Газопровод, которого не хотят

Поделиться
Стокгольм даже не будет рассматривать российскую заявку о строительстве Северо-Европейского газопровода в шведской экономической зоне Балтики, заявило недавно министерство охраны среды Швеции...

Стокгольм даже не будет рассматривать российскую заявку о строительстве Северо-Европейского газопровода в шведской экономической зоне Балтики, заявило недавно министерство охраны среды Швеции. Как отмечено в официальном объяснении отказа, компания NordStream не предоставила Швеции необходимый перечень документов, которые в этой ситуации предусмотрены международным законодательством. А значит, Стокгольм требует от инвестора провести дополнительные детальные исследования, которые должны доказать, что газопровод не станет причиной экологического бедствия. Россияне должны также предоставить сравнительный анализ альтернативных инвестиций в транзит газа по суше и доказать шведам, что морской вариант будет наиболее выгодным с точки зрения охраны окружающей среды. Все это означает, что начало строительства газопровода, если оно вообще состоится, будет отодвинуто еще на полтора года, а стоимость проекта возрастет до 15 млрд. долл.

Между тем компания NordStream пока делает вид, что ничего не случилось, и заключает с западными фирмами многомиллионные контракты. На этот раз российско-немецкая компания заключила контракт с EUPEC PipeCoatings на сумму 650 млн. евро. За эти средства должны построить заводы по обработке и складированию труб, которые должны использоваться при строительстве сомнительного газопровода. Россияне хотят также привлечь к проекту как можно больше представителей скандинавского бизнеса, чтобы преодолеть сопротивление северных стран.

Однако это не так легко сделать, по крайней мере, в отношении Швеции. Ведь из Стокгольма все чаще поступают сигналы, свидетельствующие о радикальном изменении тамошней зарубежной политики. Шведская власть начала последовательно реализовывать политику сближения со странами, расположенными за юго-восточными берегами Балтики, в том числе и с Украиной.

Вместе с тем шведское общество всерьез напугано поведением России, которая начала нагло игнорировать требования международного законодательства в регио­не Балтийского моря, все настойчивее требуя для себя новых преференций. Как утверждает эксперт шведского МИД профессор Крис­тер Ваглбек, компания NordStream, чувствуя поддержку Кремля, позволяет себе наглые действия в отношении соседей России. В частности, компания не отвечает на заданный еще в феврале 2007 года официальный вопрос финского правительства об экологических последствиях строительства газопровода. Профессор напоминает и об игнорировании инвестором шведского запроса по поводу альтернативного маршрута газопровода по территории Польши. По его словам, россияне рассчитывали на то, что Швеция и Финляндия сохранят традиционный для северных стран стиль избегать конфликтов с Москвой и, несмотря на недовольство высокомерным поведением россиян, не обратят внимание на недостатки предоставленной документации.

Возможно, так бы все и закончилось, если бы российские партнеры не перегнули палку в своем высокомерном отношении к скандинавам. Тем более что речь идет о реальной угрозе уничтожения уникальных экосистем Балтики, а этого не простят Москве даже относительно русофильские финны. Речь идет, в частности, о химическом оружии, находящемся, меж­ду прочим, на дне Балтики вблизи Борнгольма и Готланда. То есть именно на запланированном маршруте газопровода. Как утверждают эксперты по вопросам химического оружия, в частности профессор Таде­уш Касперек из Академии военного флота в Гдыне (Польша), решение этой про­б­лемы без ущерба для окружающей среды как минимум потребо­вало бы инвестирования 8 млрд. евро и продолжалось бы десять лет. Ны­неш­ний уровень знаний и техноло­гии не позволяет сделать это быстрее и дешевле, а компания NordStream до сих пор не предложила ни одного конкретно­го способа очистки маршрута балтийской трубы от иприта и других боевых отравляющих веществ.

Кроме экологических аргумен­тов, на шведскую позицию повли­яло также последовательное блокирование строительства газопровода правительствами Польши, Литвы и Эстонии. Эти страны первыми высказались против строительства газопровода из-за возможных экологических проблем, а позже эти настроения распространились и на Швецию.

Похоже, острое сопротивление Стокгольма российско-немецкому газопроводу — это одно из проявлений новой зарубежной политики этой страны, в которой неожиданно много внимания начали уделять Украине и Беларуси. Недавно шведский министр иностранных дел Карл Билт заявил, что Украина непременно должна стать членом Евросоюза. Вместе с тем глава внешнеполитического ведомства высказался довольно остро против французских и немецких предложений трактовать статус Украины на одном уровне с арабскими странами Се­верной Африки — лишь как «соседа Европы». Причем проукраинские декларации шведского министра — чрезвычайно последова­тельные и смелые, если принять во внимание, что они откровенно противоречат позиции сильнейших государств Евросоюза.

Швеция не только высказывается в пользу вхождения Украины в европейские структуры, но также активно пропагандирует этот принцип в организациях северного и балтийского сотрудничества, в которых она является бесспорным лидером. Вследствие этого круг адвокатов Украины в Европе могут пополнить также Дания и Финляндия. Вместе с тем нельзя исключать, что внееэсовская Норвегия, тесно сотрудничающая со Швецией, значительно расширит финансирование проектов в Украине в рамках норвежского финансового механизма. Стоит вспомнить и о том, что Осло предлагает Киеву углубить сотрудничество с Европейской ассоциацией свободной торговли, и только равнодушие украинской дипломатии тормозит продвижение в этом направлении интеграции, которое теоретически могло бы завершиться членством Украины в EFTA. А оттуда путь в Европейское экономическое пространство был бы лишь формальностью.

Швеция надеется, что ставка на стратегическое партнерство с Украиной поможет ей стать региональным лидером и присоединиться к неформальному клубу государств, имеющих решающее влияние на политику ЕС. До сих пор потенциальными членами «твердого ядра» Евросоюза считались Германия, Франция, Испания, Италия, факультативно также Великобритания, страны Бенилюкс и Польша, однако Швецию никто во внимание даже не принимал. Очевидно, что подобная ситуация не может нравиться шведам. А появление реальной угрозы российско-немецкого доминирования в регионе Балтики, где скандинавы до сих пор были традиционными лидерами, — это еще один аргумент для шведов, чтобы искать надежные пути противостояния в сложившейся ситуации.

Сам Карл Билт является сегодня серьезным кандидатом на шефа европейской дипломатии. Поддержка представителей стран Централь­ной Европы, для которых важны партнерские отношения с Украиной, значительно повышает его шансы занять эту должность.

Однако скандинавы ожидают также определенных шагов со стороны украинской власти, которые будут свидетельствовать о том, что шведы не зря встали на защиту украинских интересов. Сейчас на повестке дня стоит присоединение Украины к Хель­синкской конвенции об охране среды Балтийского моря, которую скандинавы лоббируют уже много лет подряд. Недавно к этому хору присоединилось также Управление морского порта Эльблонг, в котором должен появиться украинский портово-коммерческо-научный комплекс. «Конечно, мы не можем никому ничего навязывать. Однако сложилась такая ситуация, что определенные группы будут заинтересованы в блокировании стратегических инвестиций, которые сделают возможным доступ к украинскому порту в Эльблонге со стороны моря. Блокирование россиянами строительства судоходного канала через Косу Вислы — вполне реально, а это привело бы к провалу всей концепции «Балтийская Украина», — говорит в комментарии «ЗН» Юлиан Колтонский, начальник Управления морского порта Эльблонг. По его словам, присоединение Украины к Хель­синкской конвенции лишило бы пророссийских псевдоэкологов последних аргументов против строительства Балтийского порта для Украины. «Поэтому мы считаем, что этот шаг может быть решающим для нашего совместного проекта», — добавляет г-н Колтонский.

Польские и скандинавские эксперты связывают с расширением действия Хельсинкской конвенции еще одну перспективу. Речь идет о создании условий для массового перенесения производства скандинавских компаний на Львовщину и Волынь, где продукция будет обходиться значительно дешевле, с дальнейшим экспортом изделий или их компонентов в Сканди­навские страны через украинский терминал в Эльблонге. «Однако следует иметь в виду, что это все нужно делать с учетом требований экологического качества продукции, с применением новейших технологий, предотвращающих возникновение отходов и эмиссию вредных веществ», — отмечает г-н Колтонский. Порт вместе с властью Варминско-Ма­зурского воеводства Польши работает над «общей концепцией постоянного развития Вармии-Мазур, Львовщины и Волыни». Это предполагает создание условий для «чистых» скандинавских инвестиций в За­пад­ную Украину, а также целостной логистической системы, которая соединит будущие украинские технопарки со Скандина­вией через варминско-мазурский украинский порт.

В реализации этой концепции должен помочь Еврорегион «Балтика», аналитические ячейки Ольштына и других городов польского воеводства, ученые Балтийского университета и Украинский деловой центр в городе Эльблонг, созданный с участием Объеди­нения украинцев в Польше. Эти вопросы должны быть урегулированы новыми соглашениями о сотрудничестве между самоуправляющимися территориальными единицами Польши, Западной Украины и Швеции.

Таким образом, Украина может благодаря экологии убить двух зайцев — ускорить экономическое развитие западных областей с учетом основ экоразвития и вместе с тем наладить полезное стратегическое партнерство со Швецией, элементом которого будет совмест­ное блокирование строительства балтийской трубы.

Похоже, что Украина вскоре сможет выступить с таким официальным предостережением относительно Северо-Европейского газопровода на уровне Хельсинк­ского комитета, а ее предложения одобрят и другие государства, несмотря на возражения России и Германии. Ведь 26 февраля Львовский областной совет утвердил официальное обращение к министру иностранных дел и председателю Верховной Рады о необходимости присоединения к Хель­синкской конвенции. Инициатор этого обращения, депутат облсовета Остап Козак считает, что ратификация этой конвенции серьезно поможет Львовщине и Волыни в решении их экологических проблем. «Они автоматически станут общими проблемами всех балтийских государств и организаций — членов конвенции, в том числе Европейс­кого Союза», — убеждает г-н Козак. По его словам, не следует ожидать, что иностранцы помогут нам во всем, а присоединение к конвенции также будет означать взятие на себя новых обязательств в сфере охраны окружающей среды в обмен на совместное финансирование экологических проектов фондами государств Скандинавии.

Однако, убеждают инициаторы обращения, в этом и состоит суть европейской интеграции. Соседи Украины — Польша, Словакия, Венгрия и Румыния вместе со вступлением в ЕС должны были согласиться на немалое количество болезненных требований, однако все это компенсировалось намного большими выгодами, связанными для этих государств с европейской интеграцией. Пока дверь в ЕС закрыта, но на пути к Евросоюзу нужно использовать членство в других организациях, таких, как ВТО, EFTA или, собст­венно, HELCOM, и таким образом приобретать европейский опыт.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме