Газовый Карфаген должен быть разрушен

Поделиться
Тема газораспределение в стране и отношений государства с гор- и облгазами стала «больной мозолью...

Тема газа в Украине в любых ее проявлениях стала в последнее время столь же заезженной, что и политика. Сегодня любой политик, даже отдаленно знакомый с этим непростым рынком, пытается заработать электоральные дивиденды на «газовых скелетах» в шкафах оппонентов. Наверное, Украина - одна из немногих стран в мире с таким большим количеством разноплановых экспертов и комментаторов по газовым вопросам, начиная от секретариата президента страны и заканчивая офис-менеджерами канадских оптовых компаний. Но, как говорится, нет худа без добра. Даже такие публичность и открытость газового рынка пошли ему на пользу. Теперь намного сложнее манипулировать общественным мнением и откровенно врать согражданам. Которые, как ни странно, до сих пор являются собственниками большей и самой дорогой части активов нефтегазовой отрасли.

Между тем и сегодня остается ряд животрепещущих тем, дать однозначную оценку которым достаточно сложно. Одной из них является газораспределение в стране и отношения государства с гор- и облгазами. Эта тема стала «больной мозолью» как для собственников предприятий, так и для правительства, наступать на которую в последнее время стали все чаще и больнее. В частности, весьма серьезно на самом высоком уровне стали задумываться о возвращении распределительных газопроводов низкого и среднего давления в управление государства. С другой стороны - со стороны профсоюзов облгазов - поднялась очень серьезная волна протестов по поводу существующих на сегодняшний день тарифов на оплату услуг этих предприятий. «ЗН» попыталось в очередной раз вернуться к этой теме.

Как закалялась сталь

В Украине протяженность сети распределительных газопроводов в несколько раз превосходит протяженность магис­тральных трубопроводов. Если газопроводов высокого давления в стране около 38 тыс. км, то длина газораспределительных сетей малого и среднего давления превышает 350 тыс. км. Начиная с середины 1970-х годов для обслуживания этих сетей еще в тогдашней УССР начали создаваться областные или городские предприятия по газоснабжению и газификации, проще говоря - облгазы и горгазы. Именно эти предприятия осуществляли и осуществляют по сей день газоснабжение большинства украинских потребителей; сегодня через них происходит снабжение газом населения и бюджетной сферы, а также малых и средних предприятий.

Начиная с конца 1990-х годов, в первые годы существования молодого государства Украина, влияние кризисных явлений и разруха, характерная для всех государственных предприятий того времени, не обошли стороной и гор- с облгазами. Ка­тастрофическая нехватка средств и госфинансирования загнали эти предприятия в так называемый список красной группы: когда кре­диторская задолженность в десятки и сотни раз превышает дебиторскую. Именно этот фактор, помноженный на юридические промашки, позднее и сыграет злую шутку с этими предприятиями и во многом станет ключевым в эскалации конфликта государства и частных собст­венни­ков. Но обо всем по порядку.

Дабы спасти экономику от окончательного краха и хоть как-то залатать бюджет, государственные мужи прибегли к политике корпоратизации и дальнейшей приватизации газораспределительного хозяйства страны. Стратегические предприятия по газоснабжению и газификации не стали исключением. Во исполнение указа президента Украины «О корпоратизации предприятий» №210/93 от 15.06.93 года в течение 1994 года государст­венные предприятия по газоснабжению и газификации были преобразованы в открытые акционерные общества по газоснабжению и газификации, учредителем которых выступил Государственный комитет Украины по неф­ти и газу - Госкомнефтегаз.

В свою очередь, Госкомнефтегаз в соответствии с Методикой оценки стоимости объектов приватизации, утвержденной постановлением Кабмина №717 от 8.09.93 года, утвердил акты оценки стоимости целостных имущест­венных комплексов указанных обществ, в которых был определен перечень госимущества, не подлежащего приватизации, и размер их уставных фондов.

Затем во исполнение п. 18 указа президента страны №699/94 от 26.11.94 года «О мерах по обеспечению прав граждан на использование имущественных сертификатов» Госкомнефтегаз по актам приема-передачи передал Фонду госимущества соответствующие документы, а также сертификаты на суммарную номинальную стоимость акций соответствующих ОАО для принятия решений об их приватизации. Имущество же, которое не подлежало приватизации и не вошло в уставные фонды обществ (пресловутые распределительные сети), Фонду госимущества передано не было и осталось в управлении учредителя - Госкомнефтегаза.

Стоит отметить, что многие бизнесмены достаточно быстро уловили перспективность этого направления бизнеса. Первая волна приватизации обл- и горгазов прокатилась очень быстро и практически незаметно для непосвященных.

Новоиспеченные «газовики» довольно быстро приспособились к рыночной экономике. А общение с «живыми» деньгами позволяло им достаточно неплохо себя чувствовать. Тем более что в результате применения льготных схем приватизации государство уже тогда утратило реальный контроль над многими предприятиями. Кроме того, влияние Госком­нефтегаза на них постоянно уменьшалось. Не зря видный бизнесмен и газовый деятель Игорь Бакай в одном из своих интервью заметил, что все богатые люди «поднялись на газе».

Между тем подобное попустительство со стороны собственников облгазов и назревающий очередной передел собственности подтолкнули государство к осуществлению шага, направленного на наведение порядка на рынке газа. Собственно, так в нашей стране и появилась НАК «Нафтогаз Украины».

Эра «Нафтогаза», или А воз и ныне там

Кабинет министров Украины во исполнение указа президента №151 от 25.02.98 года «О реформировании нефтегазового общества» постановлением №747 от 25.05.98 года создал НАК «Нафтогаз Украины». Этим же постановлением был утвержден перечень имущества, используемого для обеспечения транспортировки, хранения и распределения неф­ти, нефтепродуктов и газа, которое не подлежит приватизации и передается новоиспеченному неф­тегазовому монополисту. В частности, в него вошли магистральные газопроводы и сооружения на них, распределительные газо- и нефтепроводы и сооружения на них, газонефтехранилища и транс­портные средства особого назначения.

В свою очередь, согласно п. 3 вышеупомянутого постановления Фонд госимущества и Минэкономики страны приняли совместный приказ №1535/104 «Об использовании государственного имущества, не вошедшего в уставные фонды». На основании этого Фонд госимущества и НАК «Нафтогаз Украины» заключили соглашение №76 от 4.02.99 года об использовании госимущества, которое не подлежит приватизации и не вошло в уставный фонд компании. В свою очередь, соответствующие соглашения были заключены между НАКом и дочерними компаниями. Так, ДК «Газ Украины» заключила соответствующие договоры на пользование государственным имуществом, не подлежащим приватизации и находящимся в пользовании ОАО по газоснабжению и газификации. Хотелось бы отметить, что отечественные юристы и здесь успели напутать. Именно соглашение №76 сегодня приводится частными собственниками газораспределительных организация в качестве главного аргумента в споре с правительством. Но об этом чуть позже.

Что касается прихода на рынок такого крупного игрока, как НАК «Нафтогаз Украины», то он практически ничего не изменил. Руководители газового монополиста по очереди уже более десяти лет пытаются вернуть утрачен­ный контроль над сферой распределения газа по газопроводам малого и среднего давления. Од­нако до сих пор это не удалось ни одному руководителю этой госкомпании. Более того, «Нафтогаз Украины» повторил печальный опыт Госкомнефтегаза, и, по мнению экспертов, контроль над этой частью рынка сегодня утрачен окончательно и бесповоротно. В то же время, если государство в ближайшее время не предпримет конкретных шагов по наведению порядка в данном сегменте, это может угрожать как экономике страны, так и ее энергетической безопасности. Первые негативные отголоски «хозяйст­вования» облгазов на внутреннем рынке уже очевидны.

Черная дыра

Самым красноречивым подтверждением бесхозяйственной деятельности новых частных собственников гор- и облгазов является выполнение, а точнее, невыполнение взятых на себя инвестиционных обязательств по содержанию, реконструкции и модернизации вверенных им газовых сетей. По оценкам экспертов, ситуация на сегодняшний день сложилась просто угрожающая. Подтверждением этому является печальная статистика гибели украинских граждан от взрывов мирного газа. За последнее время счет пошел на сотни человек в год. Состояние газораспределительных сетей характеризуется высокой степенью износа, оборудование на большинст­ве распределительных систем морально и физически устарело. Такое же положение и с газоиспользующим оборудованием, осо­бенно бытовым и теплогенериру­ющим. Такая ситуация приводит к значительным непроизводственным потерям природного газа при его доставке потребителю.

Не стоит забывать: именно эти потери НАК «Нафтогаз Украины» компенсирует указанным предприятиям. По мнению экспертов, манипуляции с завышением этих потерь являются одной из статей заработка как обл­газов, так и оборотистых предпринимателей «на газе».

В свою очередь, собственники и руководство облгазов рассуждают на тему сетей по-своему. Мол, тарифы на транспортировку низкие, в результате чего 90% предприятий находятся в положении, близком к банкротству, или фактически являются банкротами. В последнее время, видимо, стало хорошим тоном со стороны руководства этих предприятий сгонять рядовых сотрудников на митинги и пикеты на улицы, площади, под здания органов власти с требованием повысить тарифы на прокачку газа.

Говорить о соответствии тарифов реалиям достаточно сложно. Но не стоит забывать, что их устанавливает государственный орган - Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, который априори должен действовать в интересах государства и его граждан. В то же время собственники и руководители обл- и горгазов почему-то забывают о том, что львиную долю своего заработка они получают от распределения газа. Причем, по данным экспертов, отдавать государству деньги за распределенный газ совсем не спешат.

Сегодня обл- и горгазы являются последним звеном в реализации газа населению, бюджетной сфере и предприятиям малого и среднего бизнеса. Плату за газ с потребителей взимают тоже они. Однако многие из них используют полученные средства на финансирование собственных потребностей. И уже по остаточному принципу возвращают деньги владельцу газа. Сегодня им выступает ДК «Газ Украины».

Такое поведение облгазов во многом усложняет деятельность НАК «Нафтогаз», которой ежеме­сячно необходимо рассчитываться с «Газпромом» за потребленный импортный газ. Это приводит к нехватке оборотных средств в компании и, как следствие, к необходимости привлекать кредиты, за которые так ругают отечественную газовую монополию.

Кроме того, столь мягкая вертикаль управления газовым рынком и очень сложная система взаимоотношений и привели к появлению еще одной из статей нечестных доходов отдельных облгазов. Речь идет о реа­лизации голубого топлива не напрямую конечным потребителям, а через посредников, по завышенным ценам и сложным схемам. Об этом неоднократно писало «ЗН».

Ситуацию усугубляет и существование ряда пробелов в отечественном законодательстве, которыми не стесняясь пользуются дорогостоящие юристы частных инвесторов. В частности, Генеральная прокуратура опротестовала и отменила как противоречащий закону совместный приказ Фонда госимущества и Минэкономики №1535/104 «Об использовании государственного имущества, не вошедшего в уставные фонды», о котором шла речь выше. В связи с чем условия соглашения между ФГИУ и НАК «Нафтогаз Украины» утратили перспективы на дальнейшее усовершенствование, хотя само соглашение остается в силе.

Также отчисление 50% чистой прибыли, полученной предприятиями от использования газопроводов, в пользу государства, предусмотренное соглашением, не отвечает положениям Закона Украины «О хозяйственных обществах». Согласно ст. 41 этого документа право распределения чистой прибыли, полученной ОАО, принадлежит акционерам. Более того, после утраты контроля над большинством обл­газов объективно сегодня невозможно достоверно рассчитать часть чистой прибыли, полученной газораспределительным предприятием от пользования государственным имуществом.

Кроме того, существует неопределенность процедуры предоставления новым объектам, построенным за счет государственной части прибыли и амортизационных отчислений, статуса объектов государственной собст­венности. В то же время зафикси­рованы факты, когда отдельные облгазы пытались присвоить объекты газовых сетей, построенные за счет населения или негосударственных предприятий.

И это только то, что лежит на поверхности. Но даже это свидетельствует, что государственное имущество используется очень неэффективно.

Когда хвост виляет собакой

Основной причиной такого положения дел эксперты называют несколько волн смены собст­венников этих предприятий, но главной - волну 2004-2008 годов. Государство фактически лишили влияния в тех обл­газах, в которых у него оставался контрольный либо значительный пакет акций. Здесь финансово-хозяйственный контроль уже давно осуществляют миноритарные акционеры.

Ярким примером является деятельность облгазов, связываемых с группой экс-министра топлива и энергетики Юрия Бойко и соучредителя «РосУкрЭнер­го» Дмитрия Фирташа. Наблюдатели утверждают, что при помощи экс-руководителей НАК «Нафтогаз», подконтрольных Юрию Анатольевичу, представитель компании «РосУкрЭнерго» Игорь Воронин стал главой наблюдательных советов в более десяти предприятий по газоснабжению и газификации. И во всех них группа Бойко-Фирташа выкупила доли от 22 до 60% акций в уставном фонде. Вместе с тем источники «ЗН» в СБУ отмечают, что акции были получены путем их скупки у миноритарных акционеров с противоправным использованием информации из систем реестров держателей именных ценных бумаг. Исполь­зовали также подконтрольных лиц, через которых обеспечивалось принятие на общих собраниях акционеров решений об увеличении уставного фонда эмитентов и закрытом размещении ценных бумаг среди определенного круга структур. Также газораспределительные сети отбирали путем расторжения договоров и исключения «неугодных» облгазов из схем поставок газа промышленным потребителям.

Справедливости ради стоит отметить, что подобные схемы применялись и при изменении групп влияния в других обл- и горгазах.

Между тем катализатором объявления войны правительст­вом частным инвесторам стало заявление Дмитрия Фирташа, «заклятого друга» нынешнего главы Кабмина, о том, что компании, аффилированные с ним, сконцентрировали более 70% отечественных облгазов. Тем самым Дмитрий Васильевич дал лишний повод премьеру Украины Юлии Тимошенко заняться вопросом восстановления государст­венного контроля над газовым сектором страны.

Активные действия со стороны украинских властей не заставили себя долго ждать. В конце апреля глава СБУ Валентин На­ливайченко заявил: «От СБУ ушло письмо на имя премьер-министра в отношении того, как иностранные посредники пытают­ся приватизировать, пытаются действовать вопреки экономическим интересам Украины в обл­газах». По его словам, речь идет о почти двух десятках этих предприятий. «Предоставлена серьезная информация руководству правительства с тем, чтобы прави­тельство на опережение защитило в открытых акционерных обществах или закрытых акционерных обществах интересы государства, а проще говоря, наши с вами интересы как потребителей газа», - подчеркнул В.Нали­вайченко. Добавив, что речь идет о том, что оплата за газ осуществляется, но через такие структуры, «которые полурейдерским путем присутствуют в облгазах, и эти проплаты остаются в этих структурах, а долги остаются в государстве и в государственном бюджете». Заяв­ление высокопоставленного чиновника сразу дало понять, что механизм запущен, и в ближайшее время стоит ожидать уже более конкретных дейст­вий в этом направлении.

И действительно, буквально несколько дней спустя Юлия Владимировна сделала заявление о том, что до конца года все облгазы перейдут в госсобственность. Как гласил агитационный плакат известной политической силы времен «оранжевого романтизма»: «Не словом, а делом!». По­хоже, что для Юлии Владимиров­ны этот девиз стал руководст­вом к действию.

«Нафтогаз» vs Минтопэнерго

Как стало известно «ЗН» от информированного источника в правительстве, Минтопэнерго совместно с НАК «Нафтогаз Украины» по поручению правительства вплотную приступили к разработке механизма по решению этой насущной проблемы. Как оказалось, выход был найден достаточно простой и дейст­венный, никоим образом не связанный с какой бы то ни было реприватизацией, негативными пос­ледствиями которой пугали с экранов телевизоров и страниц газет «говорящие головы» разных уровней и рангов.

В то же время собеседник «ЗН» отметил, что в ходе дискуссий у представителей министерства и госхолдинга возникли принципиальные разногласия: кто же все-таки станет балансодержащим предприятием. НАК, естественно, видела себя в этой роли, а Минтопэнерго почему-то «внучку» НАКа - «Укргазмере­жі». Других принципиальных разногласий не было. Но исходя из последних заявлений чиновников, можно сделать вывод, что верх все же одержала НАК.

Источник «ЗН» в правительстве на условиях анонимности расскрыл некоторые подробности готовящегося постановления. Правительство планирует в течение нынешнего года передать на баланс НАК «Нафтогаз Украины» объекты государст­венного имущества газораспределительных сетей, находящиеся на балансах облгазов. Доку­мент предусматривает внесение изменений в соответствующие законодательные акты с привлечением профильных министерств и ведомств. Понимая всю сложность процедуры и возможность противостояния со стороны обл­газов, правительство предусмотрело персональную ответст­венность руководства облгазов за обеспечение передачи на баланс НАКа газораспределительных сетей и необходимой документации.

Кроме того, согласно документу НАК «Нафтогаз Украины» в течение двух месяцев должна будет получить лицензии на поставку и распределение газа по нерегулируемому тарифу. Правительство также намерено поручить соответствующим органам внести изменения в действующее законодательство в части исключения норм, запрещающих осуществление технического обслуживания газораспределительных сетей субъектами хозяйствования, которые не являются лицензиатами.

НАК «Нафтогаз Украины», в свою очередь, должна принять указанное имущество на свой баланс и заключить с соответствующими предприятиями договоры об эксплуатации и техническом обслуживании сетей, а также учета газа и абонентского обслуживания потребителей. Закупать эти услуги НАК сможет по тендерной процедуре у одного участ­ника (соответствующего обл- или горгаза) без согласования с Минэкономики.

Таким образом, вывод очевиден. В случае реализации планов Кабмин, НАК «Нафтогаз Украины» получает право реа­лизовывать газ конечным пот­ребителям (самостоятельно либо через на 100% контролируемую дочернюю структуру). При этом практически невозможными становятся операции с «неучтенным» газом (о чем подробно раньше писало «ЗН»), поскольку все затраты будут полностью контролироваться со стороны «Нафтогаза», следовательно, ответственных становится минимум на порядок меньше и все они находятся под контролем государства. А с транспортировкой газа вполне могут справиться и региональные подразделения ДК «Укртрансгаз». Это во-первых.

Во-вторых, устраняется диктат частных структур на внутреннем газовом рынке. Вполне ожидаемым будет реакция нынешних собственников облгазов, привыкших получать дивиденды за счет «альтернативных» источников, а для проформы требующих повышения тарифов. Но, по сути, облгазы должны исполнять функцию, которая была определена им изначально, - техническое обслуживание газовой инфраструктуры. Только в этом случае можно и нужно говорить об увеличении тарифа до экономически обоснованного уровня.

Причем реализовывать этот постулат необходимо не только в части увеличения тарифной составляющей, но и в самом принципе оплаты работы облгазов. Су­ществующая на сегодня схема оплаты работы облгаза «от объема транспортной работы» принципиально не отвечает существующим реалиям, особенно в условиях финансового кризиса. Не случайно в начале статьи была указа­на протяженность распределительных газопроводов, поскольку обл­газ обслуживает определенное количество труб и, исходя именно из протяженности, должен определяться тариф на оплату технических и эксплуатационных услуг газоснабжающих предприятий.

Впрочем, рассчитывать на столь безболезненный процесс вряд ли стоит, поскольку в сохранении нынешней ситуации заинтересованы бизнесмены, близкие и к «оранжевым романтикам», и к «бело-голубым прагматикам», и к нынешним «сердечнобелым мечтателям-реалистам». Но если процесс не будет инициирован сегодня, Украина рискует завтра окончательно превратиться в «газовую Колумбию», где только избранные семьи в каждом конкретно взятом регионе будут иметь доступ к газовому источнику «финансового подъема».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме