Евгений ПАТРУШЕВ: «КЛИЕНТА НУЖНО БЕРЕЧЬ И ЛЕЛЕЯТЬ»

Поделиться
Когда вместе с закатом советской эпохи начала распадаться и старая финансовая система, многие отрасли сочли целесообразной организацию финансовых учреждений, которые могли бы их обслуживать...

Когда вместе с закатом советской эпохи начала распадаться и старая финансовая система, многие отрасли сочли целесообразной организацию финансовых учреждений, которые могли бы их обслуживать. Так на тихой улице Заньковецкой, благодаря усилиям Минэнерго, АО «Киевэнергоремонт» и ПО «Укрэнергоконструкция», появилась неброская вывеска «Энергобанк». Учреждение, которое за ней скрывалось, не блистало ни на шоу-презентациях, ни в шоу-скандалах, а тихо и незаметно делало свое дело, несмотря на все финансовые бури, бушевавшие вокруг. О том, что же на самом деле скрывалось за этим внешним спокойствием, мы и беседуем с бессменным руководителем банка Евгением ПАТРУШЕВЫМ.

«Энергобанк» имеет около 45 тыс. акционеров и уставный фонд свыше 10 млн. грн. (до конца 1999 года намечено увеличить его до 14,8 млн.). Открыты около 6 тыс. счетов (более 500 - в СКВ). Сеть филиалов постоянно растет (сегодня их 11), корреспондентские отношения установлены с более чем 150 зарубежными банками (еженедельно банк осуществляет инвалютные платежи на сумму порядка 2 млн. долл.).

По рейтингам НБУ, банк стабильно занимает 15-17-е место по объемам привлеченных депозитов физических лиц и 20-23-е место - по объемам депозитов юридических лиц. В числе клиентов банка такие известные фирмы, как СП «Квазар-Микро», ЗАО «Альфа-Капитал», АК «Днепрогидроэнерго», крупные ТЭЦ и др. По сфере деятельности клиенты банка распределены следующим образом: оптовая торговля и услуги - по 30%, производство и строительство - по 12,5%, энергетика - 10%, образование и культура - по 2,5%.

Среди стандартных банковских услуг выделяются операции с ценными бумагами, включая вексельное обращение, брокерские операции, депозитарные услуги, андеррайтинг, консалтинг. За последние полгода освоены услуги по предоставлению кредитов ЕБРР малому и среднему бизнесу (на стадии завершения еще две международные кредитные линии), персональных карточек VISA, купле-продаже векселей Пенсионного фонда, проведению зачетов просроченной задолженности предприятий электроэнергетической, газовой и нефтяной отраслей.

- Евгений Михайлович, по едкому замечанию Марка Твена, банкир - это человек, одалживающий вам зонтик, когда светит солнце, и отбирающий его, когда начинается дождь. Политика вашего банка отвечает этому кредо или есть варианты?

- Есть. И суть их прямо противоположна юмористической сентенции Марка Твена. В сумме они сводятся к одному: клиента нужно беречь и лелеять. В пределах, ясное дело, разумного. Когда клиент перспективен, то, даже если у него сегодня не все ладится, мы пытаемся создать ему режим наибольшего благоприятствования. Посему не случайно многие наши клиенты сотрудничают с банком со дня его образования. И это в период, о котором недруги говорят: чтоб ты жил в эпоху перемен! К сожалению, в Украине для этой поговорки есть все основания: во-первых, политическое многоборье не дает возможности внедрить более совершенную правовую базу; во-вторых, многие властные структуры и политики не мыслят своей деятельности без вмешательства в работу банковского сектора.

- Позвольте задать вопрос, связанный еще с одним афоризмом. Звучит он примерно так: скопить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело их расходовать - искусство. Так вот в какой сфере банк ваш чувствует себя наиболее уверенно?

- Поскольку храбрость ума не требует, мы сосредоточили свои усилия на двух последних аспектах. Главные отличительные свойства наших услуг, которым мы ни разу не изменили на протяжении восьми лет своей истории, - обязательность, четкость, своевременность и гибкость в проведении операций. Но это, так сказать, наш внешний облик. Если же вести речь о нашем «внутреннем содержании», то здесь я бы хотел отметить четкое представление о потребностях клиентов, основанное на регулярных маркетинговых исследованиях, постоянное внимание к их проблемам и совместный поиск взаимовыгодных решений. Особенно тесная кооперация с клиентами сложилась у нас при поиске путей ликвидации «гордиевых узлов», завязанных в результате возникновения многосторонних кредиторско-дебиторских задолженностей.

- Я многократно слышал от банкиров, что одно из самых слабых звеньев в нашей банковской системе - кредитование реального сектора и управление сопутствующими рисками.

- Согласен. Но тут еще дело в весьма несовершенном законодательстве по имущественной ответственности.

- Каков у вас процент невозвращенных кредитов?

- Примерно 15%.

- А в других банках вашего уровня?

- Трудно сказать. Думаю, в среднем 20-25%. При выдаче кредитов мы стремимся тесно работать с каждым заемщиком, знать все о программе его деятельности. При этом оценка кредитного портфеля и кредитных рисков производится по методике, разработанной по рекомендациям одного их мировых аудиторских лидеров - «Pricewaterhouse Coopers».

- В этой связи как у вас решается еще одна острейшая проблема в постсоветской финансовой системе - кадровая?

- Уже не один год идет процесс «вымывания мозгов» из отечественных банков в другие сферы экономики, а также в банки с иностранным капиталом. Ну, а стимулирование труда тесно связано с качеством оказываемых услуг. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники нашего банка становились его акционерами, - это ориентирует их на результат работы банка в целом. Еще древние подметили: мало обладать необходимыми для дела качествами - надо уметь ими пользоваться. Поэтому мы стараемся дать каждому возможность проявить себя максимально. Не забываем вкладывать деньги и в обучение, но превращения в «вечных студентов» за счет банка не допускаем.

- Тут у меня невольно возникает вопрос: как вы со своим персоналом пережили события августа-сентября 1998 года?

- Прежде всего хочу отметить, что в минувшем году украинская банковская система еще раз доказала свою дееспособность. Не сбылись мрачные прогнозы о массовом «падеже» малых и средних банков даже при известном сокращении количества прибыльных сегментов финансового рынка. Безусловно, ряд трудностей, спровоцированных финансовым катаклизмом, испытал и наш банк. Но своевременно принятые меры позволили не только не допустить оттока средств клиентов, но и обеспечить к концу года значительное расширение депозитной базы. Несмотря на то, что чистая прибыль составила в прошлом году 2,2 млн. грн., что было существенно скромнее, чем в 1997 году, мы превзошли по данному показателю ряд довольно известных банков.

Нам удалось практически избежать потерь от прошлогодней конверсии гособлигаций, а ввиду стагнации рынка акций и облигаций переориентировать свою фондовую деятельность на работу с векселями. И хотя многие банки сокращали сеть своих филиалов, «Энергобанку» удалось сохранить свое присутствие на региональных финансовых рынках.

- Тут мы подошли к еще одной весьма важной проблеме: оставаться ли банку отраслевым, специализированным в некой финансовой сфере либо становиться универсальным. На Западе, в свое время, и в начальный период реформ в Юго-Восточной Азии, превалировали различного рода инвестиционные банки. Сегодня там пошла волна универсализации. Но находимся ли мы на том же отрезке развития?

- Тут нужно четко учитывать местную обстановку. Скажем, в Чехии и Венгрии после распада мировой социалистической системы отраслевые банки не лопнули. Более того, 35% акций довольно крупного чешского почтового банка выкуплены японской инвестиционной компанией «Номура» и задумана весьма интересная инвестиционная программа. Такая специализация, безусловно, весьма перспективна, но в наших крайне нестабильных условиях, да еще без мощной инвестиционной поддержки, ориентироваться на отдельную отрасль или сферу деятельности очень рискованно. Вспомните финансовые компании, которые занимались операциями с ценными бумагами: после прошлогоднего обвала на фондовом рынке они фактически приостановили свою деятельность. То же самое произошло с инвестиционными компаниями.

Поэтому универсализация в наших условиях - это, по сути, стратегия минимизации рисков: где-то заработаешь, где-то «вылетишь в трубу». Когда экономика устоится, будут отработаны все механизмы защиты прав кредиторов, тогда можно будет подумать и о какой-то специализации. Сегодня же при чуть ли не ежедневной информации о том, что либо парламент, либо правительство «передумали» и поменяли свое прежнее экономическое решение, работать в одном сегменте финансового рынка - смерти подобно.

- Ну а чтобы это печальное событие не произошло, каковы ваши пожелания себе как главе банка в ближайшем будущем?

- Тут трудно быть оригинальным. Ужасно хочется побольше внутренней и внешней стабильности, умения и удачи при принятии важных стратегических и тактических решений, но главное - видеть удовлетворение от общения с нами на лицах и в счетах наших клиентов. Как иногда говорит мне финансовый директор компании «Альфа-Капитал» Виктория Компаниченко, «ваш процент не знает ни отдыха, ни богослужений, он работает и по ночам, и в воскресенья, и даже в дождливые дни». Так что твеновский «зонтик», как видите, нашим клиентам, по большому счету, не нужен.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме