руках идет речь, пытался как-то глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко. Исследование этого вопроса продолжается до сих пор... Нынешнее руководство ОАО «Черновцыгаз» контроль Дмитрия Фирташа над компанией отрицает.

Разговоры об определении статуса собственности на газовые сети, построенные за коммунальные средства или средства граждан, которыми чиновники пытаются отвлечь внимание от сомнительной аферы, не более чем дымовая завеса. И не только потому, что точно такая же инвентаризация сопровождала первый (2006—2007 годов) передел газового рынка края. Но тогда вопрос, кто и на каких условиях будет обслуживать записанные на конкретные территориальные общины сети, имел хотя бы теоретический смысл. Сегодня же, когда в области остается фактически единственный игрок с правом пользоваться трубой, выбор у общины, прямо скажем, небольшой. Неизвестные «доб­рые люди» (называть их имена губернатор Буковины Михаил Папиев не считает нужным), недавно согласившиеся выделить почти полторы сотни миллионов гривен на достройку новых подвод­ных газопроводов на Буковине, на самом деле ничем не рискуют. (Хотя ответ на вопрос об источнике происхождения средств является ключевым. Конечно, если государство правовое. Формаль­но это внебюджетные средства, найденные при содействии министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко в соответст­вии с трехсторонним соглашением о сотрудничестве между министерством и черновицкими ОГА и обл­советом.) Трубы все равно перейдут в управление частного облгаза. Создать новое предприятие для управления сетями в пределах каждого отдельного села их потенциальные владельцы, конечно же, не смогут. А значит, пользователю сетей не только средства за транспортировку газа перепадут. Если все выгорит, он еще и разрешение на приватизацию их государственной доли получит.

К чему может привести концентрация в одних руках газа, труб, по которым он поступает к потребителям, платы за него, объяснять, убежден, никому не надо. А если эти руки — не украинские? То, что за четыре года вынужденного простоя в облгазе уменьшилось количество специалистов, на этом фоне вообще мелочь. Так же, очевидно, как и вложенные в черновицкий филиал его конкурента государственные ресурсы. Например, средства, потраченные на приобретение спецтехники и автомобилей для аварийно-диспетчерской службы и т.п. Относительно специалистов, то перешли же когда-то массово целые бригады, поверив в благие намерения государства, из обл­газа на работу в ЧФ ДП «Укргаз­мережі». Поэтому так же теперь и назад вернутся. А вот пункты прие­ма платежей ЧФ ДП «Нафтогаз­мережі» уже несколько месяцев как закрыли. Вот тебе и уникальное государственное ноу-хау. В конце концов, и новый газовый порядок, который из Черновцов должен был распространиться на всю Украину, тоже немного жаль.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно