ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ РАДУЕТ НЕ ВСЕХ

16 января, 2004, 00:00 Распечатать

Недавно коалиционное правительство отметило годовщину своей деятельности, подведя итоги. Ни для кого не секрет, что и сторонники, и критики называют нынешнее правительство реформаторским...

Недавно коалиционное правительство отметило годовщину своей деятельности, подведя итоги. Ни для кого не секрет, что и сторонники, и критики называют нынешнее правительство реформаторским. Это и неудивительно, поскольку за минувший год действительно многое изменилось. В частности, начаты системные преобразования в бюджетной и налоговой сферах. Разумеется, как вообще в жизни, так и в деятельности правительства не все идеально, но начатые реформы продолжаются. При этом поражают политическая воля правительства и его настойчивость.

Как ученый я вижу, что этому правительству есть что исправлять и совершенствовать. Но отрадно, что правительство и Минфин как ключевое министерство впервые за годы независимости Украины поняли: наука — это тот неисчерпаемый ресурс, который позволяет укрепить реформаторский курс правительства и государственной власти в целом, а также более взвешенно и эффективно принимать стратегические решения в рамках проведения государственной политики в финансовой, бюджетной и налоговой сферах.

Однако нынешняя финансово-экономическая стабилизация радует не всех. К написанию этой статьи в «ЗН» меня побудило не желание нахваливать правительство за его финансовую политику и рисовать идеалистическую картину. Толчком послужило мое глубинное впечатление от того, как усердно в масс-медиа критикуется то, что, безусловно, отражает положительные тенденции в финансово-экономической сфере страны. Подобные заявления зачастую не просто сопровождаются сомнительными аргументами, но и не выдерживают никакой критики. Неужто такова наша ментальность — во всем искать негатив и бесконечно его смаковать? В связи с этим уместно вспомнить легендарный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором критик Латунский, образно говоря, стал гвоздем, забитым в руки гениального писателя Мастера, раскритиковав его труд лишь потому, что это было кому-то нужно. А вам не кажется, что в Украине развелось слишком много латунских?

Я постоянный читатель «ЗН» и был поражен прочитанным в статье «Министр экономики подал в отставку», опубликованной в прошлом номере, где приведены комментарии экс-министра, который вывел причинно-следственную связь между собственной отставкой и якобы ошибочной стратегией нынешнего правительства и Минфина как ключевого звена в его составе. Что тут скажешь? Каждый имеет право на свободное высказывание своих мыслей, но мнение, претендующее на эпитет «авторитетное», должно быть четко аргументированным.

И в этом, и в прочих комментариях к отставке господина Хорошковского речь идет о том, что он как настоящий специалист со знанием иностранных языков не стал мириться с декларативным курсом правительства на европейскую интеграцию и создание ЕЭП. Надо же! Любопытно, а что прогрессивного удалось сделать господину Хорошковскому на посту министра экономики и по вопросам европейской интеграции, поскольку именно он в качестве профильного министра отвечал за это направление деятельности правительства? К сожалению, вспомнить нелегко.

Любопытно, что одной из причин своей отставки господин Хорошковский назвал то, что Минэкономики, в сущности, начало подчиняться Минфину. Не могу утверждать обратного, поскольку не знаю, как оно на самом деле. Но опять же, интересно: неужели так плох опыт успешных европейских стран, где Минфин и Минэкономики представляют собой одно интегрированное министерство, как, например, во Франции и Италии? Скажем, во Франции действует Министерство экономики, финансов и промышленности. Почему бы подобный опыт развитых европейских стран не позаимствовать Украине? Это лишь один красноречивый пример несостоятельности заявлений о декларативности евроинтеграционного курса правительства.

Однако считаю, что много чести критиканам латунским, когда ученые вынуждены опровергать их заявления. Лучше поделюсь с вами своими соображениями о развитии финансово-экономической сферы в Украине.

За период после обретения Украиной независимости самые значительные сдвиги произошли в финансовой сфере — почти заново создана финансовая система рыночного типа, произошли изменения в организационном обеспечении деятельности финансовых органов. Однако наряду со многими положительными явлениями, объективно предопределенными условиями экономики рыночного типа, в деятельность финансовых органов привнесен целый ряд отрицательных, которые становились все более очевидными и препятствовали устойчивому экономическому развитию государства. Среди наиболее негативных факторов — прежде всего постоянное отделение от Министерства финансов тех или иных служб: контрольно-ревизионной, казначейской и превращение самого министерства в некоторой степени аморфную структуру, которая практически утратила влияние на состояние и уровень финансового обеспечения развития экономики и социальной сферы. Стало очевидным, что бюджетная сфера стала синонимом неэффективного использования средств, бесхозяйственности и различных финансовых злоупотреблений.

Эти явления вызвали настоятельную необходимость радикальных изменений в проведении финансовой политики, в реформировании организационной структуры всей финансовой системы страны. Значительные реальные шаги по разрешению этих проблем сделаны только с приходом в Министерство финансов новой команды.

Сегодня уже можно подвести некоторые итоги, и есть все основания заявить, что министерство добилось заметных сдвигов как на стратегических направлениях работы, так и в организации текущей деятельности.

Так, важным направлением совершенствования организации работы финансовой системы стало внедрение стратегического планирования по формированию и использованию бюджетных ресурсов, а также финансовых ресурсов государства в целом на основе разработки финансового баланса. Этот подход способствует сбалансированности доходной и расходной частей бюджета.

Значительным качественным сдвигом станет разработка адекватного потребностям времени общественно-научного сопровождения бюджета. К научному обоснованию бюджетной и финансовой политики в последующие годы будут привлекаться ведущие научные учреждения. Так, в октябре 2003-го состоялось совещание с ведущими учеными страны, созданы рабочие группы для разработки приоритетных направлений бюджетной политики 2005—2007 годов. В апреле 2004-го ученые должны предоставить рекомендации, которые станут основой для Бюджетной резолюции 2005 года. Такой подход позволит сформировать общественное мнение по принципиальным вопросам бюджета 2005—2007 годов в ходе их публичного обсуждения.

Министерство финансов будет играть ключевую роль и в реализации одной из важнейших составляющих социальной политики грядущих лет — пенсионной реформы. Переход на новую систему назначения трудовых пенсий с учетом трудового вклада каждого гражданина будет способствовать реализации в пенсионной системе принципов социальной справедливости, позволит покончить с уравниловкой, устранить предпосылки для социального конфликта поколений.

Бесспорным достижением министерства является то, что начал выполняться государственный бюджет, что дает возможность полного финансирования предусмотренных им социальных и экономических программ. Уже в начале года руководство министерства отказалось от «ручного» управления бюджетом, то есть была реализована поставленная цель: перейти на цивилизованное финансирование затрат всех его звеньев, включая все местные бюджеты.

Стабильное выполнение доходной части бюджета в прошлом году позволило обеспечить прежде всего социальную направленность бюджетных ресурсов.

Стопроцентно профинансированы зарплата сотрудников бюджетных учреждений с начислениями на нее, чернобыльские социальные программы, пенсионное обеспечение военнослужащих. Сделаны серьезные шаги по осуществлению налоговой реформы. Запланированное уменьшение ставок налогообложения закладывает фундамент для увеличения доходов и сбережений населения и субъектов хозяйствования, повышения покупательной способности на внутреннем рынке, улучшения инвестиционного потенциала экономического роста, детенизации национального капитала.

Бюджетная политика 2004-го закрепляет положительные тенденции прошлого года и предусматривает дальнейшее превращение бюджета в реальный механизм стимулирования экономического роста и регулирования экономического и социального развития страны. Такими тенденциями являются:

— ускорение экономического роста, ориентированного на повышение жизненного уровня людей;

— накопление ресурсов для усиления социальной защиты населения;

— неуклонное повышение суверенного кредитного рейтинга Украины на международных рынках;

— повышение прозрачности бюджетного процесса.

В то же время в бюджете 2004 года имеют место значительные структурные изменения, которые наряду с дальнейшим совершенствованием администрирования доходной части обусловили применение новых подходов к администрированию расходов. Сейчас идет кропотливая напряженная работа по созданию принципиально новой системы администрирования социальных выплат, которая основывается на внедрении современной регистрационной автоматизированной системы на базе Министерства труда и социальной политики Украины. Эти мероприятия будут способствовать успешному выполнению принятых социальных программ, отражающих усиление социальной направленности бюджета 2004 года.

Так, объемы ресурсов, которые в этом году выделяются на решение важных социальных проблем, составят:

— на предупреждение и разрешение проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве — 400 млн. гривен;

— на продолжение строительства начатых объектов социально-культурной сферы в регионах — 400 млн. грн.;

— на поддержку угольной отрасли — на погашение задолженности по заработной плате работникам, занятым на подземных работах, — 278 млн. грн.; на обеспечение бывших работников и пенсионеров области углем — 200 млн. грн.

Для успешной реализации ключевой социальной программы — пенсионной реформы — Государственный бюджет Украины берет на себя решение важной финансовой проблемы: выплату пенсий, надбавок, компенсаций определенным категориям пенсионеров (ветеранам войны, лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, многодетным матерям, инвалидам, лицам, имеющим особые заслуги перед Украиной).

Наибольшее внимание со стороны государства при оказании помощи будет уделяться незащищенным слоям населения. Размеры государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в среднем повысятся на 20—30 % и, таким образом, по существу будет компенсировано повышение цен на хлеб и медикаменты.

Масштабное расширение социальных программ, а также необходимость адаптации отечественного налогового законодательства к стандартам Европейского Союза требуют адекватных изменений фискальной нагрузки на налогоплательщиков с одновременной компенсацией доходов, потерянных из-за изменений в налогообложении. С этой точки зрения серьезно отработана позиция по местным бюджетам. В частности, в связи со снижением налоговой нагрузки на рядового гражданина и для недопущения усиления давления на предпринимателей.

Обеспечение стабильного развития приоритетных отраслей экономики: легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства — будет происходить на основе повышения инвестиционной составляющей экономического роста за счет дальнейшей мобилизации сбережений граждан, создания привлекательного инвестиционного климата для прямых зарубежных инвестиций. Этому будет способствовать адекватная финансовая и бюджетная политика государства.

Реформирование финансовой сферы национальной экономики не всегда встречает поддержку определенных общественно-политических сил, отдельных должностных лиц, народных депутатов. Подобная позиция свидетельствует, что приоритет отдается их собственным амбициям, а не государственным интересам. Поэтому в прессе часто предпринимаются необоснованные попытки скомпрометировать руководство Министерства финансов Украины и его курс. Например, акцентируется внимание на нецелесообразности совмещения должностей первого вице-премьер-министра и министра финансов. Замечу, что подобная практика встречается в целом ряде европейских стран. Направлена она на повышение эффективности использования государственных финансов, поскольку через эту систему перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта.

В завершение хочу выразить надежду, что те, кто постоянно анализирует события в финансово-экономической сфере, руководствуются известным утверждением, что разум все же возобладает. И тогда переведутся в нашей стране горе-критиканы латунские.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно