Еврозона облегчает свои «цепи»

22 апреля, 2005, 00:00 Распечатать

Еще в январе прошлого года Еврокомиссия собиралась подавать в суд на министров финансов стран зоны евро, которые мирились с нарушениями основного закона сосуществования государств — «Пакта стабильности и роста»...

Еще в январе прошлого года Еврокомиссия собиралась подавать в суд на министров финансов стран зоны евро, которые мирились с нарушениями основного закона сосуществования государств — «Пакта стабильности и роста». А уже в марте нынешнего страны Евросоюза, дабы облегчить свои проблемы, решили подкорректировать положения Пакта, регулирующие размер бюджетного дефицита.

В Маастрихтском договоре 1991 года, дабы избежать в будущем дестабилизации евровалюты, были зафиксированы жесткие правила совместного «проживания» экономик еврозоны. Главное из них касалось дефицита бюджета, размер которого в каждой национальной экономике не должен был превышать 3% от ВВП страны. И когда в 1996-м на Дублинском саммите министры финансов ЕС пытались согласовать этот Пакт и утвердить, принципиальные разногласия возникли между двумя основными «провайдерами» евровалюты — Германией и Францией. Германия настаивала, чтобы штрафные санкции против государств, превысивших установленный лимит дефицита бюджета, применялись автоматически. Франция же хотела, чтобы решение принималось не автоматически, а коллегиально министрами финансов еврозоны с учетом каждого конкретного случая. В результате бурных споров между президентом Жаком Шираком и канцлером Гельмутом Колем стороны пришли к компромиссу: санкции вводятся автоматически, но должны быть одобрены министрами финансов.

Парадокс ситуации состоит в том, что на сегодняшний день именно Франция и Германия являются самыми злостными нарушителями принятого в муках «Пакта стабильности и роста». Последние три года они никак не укладываются в трехпроцентный дефицит бюджета. И мотивируют нарушения тем, что общие правила еврозоны угрожают их экономикам дальнейшим спадом.

Особенно катастрофична ситуация в германской экономике, где безработица достигает 12%, налоги — одни из самых высоких в Европе, а рост — один из самых низких: в 2004 году ВВП увеличился всего на 1,6%, а в этом году ожидается лишь 1%. В таких условиях правительство вынуждено прибегнуть к радикальным мерам по стимулированию экономического роста. Однако допустить резкое увеличение бюджетных расходов оно не может, поскольку дефицит и так уже превышает трехпроцентный барьер, установленный Пактом.

К двум крупнейшим экономикам-«нарушителям» еврозоны в прошлом году присоединилась Италия, с бюджетным дефицитом в 3,2%. Ей чудом удалось избежать официального предупреждения от министров финансов ЕС — в основном благодаря красноречию премьер-министра Сильвио Берлускони. В июле 2004-го именно неспособность справиться с дефицитом бюджета стала официальной причиной отставки министра экономики Джулио Тремонти. И тогда Берлускони, лично прилетев в Брюссель, сумел убедить министров финансов ЕС в том, что Италия исправится.

Он обещал — ему поверили. А что оставалось делать? Ведь в течение трех предыдущих лет точно так же верили обещаниям Германии и Франции, журили нарушительниц, но никаких жестких мер в виде штрафов и санкций, предусмотренных Пактом, не предпринимали. То есть автоматическое их введение (предложение Германии) нивелировалось коллегиальным решением министров финансов (инициатива Франции).

Словом, предусмотренная «Пактом стабильности и роста» процедура оказалась бесповоротно нарушенной. Страны, принявшие на себя обязательства по единовалютному пространству, сами же расшатали внутриэкономическую дисциплину. Столкнувшись с дилеммой, Еврокомиссия вынуждена была найти достойный выход. И нашла. В марте министры финансов стран еврозоны просто-напросто решили сделать строгий Пакт более гибким. А именно, странам-нарушительницам разрешено по-новому считать бюджетный дефицит. Германии, например, позволено при расчете дефицита не учитывать расходы на объединение, которое хоть и произошло 15 лет назад, но по-прежнему обходится стране в 4% ВВП в год. А при расчете бюджетного дефицита Франции отныне не будут записывать гуманитарные и военные расходы.

Таким образом, «Пакт стабильности и роста», принятый во времена подъема европейской экономики, скорректирован согласно нынешнему ее состоянию — замедления и даже экономического спада в некоторых отдельных странах. Общие прогнозы роста экономики ЕС в текущем году не превышают и 2%. Такими были аргументы министров финансов еврозоны, поддержанные лидерами стран ЕС на мартовском саммите в Брюсселе.

По новым правилам, правительства стран еврозоны имеют право увеличивать государственные расходы (и не учитывать их в бюджетном дефиците) в неблагополучные для экономики периоды, однако превышать бюджетный дефицит могут лишь в особых случаях и на определенный срок. Следует сказать, что на сегодняшний день «особые случаи» сложились уже у четырех стран: по результатам прошлого года к Германии, Франции и Италии тихо присоединилась Греция. Прецедент создан. И нет гарантии, что примеру «тяжеловесов» не последуют другие, желающие «смягчения» экономики еврозоны.

Уступки относительно уровня бюджетного дефицита, на которые согласился Евросоюз, были практически единогласно раскритикованы экспертами и обозревателями. Критики реформы Пакта считают, что она не только расшатывает общую дисциплину еврозоны и посылает неверные сигналы, но также недальновидна и бесперспективна. А многие европейские издания без обиняков указывают на то, что «облегчение» Пакта было предпринято по причине политической, а не экономической целесообразности. В частности, чтобы помочь канцлеру Шредеру переизбраться на третий срок, а президенту Шираку — выиграть в конце мая французский референдум по европейской конституции.

К тому же и Европейский центральный банк (ЕЦБ) выразил обеспокоенность. И считает, что «смягчение» условий Пакта способно поколебать доверие к бюджетной политике всего Евросоюза. А ведь ЕЦБ в начале марта уже снизил свой прогноз роста экономики еврозоны на 2005 год до 1,6%, мотивируя его проблемами германской и французской экономик.

Но вот кто реформу Пакта воспринимает положительно на все 100%, так это новые члены Евросоюза. Благодаря смягчению маастрихтских критериев, они, по мнению рейтингового агентства Fitch, получают реальный шанс гораздо быстрее и с меньшим трудом перейти на единую евровалюту. В первую очередь это касается Венгрии, Польши и Словакии, которые получат пятилетнюю отсрочку в выполнении требований Пакта в случае, если их бюджетные дефициты увеличатся в результате проведения пенсионной реформы. Начиная с 2004-го полная стоимость пенсионной реформы может быть «списана», уменьшаясь на 20% в каждый последующий год. Эта мера будет наиболее значима для Польши, где пенсионные затраты оцениваются от 1,5 до 1,9% ВВП.

Польское правительство резонно предполагает, что без учета пенсионных затрат дефицит текущего года можно будет удержать на уровне 4,5% от ВВП, а уже к 2007-му снизить его до 2,8%. Если же пенсионные расходы учитываются при расчетах бюджетного дефицита, то Польша практически теряет шанс в скором времени достичь маастрихтских критериев по трехпроцентному потолку. Однако новые «гибкие» правила Пакта дают основания говорить о том, что Варшава может вступить в зону евро уже в 2009 году.

Венгрия, которая начала пенсионную реформу в 1997-м, также будет в выигрыше, если «отнимет» свой один «пенсионный» процент от 4,7% ВВП бюджетного дефицита 2005 года. Таким образом, ее переход на евровалюту станет возможным в 2010 году. Но при этом эксперты предупреждают, что «гибкие» условия «Пакта стабильности и роста» вряд ли помогут Венгрии, если она не найдет дополнительные эффективные способы для существенного сокращения государственных расходов.

Что касается Словакии, то, благодаря обновленному Пакту, она сможет вступить в еврозону даже на год раньше запланированного срока. Правда, министерство финансов придерживается первоначально обозначенной даты вступления — 2009 год. Тем не менее уже в 2006-м словацкое правительство планирует бюджетный дефицит на уровне 3% ВВП, но без включения в него пенсионных расходов. Такая цель легко достижима, поскольку дефицит бюджета в Словакии в прошлом году составил 3,3%.

Для Чешской Республики реформа Пакта пока не особенно важна, ибо правительство еще только собирается проводить пенсионное реформирование.

Еще меньшее влияние испытают на себе страны Балтии. Во-первых, ни одна из них не страдает от чрезмерного бюджетного дефицита, во-вторых, все они уже практически привязали свои валюты к евро.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно