Европа — за рейтинговую конкуренцию

2 марта, 2012, 15:53 Распечатать Выпуск №8, 2 марта-9 марта

В Европейском Союзе в течение года появится собственное рейтинговое агентство. Как противовес американским, деятельность которых в период кризиса все больше раздражает европейских политиков.

В Европейском Союзе в течение года появится собственное рейтинговое агентство. Как противовес американским, деятельность которых в период кризиса все больше раздражает европейских политиков.

Почему Европа недовольна

В мире зарегистрировано более 100 компаний, предоставляющих услуги по анализу рисков и присвоению кредитных рейтингов. Однако самые авторитетные из них три — Standard&Poor’s (S&P), Moody’s и Fitch (все американской прописки). Кредитные рейтинги — это независимая оценка реального состояния дел в отдельно взятой экономике или компании, а также соответствия объекта исследования определенным критериям. Уровень кредитного рейтинга прежде всего показывает способность или неспособность эмитента (государства или компании) обслуживать свои долги. Именно на кредитные рейтинги ориентируются все инвесторы мира.

В течение последнего года европейские политики все чаще стали выражать свое недовольство деятельностью оценщиков. Во-первых, считают европейцы, рейтинговые агентства, снижавшие в последние месяцы оценки кредитоспособности большинства стран еврозоны, лишь подливали масла в разгорание долгового кризиса. Например, в Еврокомиссии считают, что прогнозы не всегда верно отражают реальную ситуацию. И в результате снижения кредитного рейтинга отдельной страны на рынках усиливается давление на ее гособлигации, что ухудшает условия финансирования.

Больше всего, и это очевидно, от процедуры «рейтингования» пострадала Греция. В конце 2009-го агентство Fitch лишило эту страну рейтинга А, означавшего высокий уровень кредитоспособности. Именно это решение повлекло за собой линию обвала греческого рейтинга. «Судьба нашего народа и наших детей находится в руках рейтинговых агентств», — так в июне 2011-го высказался о наболевшем тогдашний премьер-министр Греции Георгиус Папандреу. 

Как ни странно, но это патетическое заявление премьера нашло поддержку у коллег по еврозоне. Потому как на деле выходило, что любые договоренности по реструктуризации долгов или о финансовой помощи (не только Греции, но и другим странам еврозоны), которых с таким трудом достигали на переговорах европейские лидеры, в одночасье и с легкостью нивелировались очередным понижением рейтинга страны, оказавшейся в тяжелом положении. Таким образом, еще прошлым летом в Европе всерьез заговорили о том, что всевластию «большой тройки» следует положить конец.

Во-вторых, «тройка» рейтинговых агентств все чаще, особенно в период финансового кризиса, стала допускать ошибки. Тем самым необоснованно вызывая панику на рынках. Самый свежий пример — это шок на рынках в январе 2012-го, когда агентством S&P были лишены наивысшего рейтинга ААА Франция и Австрия. А самый яркий пример — ошибочное снижение рейтинга Франции тем же агентством Standard&Poor’s, произошедшее в ноябре 2011 года. Ошибка была исправлена через два часа после оглашения рейтинга, но курс французских гособлигаций успел существенно обрушиться.

В-третьих, европейцы считают, что заокеанские агентства судят о европейском бизнесе с американской точки зрения и совершенно не учитывают национальную специфику и традиции европейских экономик. Еще в 2003 году немецкие концерны устроили демарш агентству S&P, понизившему рейтинг кредитоспособности крупнейших компаний страны, среди которых были такие флагманы, как Deutsche Post, Lindе, ThyssenKrupp. Агентство понизило рейтинг из-за их отчислений в пенсионный фонд. Тогда немцы впервые обвинили S&P в неквалифицированном подходе к традициям немецкого бизнеса.

А в январе 2012 года, когда S&P снизило рейтинги сразу нескольких стран еврозоны, некоторые немецкие политики из правящего блока даже ударились в «теорию заговора», состоявшую в том, что заказчиками европейских рейтингов якобы являются финансовые акулы Уолл-стрит.

Агентства будут контролировать

Справедливости ради следует отметить, что многие европейские бизнесмены, как и политики, не сомневаются в честности и добросовестном исполнении своих обязанностей американскими рейтинговыми агентствами. Лишь замечают, что требуется более строгий надзор. Потому первым шагом в «обуздании» стало решение Евросоюза об усилении контроля за рейтинговыми агентствами. Такая мера, предполагалось, сможет ослабить зависимость инвестора от постоянно меняющихся рейтингов.

Однако, по мнению многих экспертов, такой шаг может пошатнуть сложившийся баланс между независимостью агентств и доверием инвесторов. В частности, Институт международных финансов (IIF), объединяющий 450 крупнейших финансовых организаций из более чем 70 стран, выступил с резкой критикой планов Евросоюза по регулированию и контролю за деятельностью рейтинговых агентств. В заявлении института (а возглавляет его сегодня Джозеф Аккерман, глава Deutsche Bank) сказано, что политический контроль «ставит под угрозу независимость агентств и приведет к утрате доверия к ним». Также совет директоров IIF очень скептически отнесся к предложению, озвученному еврокомиссаром по внутренним рынкам Мишелем Барнье, что Европейское управление по надзору за рынком ценных бумаг (ESMA) будет определять критерии рейтинга. В институте заявили: «Наличие одного «правильного» рейтинга, определяемого членами ESMA, в корне противоречит принципам свободного рынка».

В Еврокомиссии, наоборот, считают, что именно ужесточение контроля добавит рейтинговым агентствам прозрачности и усилит конкуренцию между ними. Как и когда произойдет столь знаменательное событие в жизни рейтинговой «тройки», пока не уточнили — в Европейском парламенте идет обсуждении данного предложения.

Монополия американских «тяжеловесов»

Фактически именно Евросоюз способствовал усилению позиции трех американских рейтинговых агентств на территории Европы, поскольку банкам и страховым компаниям было предписано покупать только те ценные бумаги, которые соответствовали минимальному рейтингу, выставленному агентствами. Еженедельник Die Welt напоминает, что такое правило внесено в свод нормативов для международных финансовых рынков, известный под названием «Базель-2». Как только рейтинг падает ниже установленной границы, инвесторы обязаны срочно продать бумаги. В результате «государства могут оказаться в замкнутом круге, который закончится банкротством», — резюмирует газета. В этом же ряду проблем — деятельность Европейского центрального банка, который в части принятия облигаций под залог также должен руководствоваться выводами рейтинговых агентств.

Если создание рейтингового агентства еврооптимистам кажется несложным заданием, то сам процесс становления, определения места на рынке и привлечения внимания инвесторов, завоевания клиентского доверия — многолетний. Достаточно вспомнить «возраст» и восхождение трех самых авторитетных рейтинговых компаний.

Старейшая среди них — Standard&Poor’s — была основана в 1860 году в Нью-Йорке. Иными словами, уже более 150 лет компания занимается исследованием финансового рынка и является поставщиком аналитических оценок. S&P известна также как автор и составитель американского фондового индекса S&P-500.

Агентство Moody’s занимается исследованием и анализом рисков с 1900 года. Штаб-квартира находится в Бостоне, а в 26 офисах по всему миру работают 4500 аналитиков. Оборот компании в 2010 году составил 2 млрд. долл. В своей деятельности Moody’s использует наибольшое количество рейтинговых систем — 32.

Самое «молодое» среди американских рейтинговых тяжеловесов — агентство Fitch Rating — начало свою деятельность в 1913 году. Считается, что именно оно в 1924-м изобрело шкалу кредитных рейтингов от «ААА» (наивысшего уровня кредитоспособности) до «D» (дефолт).

Новая европейская поросль

На сегодняшний день в Европе существует несколько проектов создания собственного рейтингового агентства. По мнению обозревателей, наибольшие перспективы — у немецкой консалтинговой компании RolandBerger. Основана в 1967 году в Мюнхене как независимое партнерство, находится в собственности 200 частных партнеров. Компания занимает одно из лидирующих мест в мире по стратегическому консалтингу, располагая 43 офисами в 31 стране мира.

На своей консалтинговой базе RolandBerger планирует создать некоммерческий фонд, который не будет нацелен на получение прибыли, чем будет в корне отличаться от американских агентств. «За рейтинги будут платить не эмитенты ценных бумаг, а инвесторы», — отмечается на сайте компании. В интервью немецкому еженедельнику Die Welt партнер компании Маркус Краль подчеркнул, что RolandBerger не намерена обращаться в государственные структуры за финансовой поддержкой. «Мы будем рады получить политическую поддержку. Но мы против того, чтобы существовать на деньги налогоплательщиков. Государственное участие затруднит формирование доверия к начинающему агентству», — отметил он.

Компания RolandBerger пока занимается сбором средств. По предварительным оценкам, для стартового капитала потребуется порядка 300 млн. евро, которые должны внести 30 частных учредителей. Как заявляют представители компании, уже достигнуты первые договоренности с потенциальными учредителями фонда — европейскими финансовыми учреждениями разного профиля. Сам фонд планируется зарегистрировать в Нидерландах, операционную деятельность будет осуществлять дочерняя компания со штаб-квартирой во Франкфурте, крупнейшее из представительств откроется в Париже. Организаторы дают в отношении нового агентства довольно оптимистичный прогноз — к концу 2012 года присвоить первые рейтинги странам Европы, а в 2013-м — уже оценивать кредитные истории европейских банков.

Еще одна немецкая компания Creditreform заявила о своем желании стать игроком на поле рейтинговых решений. Creditreform среди всех претендентов — самая умудренная опытом, поскольку была основана в 1879 году (133 года назад) в городе Майнц как объединение 25 небольших предприятий и коммерсантов. Профильная деятельность компании до сих пор ограничивалась оценкой кредитоспособности немецких предприятий, относящихся к среднему бизнесу. В настоящее время компания насчитывает 180 офисов в 22 странах мира, в которых работают около 4300 сотрудников. Creditreform планирует объединиться с болгарским агентством BCRA, созданным в 2002 году в Софии, и на данный момент являющимся третьим квалифицированным кредитно-рейтинговым агентством, зарегистрированным в ЕС. Объединенными усилиями компании планируют создать на просторах Евросоюза сеть формально независимых, но взаимодействующих между собой рейтинговых агентств.

Судя по всему, промоутеры европейских рейтинговых агентств взялись за дело с энтузиазмом. Трем американским рейтинговым «гигантам» планируется противопоставить также минимум три европейских. На роль третьего претендует компания Feri, предоставляющая аналитические и рейтинговые услуги с 1987 года, будучи составной частью немецкого финансового концерна MLP. Feri не столь известна, как ее европейские соперники, однако в прошлом году компания прошла регистрацию в ЕС как европейское рейтинговое агентство, что повышает ее шансы на самостоятельное выдвижение. Именно Feri EuroRating первым среди международных рейтинговых агентств снизило кредитный рейтинг США в июне 2011 года, объяснив этот шаг дальнейшим ухудшением платежеспособности Соединенных Штатов из-за высокой государственной задолженности.

Наряду с оптимистичными заявлениями, которые на самом деле имеют под собой почву в виде политически благоприятного момента, слышны также голоса авторитетных критиков рейтингового проекта. В частности, Аксель Вебер, бывший глава бундесбанка, не считает, что собственное агентство способно как-то повлиять на ход кризиса в еврозоне, поскольку не американские рейтинговые агентства допустили столь масштабный кризис в еврозоне. «Они лишь выполняют роль гонца, приносящего плохие вести. Это политики не справились со своей задачей», — цитирует Deutsche Welle недавнее выступление Вебера в Кельнском университете. 

Так или иначе, но без кредитных рейтингов, которые являются определенной системой координат, определяют кредитоспособность, дают финансовую оценку надежности ценных бумаг, на современном рынке капитала не обойтись. А уж чьи рейтинги будут востребованы и какому агентству будут доверять инвесторы — дело репутационное.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно