Фильтры-нелегалы? - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Фильтры-нелегалы?

22 февраля, 2008, 14:57 Распечатать

Руководство международного аэропорта «Борисполь», похоже, определилось с компанией — поставщиком фильтров для очистки авиационного топлива...

Руководство международного аэропорта «Борисполь», похоже, определилось с компанией — поставщиком фильтров для очистки авиационного топлива. По результатам недавнего тендера осуществлять поставку пробной партии будет государственное предприятие «УкравиаГСМ». В случае, если предприятие оправдает возложенные на него надежды, цена вопроса составит 1 млн. 400 тыс. грн.

Между тем, несмотря на всю серьезность обязанностей, возложенных на «УкравиаГСМ», привлекает внимание отсутствие открытой информации об этом предприятии. Как выяснилось, оно стало известно широкой публике только в связи с недавним скандалом. Так, 25 января информационное агентство УНИАН сообщило, что налоговая милиция задержала партию фильтров для очистки авиатоплива, которые не имели сертификатов. По предположению налоговиков задержанные фильтры были изготовлены российским заводом «Элион-2» и предназначались для столичного аэропорта «Борисполь».

Логично, что поставщик фильтров, ГП «УкравиаГСМ», подчиняется Минтрансвязи, и поэтому должен быть включен в структуру Минтранса. Вместе с тем, в Госавиаадминистрации на просьбу пояснить род деятельности «УкравиаГСМ» порекомендовали поискать эту информацию на их официальном сайте. Однако такого предприятия, получившего до сентября 2007 года сертификат Госавиаадминистрации на техническое обслуживание, в списке государственных структур, представленных на сайте, обнаружить не удалось.

По имеющейся информации, именно «УкравиаГСМ» обеспечивает контроль за деятельностью служб горюче-смазочных материалов гражданских аэропортов Украины в вопросах качества и в то же время имеет право обеспечивать предприятия гражданской авиации Украины топливом и расходными материалами. Несложно догадаться, статус центра предсертификационной подготовки дает возможность предприятию ненавязчиво предлагать именно свою продукцию — прежде всего в те аэропорты и службы ГСМ, которые находятся в стадии сертификационного процесса (т.е. не имеют сертификата Госавиаслужбы на выполнение комплекса работ по заправке воздушных судов). Например, в Донецке, Львове, Днепропетровске и других портах. Не исключено, что принцип работы этой схемы выглядит так: аэропорт покупает предлагаемую ему продукцию и таким образом избегает строгой проверки. В такой ситуации продавцу легко всучить либо морально устаревшее, либо оборудование сомнительного качества.

Интересно, что как раз ГМА «Борисполь», один из немногих аэропортов Украины, который, благодаря своему высокому техническому уровню, не особо уязвим для проверок, связанных с сертификацией. В таком случае возникает вопрос, какие именно мотивы побудили менеджмент «Борисполя» допустить к топливным бакам самолетов «УкравиаГСМ».

Было бы понятно, если бы в тендере ГМА «Борисполь» победило предприятие, предложившее наиболее выгодную цену, и согласно заявлению аэропорта — предприятие, покупающее оборудование напрямую у производителя. Однако из сообщения агентства УНИАН со ссылкой руководства завода «Элион-2», известно, что такого покупателя, как ГП «УкравиаГСМ» (выбранное аэропортом в качестве поставщика фильтров), на зеленоградском заводе «Элион-2» не помнят.

В свою очередь, директор «УкравиаГСМ» Анатолий Братусь, к которому журналисты УНИАН обратились за разъяснением, признался, что фирма действительно не обращалась за фильтрами в Зеленоград, а приобрела их у предприятия «Термоприбор», с которым «УкравиаГСМ» имеет, по его словам, соответствующий договор. В свою очередь, заместитель директора «Термоприбора» Игорь Звиргзде давать информацию о том, у кого были закуплены фильтры, отказался, ссылаясь на коммерческую тайну.

Однако налоговая милиция установила следующее:

— поставщиком фильтров «Термопри­бору» была компания, которая имела признаки фиктивности;

— факты убыточности продажи фильтров «Термоприбором» ГП «УкравиаГСМ», т.е. продажа осуществлялась ниже цены приобретения;

— фильтры российской компании «Элион-2», которые были задержаны налоговой милицией, не завозились на территорию Украины на протяжении более двух лет.

В итоге, следуя по схеме передвижения средств, после тендера деньги ГМА «Борисполь» поступили в ГП «УкравиаГСМ», затем — в ООО «ПКФ «Термоприбор» и наконец фирме, легальность которой налоговикам еще придется уточнять. И фильтры таки были бы использованы по назначению, если бы в дело не вмешалась налоговая милиция.

К сожалению, когда речь идет о прибыли, качество и безопасность, даже если это напрямую касается жизни людей, играют иногда не первую роль. Однако не хотелось бы думать, что победу в конкурсе обеспечил нелегальный или контрабандный товар, стоимость которого далека от стоимости легальной продукции.

Теперь участникам сделки приходится давать показания и отыскивать сертификаты. Вместе с тем столичный аэропорт вновь появился в массмедиа в контексте очередного скандала.

Дыры на границе, используемые наплевавшими на безопасность пассажиров людьми, сквозь цепкие пальцы которых утекают государственные средства, безусловно, нуждаются в пристальном внимании нового правительства и авиационной власти. Пока же председатель Госавиаадминистрации господин Давыдов, похоже, еще не замечает того, что происходит в подведомственной ему службе. Хотя следует отметить, что источники, близкие к Госавиаадминистрации, прогнозируют скорую смену руководства «УкравиаГСМ», а вероятными претендентами на должность называют две кандидатуры молодых начальников служб ГСМ украинских аэропортов.

Может быть, как раз смена руководства «УкравиаГСМ» позволит разрушить запутанные схемы и даст возможность современным авиационным технологиям работать в Украине.

Пока же налоговая милиция один на один воюет с нечистоплотными чиновниками.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно