Франкфуртская конференция и иностранные инвестиции в Украину

27 мая, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 27 мая-3 июня

28 апреля с.г. во Франкфурте состоялась первая в континентальной Европе большая неправительственная конференция на тему немецких и европейских инвестиций в Украину...

28 апреля с.г. во Франкфурте состоялась первая в континентальной Европе большая неправительственная конференция на тему немецких и европейских инвестиций в Украину. Высокий уровень дебатов, прямые контакты между участниками и экспертиза организаторов обеспечили успех этого мероприятия. Это очень важная конференция. Она показывает, с одной стороны, что экономическая интеграция Украины в Европу будет осуществляться частным сектором, и с другой, — что предприниматель все еще остается живым сердцем рыночной экономики.

Оранжевая революция уже никого не интересует. И лирические речи, адресованные иностранным парламентам, или слоганы для выборов-2006 не производят впечатление ни на европейских предпринимателей, ни на их украинских коллег. Несколько лет роста экономики в сочетании с недавними демократическими изменениями привлекли к Украине внимание инвесторов. Далекие от того, чтобы смотреть на нее сквозь оранжевые очки, кандидаты в инвесторы хотят общаться с представителями правительства. Им нужно преподнести ясную и четкую политику в области инвестиций, опирающуюся на стабильную правовую базу, прогнозируемую на длительный срок. Как подчеркивает украинская компания CFC Consulting, которая успешно выступила совместно с PricewaterhouseCooper организатором конференции, одна из главных задач — «устанавливать личный контакт с представителями иностранных инвесторов и украинскими ответственными работниками, которые делают законы таким образом, чтобы каждый смог показать свои ожидания и разъяснить фундаментальные принципы своей политики».

В этом отношении Франкфурт останется лишь этапом, поскольку, хотя четыре чиновника высшего звена и несколько руководителей украинских предприятий и представили страну, то власть не прислала ни одного официального представителя. Однако хочется думать, что правительство четко возьмет на себя обязательство поддерживать частные инициативы, которые благоприятствуют иностранным инвестициям в Украину. В частности, когда речь идет о том, чтобы найти «у них» предприятия для внедрения их «здесь».

Помимо этой конференции и независимо от новой экономической политики страны, Украина, бесспорно, будет привлекать все больше иностранных инвестиций. В мировом контексте она остается дешевым рынком. Из теперешних 25 членов Европейского Союза три четверти имеют менее 10 млн. жителей, и со своими 48 млн. населения Украина является самым крупным еще доступным европейским рынком. В плане экономического потенциала для иностранных капиталов, изделий и услуг страна предлагает в два раза больший рынок сбыта, чем Румыния, в шесть раз больший, чем Болгария, в 10 раз больший, чем Хорватия, или в 120 раз больший, чем Мальта! Не говоря уж о возможностях производить продукцию в 10—15 раз дешевле, чем в Европейском Союзе, или получать намного более высокую, чем в ЕС, маржу — особенно в финансовом и банковском секторе.

Тем не менее нужно провести черту между мифами, надеждами и реальностью того, чем станут иностранные инвестиции. И если ничто и никто не может предсказать их объемы или их темпы, то опыт других стран в этой области, и в частности китайский, будет полезным для анализа и объективной оценки их роли.

До недавнего прошлого китайская диаспора обеспечивала 70—80% всех иностранных инвестиций, вложенных в Китае. В большинстве они происходят из Гонконга, Тайваня и Сингапура. Именно там китайские предприниматели создают компании, а затем инвестируют средства в Китайскую Народную Республику. Согласно данным Международной финансовой корпорации, «денежной руки» Всемирного банка для частных инвестиций, Китай, где норма сбережений приближается к 40% ВВП, извлекает выгоду от рециклирования своих внутренних капиталов. Когда восторгаются экспортными возможностями Китая, нужно четко отличать экспортные поставки, осуществляемые из иностранных предприятий, учрежденных в Китае, от экспортных поставок собственно китайских предприятий. Поскольку, согласно официальным цифрам, только половина китайских изделий, экспортируемых за границу, производится филиалами (дочерними предприятиями) иностранных транснациональных корпораций.

В 2002 году потоки иностранных инвестиций возросли примерно до 50 млрд. долл., и половину этой суммы составлял возврат в китайскую экономику ранее вывезенных капиталов. Причем некоторые размещались в том или ином «налоговом раю». В 2003 году Китай использовал 53 млрд. инвестиционных долларов, а за последние 20 лет общая сумма прямых иностранных инвестиций превысила 600 млрд. долл. В 2004 году в Китай были инвестированы уже 60 млрд. долл. из-за рубежа.

В то же время, согласно статистике, предоставленной Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, в 2003 году Франция с 36,6 млрд. евро располагалась на второй позиции в списке стран, наиболее привлекательных для иностранных инвестиций. США, отодвинутые на третье место, скатились до 29 млрд., и это их самый низкий уровень за десять лет. Иностранные инвестиции составляют половину в Соединенном Королевстве и треть — в Германии.

Кое-кто в Киеве говорит о 10 млрд. в 2005 году, другие — о необходимости привлечь 60 млрд. за несколько лет. В 2004 году Украина приняла 1,9 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, а на первое января 2005-го их общий объем достиг 8,3 млрд. Показатель превращения в реальные проекты — приблизительно 50%. Во Франкфурте докладчики оценили, что в ближайшие пять лет инвестиции могли бы возрасти до 5 млрд. в год и вызвать рост ВВП примерно на 8—10 %.

Статистические данные за 2004 год показывают, что оффшорные фонды, Кипр и Виргинские острова, которые предоставляют 20% общей суммы прямых иностранных инвестиций, являются главнейшим инвестором в Украине. Возможно, разумно было бы дополнить эту цифру долей 5% инвестиций, поступающих из Швейцарии. Если попытаться применить китайский опыт, то экспортированные, а затем репатриированные украинские капиталы действительно делают погоду в инвестициях. Соединенные Штаты Америки фактически оказываются на втором месте с 13,8%, немцы — на четвертом с 7,6%, а россияне официально занимают только пятое место с 5,5%.

Европейские правительства, особенно Германии, Франции или Италии, нуждаются в Украине, потому что их компании приходят в новые, только что рожденные страны, чтобы найти несколько маленьких дополнительных пунктов экономического роста, необходимых для подпитки своего бюджета. Поскольку немецкие, французские или итальянские предприятия возвращают обратно, в страну происхождения, часть прибылей, полученных за границей, в виде налогов, — это предполагает бесконечное расширение на новые территории, в том числе в Украину.

И если руководители-немцы мечтают включить производство фирмы «Антонов» в европейское самолетостроение с Аirbus, или если руководители их банков хотят видеть немецкий банк на каждом углу, от Львова до Киева и до Донецка, через Полтаву, — то они точно следуют этой логике.

С 2000 года европейские предприятия обнаружили проблему, которая называется евро. Его курс был на 25—40% завышен по отношению к доллару, главным образом благодаря структурной неэффективности Европейского центрального банка. Поэтому европейская продукция стоит слишком дорого. Она плохо продается как на внутреннем рынке, так и на мировом. В результате в 2004 году в Германии официально отмечен экономический спад. Ее ВВП уменьшался в течение двух кварталов подряд. В Италии национальные отрасли промышленности полностью разваливаются. Французская экономика ослаблена, но она сопротивляется несколько лучше, поскольку Париж решил жить в кредит, за счет будущих поколений. Он наращивает национальный долг, который превысил сегодня 1 трлн. евро.

Следовательно, европейская экономика имеет настоятельную потребность, с одной стороны, приходить и размещать производство с низкой себестоимостью в Украине, и с другой — продавать свои товары и свои услуги новым украинским потребителям. А поскольку иностранные инвесторы или уже имеются на месте, или хотят там обосноваться, нет никаких оснований утверждать, что Украине кровь из носу необходимо стать членом ВТО или Европейского Союза, чтобы инвестиции принимать.

По мнению одного из экспертов, который выступал во Франкфурте, важнейшим для иностранного инвестора являются юридическая поддержка и отлично подготовленная юридическая документация. Иными словами, чтобы гарантировать иностранные интересы в Украине, достаточно иметь хороших адвокатов…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно