«ГАЗОВЫЙ» ЭКСПЕРИМЕНТ: ПОМИНКИ НАКАНУНЕ РОЖДЕНИЯ

Поделиться
Ищу я выход из ворот, Но нет его, есть только вход - И то не тот. В.Высоцкий. «Дорожная история» Мног...

Ищу я выход из ворот,

Но нет его, есть только вход -

И то не тот.

В.Высоцкий.

«Дорожная история»

Многолетний обычай, сложившийся в одном из важнейших секторов отечественного энергорынка, первый вице-премьер А.Голубченко охарактеризовал недавно кратко и смачно: «Жжет газ, а потом дураком прикидывается». В переводе на бесстрастный язык официальной статистики это означает, что за 9 месяцев нынешнего года украинские потребители компенсировали всего лишь немногим более 45% стоимости использованного газа, да и то оплатили в основном взаимозачетами и товарами.

Тем не менее в Запорожской области именно в этот период предпринята попытка упорядочить платежи за газ.

Большому потребителю - большие долги

В число пяти областей страны, потребляющих 70% газа, входит и Запорожская, годовые нужды которой достигают 4,5 млрд. кубометров. Столь внушительные объемы, увы, предполагают и не менее внушительные суммы долгов. К началу прошлого года они составляли 193 млн. грн., нынешнего - приблизились к 400 млн. К осени, правда, уменьшились до 270 млн. грн., но все равно это почти в полтора раза больше, чем потребляют за год коммунально-бытовые и бюджетные организации региона вместе взятые. Прежний состав облгосадминистрации фактически демонстрировал бессилие что-либо изменить. На одной из встреч в конце прошлого года ее бывший председатель В.Похвальский заявил: «По газу ситуация сложная. И если откровенно говорить, по ряду позиций мы и выхода реального не видим».

В этом «ряду позиций» видное место занимают предприятия теплосетей, которые, в отличие от населения, оплачивающего более 50% стоимости использованного газа, практически полностью устранились от расчетов, ссылаясь на бедность. Правда, как и положено профессиональным нищим, это вовсе не мешало им покупать заводы, строить шикарные комплексы, учреждать средства массовой информации, меценатствовать... Это изумляло всех, кроме властей, ходатайствующих о представлении отдельных руководителей к государственным наградам. И только спустя некоторое время оценка финорганов на сей счет оказалась совершенно противоположной - «нецелевое использование средств за газ». При существующей схеме расчетов за газ в этом нет ничего удивительного…

Схема эта примечательна тем, что поступающим от населения, коммунально-бытовых предприятий, бюджетных учреждений и организаций средствам она уготавливает сложный и многоэтапный путь, предполагая неоднократную «прокрутку» денег. Порядок таков. Банк, удержав за свои услуги 0,5% от внесенной потребителем суммы, перечисляет средства на счет жилищно-эксплуатационной организации. Та, взяв положенную ей часть, направляет остаток предприятию теплосетей. Здесь сумма в очередной раз уменьшается, а разница (если таковая еще есть) переадресовывается газосбытовым предприятиям вместе с актами сверок по должникам. Эти документы уже являются платежным суррогатом, который фактической ценности не представляет, но зато служит оправданием перед поставщиками газа, дескать, нам не платят, поэтому и мы не рассчитываемся.

Пока большинство потребителей платило исправно, существующая схема не вызывала претензий. Но с увеличением числа желающих жить на дармовщину ее несостоятельность становилась все более очевидной.

Надо что-то делать. Или не надо?..

Идея о необходимости изменения существующей схемы расчетов за газ приходила в голову многим. Но случилось так, что ее инициатором несколько лет назад выступило украинско-канадское СП «Кичкас», базирующееся в Запорожье. Суть предложений: все платежи за использованный областью газ должны поступать на единый целевой текущий счет (так называемый счет-аккумулятор). С него и будут оплачиваться поставки, транспортировки газа и произведенная из него энергия.

Кроме того, что эта схема защищена двумя авторскими свидетельствами в Украине, она еще прошла экспертизу Минфина, Минэкономики, Минпромполитики и других, получив в целом положительные оценки. Был даже подготовлен проект правительственного постановления о старте эксперимента в конце прошлого года. Об этом подробно сообщило «ЗН» (см. «ЗН»

№ 2, 1998 г. «Энергомания, или Почему Запорожье не хочет «соскочить» с «газовой иглы»?). И речь шла не только об эксперименте, но и о сопротивлении ему тех, чьи интересы он затрагивает.

Перспектива нововведения не пришлась по душе промышленникам, объединенным областной организации УСПП «Потенциал». По ее инициативе местные СМИ разразились мощным критическим залпом, представившим новую схему расчетов не просто недееспособной, но и опасной. Развенчание «коварных планов» новоявленных посредников, пожелавших стричь купоны на «газовом» рынке, происходило параллельно с защитой «сложившейся в регионе четкой и справедливой системы взаиморасчетов». Руководители предприятий теплосетей и жилкомхоза, АО «Запорожгаз» тоже, разумеется, не остались в стороне, обращая внимание на то, что схема противоречит существующему законодательству, полностью лишает поставщиков оборотных средств. Да и вообще, подобного разбазаривания-разворовывания средств нет нигде в мире. А вся эта затея закончится тем, что через два года, в течение которых предполагается проведение эксперимента, экономика области рухнет.

В дружном хоре противников внедрения новой схемы расчетов отчетливо слышались и голоса газотрейдеров. Хотя, казалось бы, газопоставщикам эксперимент был как нельзя кстати, поскольку сулил не просто избавление от должников, а предоплату за поставляемый в область газ.

Власти также были непреклонны!

«Все безальтернативное - плохо, - поделился в беседе со мной запорожский городской голова А.Головко. - У нас должна быть свобода выбора. То, что они (СП «Кичкас». - Авт. ) предлагают - расчленить счета, - я это сделал сам, но на уровне тех структур, с которыми работаю. Сегодня я могу реагировать на ситуацию по газу, а завтра, выходит, должен все отдать в чужие руки?»

Столь единодушное неприятие новой схемы позволяло прежнему областному руководству стать в ряды протестующего большинства, сославшись на отсутствие «права лоббировать интересы любой коммерческой структуры». Впрочем, «бесправие» отнюдь не стало препятствием для написания письма первому вице-премьеру А.Голубченко, в котором бывший председатель облгосадминистрации В.Похвальский, помимо ссылок на статьи действующего законодательства и Конституции, отмечал, что «ОАО «Запорожгаз» уже отработана система приема платежей на специально оборудованных автоматизированных пунктах», которая «повысила уровень проплат до 80%». Внедрение же эксперимента «вызовет постоянные арбитражные конфликты и не даст желаемых результатов».

Подтекст

В духе традиции эксперимент полагалось если не критиковать, то не упоминать вовсе. Истинную причину такого подхода многие прекрасно понимали, остальные догадывались, но нарушать табу желающих не находилось.

Чем обусловлена подобная ограниченность в выборе позиций, можно выяснить, разобравшись с подлинной целью нововведения.

То, что существующие нормы и тарифы завышены, давно не секрет. Завышены они настолько, что, как утверждают некоторые специалисты, при 100% оплаты лишь населением денег будет достаточно для компенсации затрат на потребности всей страны в газе, горячей воде и в значительной мере - в тепле и электроэнергии. И хотя пунктуальность в расчетах свойственна далеко не каждому квартиросъемщику, определенный излишек средств все равно есть. Добавьте к нему стоимость объемов газа, которые газотранспортники относят на технологические потери. Насколько внушительны эти суммы, можно представить, приняв во внимание, что в отдельных областях списывается от 13 до 22% использованного «голубого топлива». К тому же, в стране существуют две цены на газ: 66 долл. за тысячу кубов - для комбыта, бюджетников и от 73 до 90 долл. - для промышленности. То, что из этой дельты определенные структуры давно и небезуспешно извлекают прибыль, сомневаться не приходится.

Итак, мы подошли к сути затеи - сосредоточить в одном месте и в одних руках приличную сумму излишков средств - разницы между нормативной и фактической ценой газа. Зачем? Ну, например, для санации высоколиквидных предприятий, как предлагали инициаторы эксперимента. Иными словами, новая схема расчетов зиждется на тривиальной идее перераспределения имеющихся средств.

Перспектива «срубить деньжат по-легкому» не давала покоя многим. Как-то в беседе один из запорожских руководителей поведал: «Лазаренко поступил очень просто. Есть труба, которая закачивает газ на территорию Украины, есть счетчик и есть живьем потребленный газ. А дальше - существует система тарифов, стоимость покупки и стоимость продажи... Я, кстати, предлагал это у нас сделать». О том, какой ответ последовал на это предложение, собеседник распространяться не стал. Скорее всего, ему просто намекнули на то, что это раньше у нас близнецами-братьями были Ленин и партия, а сейчас в кровном родстве состоят другие понятия - деньги и власть. А какие неизбежные последствия влечет за собой перераспределение денег? Правильно, перераспределение власти. Не случайно ведь социологи, ознакомившиеся с предлагаемой экспериментальной системой расчетов, не колеблясь, заявили: «Тот, кто внедрит эту схему, может не сомневаться в победе на президентских выборах».

Ренессанс,

или Туманность прозрачной схемы

Общественный интерес к эксперименту улетучился еще быстрее, чем возник. А поскольку официальное отношение к нему было, как минимум, безучастным, практически не оставалось сомнений, что идея реформирования системы расчетов приказала долго жить. Тем удивительнее прозвучало спустя полгода заявление нового председателя облгосадминистрации Владимира Куратченко.

- Прозрачность газового рынка будет обеспечена внедрением в области эксперимента. Основная его задача в том, чтобы население платило только за тот газ, который потребило. Аккумулятивный счет позволит значительно сократить проплаты, увидеть весь механизм их прохождения и отслеживать все процессы на газовом рынке. Очевидно, с 1 июля будет внедрен первый этап, он будет касаться коммунально-бытовой сферы, а дальше распространен на промышленные предприятия. Потом мы покажем, каким образом собираемся санировать предприятия.

Еще большее удивление вызывал тот факт, что на сей раз зачинателем эксперимента малоизвестное СП уже не выступало. Хотя, если разобраться, какая разница, кому принадлежит пальма первенства? Главное-то в том, что дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки, тем более что, по словам В.Куратченко, «очень большая борьба была и внутренняя, и на уровне Киева. Не всем это нравится, но назад дороги нет».

Перипетии соперничества в столице остаются закулисной тайной, зато их последствия на местном уровне проявились отчетливо. Как-то враз рассыпались еще недавно дружные ряды непримиримых оппонентов эксперимента. Вероятно, на них подействовал пример разрешения противоречий с руководством областной организации УСПП «Потенциал», которую вместо строптивого гендиректора алюминиевого комбината И.Бастрыги возглавил политически рассудительный бывший зампред обладминистрации П.Ванат, курировавший прежде энергорынок.

Несколько неожиданной оказалась реакция экс-главы «Интергаза» А.Кучеренко, ставшего народным депутатом от Запорожской области во многом благодаря поддержке местных промышленников: «Я был против эксперимента «Кичкаса», но они убрали из схемы промышленность, что служит основанием для предположения о том, что механизм заработает на благо области».

Наиболее стойким противником нововведения оказался лишь Запорожский горисполком, руководство которого попыталось параллельно внедрить иную схему расчетов за газ. Однако после серьезных объяснений в обладминистрации пал и последний бастион сопротивления эксперименту. Так что постановление правительства № 1131 от 22 июля 1998 года «О внедрении специального порядка расчетов за потребленный природный газ и произведенную из него тепловую энергию в Запорожской области» в регионе, по крайней мере, не вызвало открытого недовольства.

Кабминовскому документу пространность изложения не свойственна. Его четыре пункта скорее напоминали армейское «выполнить и доложить». И лишь через два месяца оно было детализировано распоряжением председателя облгосадминистрации, предусматривающим с 1 октября прием на открытый распределительный счет платежей от населения, коммунально-бытовых потребителей, бюджетных организаций за газ и произведенную из него теплоэнергию, а также за транспортировку газа для предприятий, получающих его от независимых поставщиков. Но стремительность приказа не гарантировала исполнительскую прыть.

Первым признаком грядущего скандала стала неожиданная отмена объявленной пресс-конференции председателя облгосадминистрации на тему эксперимента. Она перенесена на более поздний срок с расплывчатой формулировкой: «Когда появятся конкретные результаты». А спустя несколько дней телеинтервью А.Любаревича, представляющего интересы СП «Кичкас», уже не оставило сомнений в том, что конфликт из-за новой схемы расчетов отнюдь не исчерпан. Только на сей раз в его эпицентре оказались... сторонники эксперимента.

Очевидно, надеясь на возможность каким-то образом уладить возникшие противоречия, А.Любаревич не стал распространяться о причинах их возникновения, однако из сказанного напрашивался недвусмысленный вывод - новоявленные партнеры попросту «кинули» фирму, отстранив ее от участия в эксперименте. И уж вовсе развеивал сомнения озвученный фрагмент письма из Канады председателю Запорожской облгосадминистрации: «Я решительно заявляю, что на сегодняшний день ни авторское право, ни лицензия на использование идеи данной программы не передавались «Кичкасом» никаким третьим лицам. Компания «Канада-Запорожье» (одна из учредителей СП. - Авт.) будет решительно защищать свои законные права перед представителями правительственных структур, которым хорошо знакома наша программа. И если возникнет необходимость, то любое незаконное и неуполномоченное использование концепций и элементов, механизмов программы в целом или в каких-то деталях будет защищаться нами в судебных институтах Украины и международном суде».

Основания для столь резкого заявления в общем-то, наверное, имелись. Хотя внедрялся эксперимент в весьма усеченном виде, сходство с оригиналом ни у кого не вызывало сомнений. Степень аутентичности была столь высока, что даже уполномоченным банком, в котором был открыт счет-аккумулятор, оказался именно изначально планировавшийся. Как отмечалось в распоряжении председателя облгосадминистрации, право на это «АвтоЗАЗбанк» получил по итогам проведенного тендера. Аналогичным образом функции оператора проведения расчетов и распорядителя распределительного счета достались ЗАО «АМП-Запорожье-1». Однако официальных сообщений ни о проведении тендеров, ни об их итогах в прессе мне увидеть не довелось: либо я был невнимательным, либо конкурсов по общепринятой форме просто не было. Откровенно говоря, вторая версия мне представляется более правдоподобной, особенно с учетом того, что ЗАО было зарегистрировано буквально за несколько дней до начала эксперимента…

Я полагал, что расставить все точки над «і» мог бы первый зампред Запорожской облгосадминистрации Евгений Кабанов, на которого возложена ответственность за организацию и внедрение эксперимента. Несомненно, он должен располагать сведениями о фирме, ставшей оператором проведения расчетов.

- Честно говоря, уставных документов «АМП-Запорожье-1» я не видел до сих пор. Облгосадминистрация в составе учредителей не фигурирует. Было предложение ввести в состав учредителей крупные металлургические предприятия - «Запорожсталь», «Днепроспецсталь». А есть ли там физические лица, мне неизвестно.

- Извините, Евгений Григорьевич, но я не могу в это поверить. Насколько мне известно, учредителями ЗАО являются 5 юридических лиц - 2 запорожские и 3 киевские фирмы.

- Ну, значит, вы знаете больше, чем я.

Как говорится, польщен. И чтобы не заводить беседу в подобные тупики, я пытался избегать в разговоре «провокационных» вопросов.

«Задача оказалась намного сложнее, чем мы ее представляли вначале»

- Внедряя эксперимент, мы преследовали цель выяснить реальные объемы потребления газа в области и платежей за него населением, - говорит Е.Кабанов. - Но чем глубже мы вникаем в суть этих вопросов, тем с большим количеством сложностей и трудностей приходится сталкиваться. Например, только с НБУ по одному из вопросов мы ведем переписку вот уже три месяца, а к окончательному решению так и не пришли. Серьезные проблемы вызвал сбор информации, прежде всего - в провинции. Это, конечно, затянуло сроки запуска эксперимента.

- Иными словами, приходится работать вхолостую?

- Отчасти, да. Однако уже на первом этапе, когда действует старая схема сбора платежей, располагая информацией о фактическом их поступлении, мы видим, что реальный сбор денег раза в два выше, чем отчетный. Мы убедились, что существующие нормативы не соответствуют реальному потреблению газа - для нашей климатической зоны они завышены. Например, в Псковской области норматив отпуска газа на квартиру чуть ли не вдвое меньше, чем в Запорожской.

Исподволь у меня возникло желание заметить, что для сравнения псковских и запорожских норм потребления затевать эксперимент вовсе не обязательно, но во избежание «провокаций» я задал другой вопрос.

- Попытка внедрить эксперимент предпринималась еще год назад, но так и не увенчалась успехом. Сейчас он вводится в усеченном виде. Обладминистрации пришлось пойти на компромиссы?

- При таком количестве противников это было неизбежно. Эксперимент по формуле, предлагаемой СП «Кичкас», имел более всеобъемлющий характер, вплоть до санации предприятий. Но мы поняли, что на данном этапе реализовать ее нам не под силу. Пришлось смириться с выхолащиванием предложенного проекта постановления Кабмина, которое в итоге оговаривает лишь 10-дневную предоплату и возлагает всю ответственность на облгосадминистрацию.

- Как вы думаете, почему?

- Вероятно, из-за того, что в мутной воде легче рыбку ловить. Ведь сверхдоходы возникают не из воздуха, а из-за несоответствия между реальным потреблением и объемами оптовых газопоставок.

- Вам, как достаточно опытному экономисту, не приходила мысль о том, что «желание разобраться» слишком напоминает юношеский максимализм?

- Может быть, отчасти вы и правы. Но согласитесь, что без этого вообще ничего изменить нельзя, потому что реально существует проблема платежей за газ. И, не разобравшись в ней, нельзя принять правильного управленческого решения. Но, полагаю, если бы удалось разложить все по полочкам на примере нашего эксперимента или другой такой попытки серьезного препарирования ситуации, ситуация с платежами за газ предстала бы в совершенно ином свете. Скажем, когда мы немного вникли в расчеты за электроэнергию, оказалось, что ее оплачивают на 95%. Другой вопрос: как и в какие сроки?

- А как быть со средствами этого в общем-то праведного желания? Я имею в виду протест, поступивший от канадских соучредителей СП «Кичкас».

- Эксперимент внедряется в урезанном виде. Поэтому часть претензий, связанных с авторскими правами, по этой причине может быть неправомерна. Но мы не распространяем действие новой схемы расчетов на промышленность. Да, изначально ставилась цель контроля за общим балансом потребления газа. Но СП «Кичкас» не смогло преодолеть сопротивление эксперименту.

Эту функцию взяло на себя СП «АМП», к которому имеют отношения и народные депутаты, и достаточно влиятельные люди, работавшие в правительстве. Но когда пришло время принимать конкретные документы - постановления, распоряжения, отдельные условия, выдвинутые СП «Кичкас», оказались неприемлемыми, поскольку не обеспечивали прозрачности схемы расчетов. Они это объясняли необходимостью защиты авторских прав и методики. Но коль ответственность за эксперимент возложена на облгосадминистрацию, мы, разумеется, не могли согласиться с таким подходом.

А когда мы уже непосредственно подошли к обсуждению положения, начались разногласия и внутри конгломерата, который создали СП «Кичкас» и «АМП». Поэтому мы ответили канадцам, что не претендуем на авторство эксперимента, а лишь хотим часть этой идеологии опробовать в области. И для нас не важно, кто этим займется. В конце концов, если быть откровенным, то ни один из претендентов не был по-настоящему готов к работе. Наверное, потому, что на самом деле задача оказалась намного сложнее, чем представлялась изначально.

- И все же, какие-то определенные сроки полноценного начала эксперимента вы можете назвать?

- Поставлена задача закончить подготовительный этап к началу ноября. Если полученная информация подтвердит теоретические посылки, можно будет приступать к аккумулированию денег.

- Уже беспрепятственно?

- Как сказать... Тяга к централизации заметна в электроэнергетике, других отраслях. Наверное, в этом видят экономическую целесообразность. Мы не всегда с этим согласны.

Есть региональная ответственность и региональные рынки, имеющие свои особенности, поэтому часть полномочий надо передать на места. Нельзя, чтобы крупнейшие предприятия, такие как АЭС, «Запорожгаз», не являлись юридическими лицами и все финансовые потоки обходили их. Но тут, я полагаю, вмешивается политика - близость выборов, некоторые другие аспекты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме