«ГАИ НА ВОДЕ» НУЖДАЕТСЯ В ПЕРЕДЫШКЕ

Поделиться
ОТ РЕОРГАНИЗАЦИЙ Вынужденный «танкерный» импорт нефти в Украину вызывает опасения не только у российских нефтемонополистов, но также у инспекторов безопасности движения судов на морских путях...

ОТ РЕОРГАНИЗАЦИЙ

Вынужденный «танкерный» импорт нефти в Украину вызывает опасения не только у российских нефтемонополистов, но также у инспекторов безопасности движения судов на морских путях. Особенно на подходах к Одессе, Херсону, Мариуполю, где осуществляются перевалки опасных наливных грузов. Хотя, надо отдать должное руководству Минтранса, в январе текущего года штаб отрасли начал формирование современной системы безопасности судоходства и защиты морской среды в территориальных водах Украины. Реорганизация структурных подразделений пока не завершена: буквально в июле на базе Госдепартамента морского и речного транспорта возникла Морская администрация Украины - «центральный орган исполнительной власти, подчиненный Кабинету министров и призванный проводить государственную политику в отрасли морского и речного транспорта...» Не преодолены пока и трудности становления одной из важнейших ее структур - Госфлотинспекции. Об этом разговор с заместителем председателя Госфлотинспекции Украины Владимиром РАБОТНЕВЫМ.

- Владимир Геннадиевич, чем, по существу, отличаются миссия и возможности нынешней Госфлотинспекции от прежней морской инспекции Госдепартамента?

- Созданный в первые годы становления Украинского государства Госдепартамент морского и речного транспорта был сориентирован прежде всего на решение экономических вопросов, связанных с управлением госимуществом. Хотя никакого отношения к обычным функциям морской администрации в общепринятом смысле это не имело. Для сравнения: пограничники и таможенники стали их выполнять практически сразу же и в полном объеме, а одним из итогов деятельности бывшего Госдепартамента морречфлота стала быстрая потеря судов отечественного флота. Правда, в декабре минувшего года Кабмин Украины поручил решение сугубо морских проблем, требующих опыта и знаний высокопрофессиональных специалистов-водников, новосозданной организации - Госфлотинспекции. Это прежде всего вопросы взаимодействия с судоходными компаниями, государственного контроля за НГО на судоходных путях, сертификации транспортных средств, обеспечение стандартов перевозок, контроль за подготовкой специалистов-водников.

Словом, если до 1999-го в штате морской инспекции Госдепартамента работали всего шесть специалистов, которые просто физически не могли контролировать безопасность мореплавания в северной части Черного моря, то в составе нынешней Главной государственной инспекции Украины по безопасности судоходства трудятся свыше шестидесяти опытнейших морских специалистов. Это позволило руководству Минтранса в ходе июльской реорганизации Госдепартамента морского и речного транспорта значительную часть специалистов-управленцев сосредоточить в Киеве, меньше - в Одессе. В частности, преимущественно в нынешней «морской столице» решаются вопросы взаимоотношений Морской администрации Украины с судоходными компаниями.

- Как бы вы определили главные направления работы?

- Первое из главных - это контроль Государства флага.

- ?!

- Это правильный устойчивый термин, абсолютно понятный морякам всего мира. Подразумевается, что каждое судно, несущее, к примеру, на гафеле флаг Украины, находится под контролем и защитой государства, позволившего поднять свой флаг. Соответственно на судне соблюдаются все требования национального и международного законодательств, включая критерии стандартов безопасности, четко определенные Международной морской организацией - ИМО. Я выделил последнее обстоятельство по той причине, что это прежде всего заботит сотрудников Госфлотинспекции. Сейчас у нас лицензировано 155 судовладельцев, однако сертификацию по требованиям МКУБ прошла всего пятая часть зарегистрированных судов. Разве могли в минувшие годы успешно справляться с этим объемом работы шесть морских инспекторов Госдепартамента? Нынешний состав Госфлотинспекции также обеспечивает надзор, только исходя из того условия, что каждый судовладелец наши требования знает. Раньше в Азово-Черноморском бассейне действовали три мощных пароходства и соответственные службы безопасности мореплавания. Мы проводили технические осмотры сотен судов, стоящих в базовых портах каждую неделю. Причем предметом внимания были не только эксплуатационные и технические качества транспорта, но и квалификация экипажей. А что сегодня? В офисе встречаем судовладельца да еще четверых сотрудников, из которых три - коммерсанты. Ответственность за безопасность судна и моряков чаще всего возлагается на специалиста, работающего на полставки. Кто в подобных условиях может гарантировать, что судовладелец не заставит экипаж, исходя из коммерческих соображений, осуществлять перевозки в непогоду? Ясно одно: без нашего постоянного контроля за состоянием судна, уровнем квалификации моряков и речников, их готовностью бороться за живучесть плавсредств, а также выполнения экипажами эксплуатационных требований ситуация будет становиться просто «взрывоопасной», а заходы судов в зарубежные порты мало-помалу станут все более проблематичными...

При осуществлении миссии - контроля Государства порта - значительную поддержку сотрудникам Госфлотинспекции оказывают капитаны гаваней. Кстати, нередки случаи, когда надзор за судами под инофлагами многие месяцы, а то и годы осуществляют наши морские инспекторы, демонстрируя уровень квалификации и цивилизованности страны. А украинские экипажи - наоборот - находятся под контролем зарубежных инспекторов, поскольку часто работают далеко за пределами Украины. В течение первого квартала текущего года проверены, согласно требованиям Парижского меморандума о взаимопонимании при осуществлении контроля Государства порта, свыше 130 судов под иностранным флагом, из которых 12 задержаны после грузовых операций. Информация о причинах задержания представлена в ИМО и другие организации. Особо внимательно проверяются суда под отечественным флагом, дабы свести к минимуму замечания морских инспекторов в иностранных портах.

Еще одна наша задача - обеспечение постоянных плодотворных взаимотношений с ИМО на уровне руководства морской отрасли. Полагаю, что только вследствие прежнего недопонимания чиновниками Минтранса важности участия украинских морских специалистов в работе влиятельных структур ИМО и отстаивания наших национальных интересов, до недавних пор Украина главным образом платила членские взносы в Международную морскую организацию. У нас есть высококвалифицированные специалисты, способные принимать участие в разработке международных документов с учетом интересов Украины, но они пока не востребованы. Таких ученых мы начали приглашать к сотрудничеству с Госфлотинспекцией Украины. Кстати, имеются уже первые прецеденты, когда занятая Украиной позиция сыграла определенную роль в принятии нескольких важных международных решений.

- Контроль за уровнем квалификации моряков и речников - также задача Госфлотинспекции?

- Да, в рамках выполнения обязательств Государства флага нами подвергнута ревизии вся схема подготовки и дипломирования моряков. Создано Агентство по контролю за подготовкой и дипломированием. Направлены в ИМО документы на внесение Украины в «белый лист» ИМО. Проведена сертификация всех учебно-тренажерных центров, осуществляющих выдачу сертификатов. Нерешенная пока проблема - устранение законодательных пробелов в лицензировании и дипломировании морских специалистов. Суть ее сводится к тому, что определен порядок выдачи лицензий компаниям и дипломов морякам, а вот порядка приостановления лицензий и изъятия дипломов не установлено.

- Но, наверное, трудно рассчитывать на снижение аварийности на воде без отлаженной системы навигационно-гидрографического обеспечения судоходства. А проблем в этом направлении, кажется, целый узел...

- Да, навигационно-гидрографическая обстановка в Азово-Черноморском бассейне сложна. Сказывается нехватка ресурсов, недостаточно пока взаимодействие с «организациями-смежниками». Но я бы не сказал, что проблема катастрофически запущена. Кстати, благодаря тому, что недавно мы вошли вместе с Госгидрографией в единую Морскую администрацию Украины, исчезли всяческие барьеры, в том числе и организационные. Со временем Госгидрография, видимо, будет преобразована в структуру Укрморречфлота Минтранса. И нынешние трудности, думается, будут преодолены. А причины их возникновения, по-моему, в слишком частых реорганизациях. За последние годы Госгидрография успела трижды «поменять» своих владельцев. Полагаю, излишне доказывать, содействовало ли это улучшению работы.

Кстати, все, в чем нынче нуждается сформированная в январе Госфлотинспекция, - это год передышки от перманентных реорганизаций, год уверенной спокойной работы. Ведь получается, что только начали мы работать, как нашего основателя - Госдепартамент морского и речного флота - преобразовали в Морскую администрацию. А после президентских выборов вдруг грянут еще какие-нибудь админреформы. А работать-то когда же? Значительная часть времени ведь уходит на разработку должностных положений и прочих нормативных документов. А проблемные вопросы отрасли «повисают» до лучших времен. Сил хватает только на решение неотложных нужд. Такова же ситуация и у гидрографов..

Не менее опасны непродуманные решения и в продолжающейся цепи реорганизации структур морской отрасли. И для тысяч моряков, и для отечественной экономики, и для престижа государства. Все со временем можно, как говорится, перерешать, но для этого потребуются многие месяцы и годы. Вне сомнения, Киев станет морской столицей, только это дело многих лет, а не нескольких постановлений Кабмина. Именно возникшая столичная «штурмовщина» вызывает тревогу морских специалистов.

Комментарий «ЗН». Как в любой насыщенной среде возникает центр кристал лизации, вокруг которого вырастает стройная совершенная структура, так и в среде профессионалов такой системной отрасли, как морской и речной транспорт, рано и поздно возникает объединение единомышленников, дающее толчок к дальнейшему упорядочению всей системы. Образование в январе-феврале 1999-го Госфлотинспекции Украины напоминает именно такой давно назревавший толчок для упорядочения правительством Украины системы водного транспорта Украины. Причем, вопреки царящей в Украине общей неразберихе и несогласованности, реорганизация системы безопасности судоходства выглядит чуть ли не единственным удачным шагом, направленным на вывод Украины в число цивилизованных морских государств. Это также своебразный ориентир всем субъектам хозяйствования в морской отрасли относительно намерений государства, указывающий на приоритетность внедрения международных стандартов в судоходстве. Важнейшая цель государства и общества в морской отрасли - безопасность судоходства, остальные соображения вторичны. Конечно, учитывая горький опыт различных разборок в морской отрасли, можно также предположить, что создание Госфлотинспекции не совпало или даже пошло вразрез с чьими-то конкретными интересами. Оттого не исключены и попытки под видом реорганизации предельно ограничить полномочия этой структуры, превратив ее по существу в своеобразный региональный придаток...

И все-таки хочется верить, что мрачный прогноз не сбудется. Что Госадминистрация морского транспорта Украины будет способствовать повышению авторитета и значимости Госфлотинспекции, даст возможность международным стандартам безопасности судоходства утвердиться в водах и на судах под флагом Украины. Что согласится руководство Укрморречфлота и с ранее сделанным выбором места расположения Госфлотинспекции - в Одессе, среди тех, кто напрямую предоставляет и пользуется «услугами» морского транспорта. Трудно ведь представить инспектора ГАИ, принимающего экзамен на вождение автомобиля по телефону.

Наверное, так же нелепо рассчитывать и на успешное дистанционное инспектирование судов на черноморских маршрутах.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме