Газовое обещание, или Как правительство в городской карман залезает

Поделиться
Чтобы спасти ситуацию с долгами, правительство заставляет городские советы взять заем в банке для...

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Очередным мероприятием по спасению имиджа премьер-министра Юлии Тимошенко и сохранению ей статус-кво надежного партнера перед российскими коллегами стало постановление Кабинета министров Украины №392 от 22 апреля 2009 года «Некоторые вопросы финансирования расчетов за природный газ субъектов хозяйствования, которые производят тепловую энергию, потребляемую населением». Местные советы и общины крайне неоднозначно восприняли данное постановление. По мнению депутатов местных советов, этот документ не что иное, как попытка осуществления замаскированного давления на органы местного самоуправления с целью погашения задолженности, возникшей по состоянию на 1 апреля 2009 года из-за разницы в тарифах на тепловую энергию, которая вырабатывается предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, путем осуществления ими заимствований в банках.

Проще говоря, чтобы спасти ситуацию с долгами, правительство заставляет городские советы взять заем в банке для погашения задолженности перед НАК «Нафтогаз України», а заодно этими средствами покрыть государственную часть долга местных теплогенерирующих предприятий.

Подобная политика правительства относительно местных советов откровенно поражает. Ведь задолженность, образовавшаяся с 1 января по 1 апреля 2009 года из-за разницы в тарифах на тепловую энергию, возникла по вине правительства, поскольку практически все городские советы вошли в отопительный сезон 2008—2009 года с экономически обоснованными тарифами, что исключало убыточность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а в местные бюджеты на 2009 год были заложены средства на оплату энергоносителей согласно ценам, установленным до 1 января 2009 года. Повышение цены на газ задним числом — в конце января 2009 года начиная с 1 января 2009 года — автоматически перевело все предприятия, производящие тепловую энергию, в категорию убыточных, и вина за это полностью ложится на правительство. Соответственно, обязанность предоставления финансовой помощи предприятиям, производящим тепловую энергию, также полностью возлагается на правительство, и было бы логично, чтобы именно оно осуществляло для этой цели заимствования в порядке, предусмотренном постановлением.

У местных общин вызывает решительное неприятие практика принятия постановлений правительства, касающихся жизненно важных интересов территориальных общин, с голоса, без проведения предварительных консультаций с органами местного самоуправления и их ассоциациями. Принятие таких постановлений свидетельствует о несостоятельности руководства Минжилкоммунхоза Украины осуществлять эффективное управление отраслью, в большей степени оно пытается переложить бремя финансовой ответственности за просчеты правительства в газовой сфере на плечи местных бюджетов, что обескровливает и без того мизерные финансы территориальных общин.

Кроме того, постановление Кабмина №392 содержит ряд положений, противоречащих действующему законодательству Украины. Оно, в частности, предусматривает, что векселя оформляются по обязательствам по заимствованиям (кредитам), привлекаемым городскими советами для обеспечения расходов специального фонда на погашение разницы в тарифах, а также на финансовую помощь субъектам хозяйствования, их капитализацию. Однако, согласно действующему бюджетному законодательству, направление средств, привлеченных на капитализацию предприятия, фактически на расчеты с НАК «Нафтогаз України» за потребленный газ, будет нецелевым использованием бюджетных средств, что является бюджетным правонарушением.

Погашение разницы в тарифах является обязательством государства и подлежит оплате за счет субвенции из государственного бюджета (согласно Закону «О Государственном бюджете Украины на 2009 год»). Учитывая это, предварительное погашение этих обязательств государства заимствованными в местные бюджеты средствами противоречит статье 7 Бюджетного кодекса Украины (местные бюджеты не несут ответственности за бюджетные обязательства государства).

Постановление №392 также предусматривает осуществление городскими советами в установленном законодательством порядке заимствований в банках. Одна­ко согласно действующему порядку, определенному в частности и законами Украины, осуществление заимствований в бюджет — это длительная процедура, требующая принятия соответствующего решения исключительно городским советом, проведения экспертизы бюджета Министерст­вом финансов Украины.

Кроме того, осуществление заимствований в местные бюдже­ты является проблематичным и по другим соображениям. Соглас­но статье 74 Бюджетного кодекса, расходы на обслуживание заимствований осуществляются за счет средств общего фонда бюджета. В условиях дефицита денег на обеспечение защищенных статей расходов по делегированным государством полномочиям в социально-культурной сфере, а также ожидаемого невыполнения запланированных (в соответствии с расчетами Министерства финансов Украины) доходов из-за негативного влияния кризиса выделить средства на обслуживание будет невозможно.

Еще один пункт постановления касается открытия отдельных счетов для зачисления заимствований и проведения расчетов с участниками. Однако заимствования в местные бюджеты, согласно статье 74 Бюджетного кодекса, могут осуществляться только в бюджет развития. Вместе с тем предоставление дотаций (финансовой под­держки) жилищно-коммунальному хозяйству является расходами общего фонда. Как объединить эти разные вещи?

И, в конце концов, правительственное постановление предусматривает освобождение закупки услуг по получению кредитов в банках от проведения тендерных процедур. Такое упрощение порядка, учитывая размеры заимствований, которые придется осуществить для погашения задолженности перед НАК «Нафтогаз», приведет к неэффективному использованию средств и создаст возможности для
злоупотреблений в этой сфере.

Следует также отметить, что получение кредитов для обеспечения расходов, перечисленных в постановлении, осуществляется без ограничений, установленных Министерством финансов Украины. Эта норма противоречит требованиям действующего бюджетного законодательства, не является конкретной. Это может привести к неоднозначному ее толкованию и, опять-таки, к неэффективному использованию средств и может повлечь злоупотребления в этой сфере.

Есть вопрос и относительно векселей. Как известно, статья 4 Закона Украины «Об обращении векселей в Украине» предусматривает выдачу простых векселей только для оформления денежного долга за фактически поставленные товары и предоставленные услуги. Однако у местных бюджетов долгов за поставленные товары и предоставленные услуги нет, то есть нарушаются требования вышеупомянутой статьи.

Правда, не забыли наши государственные мужи влить в эту бочку дегтя и ложечку меда. Кабмин предлагает Минфину при под­готовке госбюджетов на 2010—2012 годы предусмотреть, исходя из финансовых возможностей, источник финансовых ресурсов для проведения расчетов с городскими советами. Но откуда возьмутся такие финансо­вые возможности, правительство никак не обосновывает, а потому и не гарантирует возвращения средств в городские бюджеты.

Аналогичную позицию относительно этого постановления выразила Ассоциация городов Украины в своем письме премьер-министру Юлии Тимо­шенко. Однако голос украинских городов и общин так и не учли.

Одним росчерком пера г-жа премьер аккуратно сняла с себя ответственность за государственный долг перед местными советами по расчетам за газ. Города между тем продолжают залезать в непосильные долги, беря кредиты в банках, которые вскоре придется возвращать. Но хватит ли городским бюджетам этих денег, чтобы залатать дыры, оставленные правительством, или же перед началом отопительного сезона придется брать очередной транш кредита под честное слово Кабмина? Ни местным советам, ни членам правительства это неизвестно.

Понятно одно: если такой «государственнический» подход и неэффективное хозяйствование центральных властей будут продолжаться и впредь, то вскоре городские бюджеты смогут оплачивать только кредиты и проценты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме