«ЭТОМУ ДАМ, ЭТОМУ — НЕ ДАМ…» В КРЫМУ ИДУТ ОДНОВРЕМЕННО ДВА БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССА

22 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 22 декабря-29 декабря

Бюджет 2000 года стал памятным для крымских депутатов: утвердив его еще в августе 1999 года, они даже 20 декабря 2000-го были вынуждены вносить в него последние поправки...

Бюджет 2000 года стал памятным для крымских депутатов: утвердив его еще в августе 1999 года, они даже 20 декабря 2000-го были вынуждены вносить в него последние поправки. Не говоря уже о том, что еще 8 декабря Президент страны Леонид Кучма вообще отменил крымское решение о бюджете автономии на последний год тысячелетия. Проблема, однако, в том, что за составление бюджета автономии на 2001 год депутаты крымского парламента взялись с не меньшим рвением, что обещает в будущем… такой же «успех».

Как уже сообщало «ЗН» (см. № 49), Верховная Рада Украины в бюджете страны утвердила основные параметры и бюджета автономии: он возрос в 1,5 раза и составляет 751,9 миллиона гривен. Предмет спора сейчас в том, что эти миллионы каждая ветвь власти — Верховная Рада Крыма со своей стороны, а правительство — со своей — делит на свое усмотрение. И так как по политическим и экономическим причинам контакта между этими двумя ветвями в Крыму давно нет, то на полуострове дан старт двум бюджетным процессам.

«При формировании республиканского бюджета на 2001 год должен быть максимально заложен социальный подход», — заявил Леонид Грач. Как сообщает его пресс-служба, он «дал поручение председателю профильной комиссии Людмиле Золотовой начать соответствующую работу, подчеркнув, что «социальная сфера через экономическую должна почувствовать облегчение». Крымский лидер заявил, что «в существующих правовых экономических условиях надо повести работу на сближение местных бюджетов с общекрымским. Города и районы должны получить максимально положенное им количество бюджетных средств. При формировании республиканского бюджета властям автономии не следует «тащить одеяло на себя».

Леонид Грач подчеркнул, что следует проанализировать имеющиеся постановления по финансированию тех или иных объектов, на основании которых сделать общий документ и определиться с первоочередностью выделения бюджетных средств. Также надо поставить задачу по увеличению средств, выделяемых на обустройство депортированных народов в соответствующей программе, подняв имеющуюся сумму с 11,5 до 15 миллионов гривен, но при этом бюджет будет утверждаться при наличии конкретного перечня, на что будут распределены деньги. Причем, это должно быть известно не через полгода после утверждения бюджета, как это случилось в прошлом году, а к началу рассмотрения бюджета на сессии. «По распоряжению главы парламента будет создана рабочая группа, которая займется формированием бюджета со стороны Верховной Рады Автономной Республики Крым» — говорится в сообщении пресс-службы спикера парламента.

Как видим, это одно представление о формировании бюджета автономии на 2001 год. И хотя в нем нет прежнего требования «оставить в Крыму все собираемые на его территории налоги», но в нем также нет и общего представления о том, как именно по-научному должен формироваться бюджет. Нет упоминания о нормативах, потребностях, вместо них — волевое решение: столько — сюда, столько — туда. А почему на программу депортированных именно 15, а не 18, скажем, или 20 миллионов? Почему 11,5 — мало, а 15 — как раз? На эти вопросы ответа нет…

Со своей стороны проект бюджета Крыма на 2001 год, уже разработанный Минфином по поручению парламента на основе зачисления, как и раньше, всех собираемых в автономии налогов и поданный правительством парламенту, по поручению Сергея Куницына был отозван назад. Минфин уже начал разработку его нового варианта — уже на основании общегосударственного закона, а не пожеланий крымских депутатов. Сергей Куницын сказал, что новый вариант бюджета будет обсужден на совете регионов Крыма, в нем будут учтены все пожелания городских голов и глав районных администраций.

И сразу же после принятия бюджета страны правительством автономии (но без участия Верховной Рады) был созван координационный совет, в который вошли 11 представителей регионов. Его заседание закончилось подписанием протокола, содержащего основные параметры бюджета Крыма уже в представлении Минфина и регионов. Новый крымский бюджет должен быть бездефицитным и «иметь социальную направленность» (сравните с установкой парламента). Дальше все пошло по науке: доходная часть бюджета региона должна рассчитываться на основе индекса его налогоспособности, определенного на базе фактических поступлений в бюджеты за три предыдущих года, а расходы местных бюджетов — на основе интегральных показателей на каждого потребителя (жителя, ученика, получателя социальных услуг и так далее).

Минфин предусмотрел, что местным бюджетам, кроме части, уже закрепленной за ними законодательно, будут переданы еще 20 процентов НДС, 20 процентов акциза с отечественных товаров, 40 процентов подоходного налога с граждан. Им же планируется передать и не менее 50 процентов сверхпланового сбора акциза и налога на прибыль предприятий. Кроме того, координационный совет решил, что до 2 процентов объема местных бюджетов останутся в специальном «нераспределенном резерве», а в общекрымском бюджете будут централизованы расходы по оплате льгот и субсидий за энергоносители, жилищно-коммунальные услуги за счет субвенций из госбюджета. Совет подтвердил также «исключительное право Совета министров на распределение капитальных вложений»…

Согласно закону Украины о бюджетной системе страны, бюджет автономии должен разрабатываться Минфином и правительством, а окончательно утверждаться парламентом Крыма. И в принципе непонятно, почему за это специфическое дело берется планово-бюджетная комиссия Верховной Рады, а тем более специальная «рабочая группа». Ведь документ, как это уже было в 2000 году, может быть легко опротестован правительством из-за нарушения упомянутого закона. Но, кроме этого пункта, уже сейчас можно перечислить и другие, которые могут обострить противостояние.

Начать можно с того, что парламенту и правительству автономии уже два года никак не удается согласовать свои концепции бюджетов, их философию и как бы ни был составлен бюджет правительством, каждая комиссия парламента будет урезать финансирование «чужим» и прибавлять «своим» отраслям, как это и было в 2000 году: сельскохозяйственная — на сельское хозяйство, экологическая — на экологию, по здравоохранению — на медицину и так далее.

Во-вторых, уже наметилась борьба за финансирование органов власти: как известно, правительство Крыма в будущем году намерено значительно сократить средства на содержание самого парламента и его органов, например, счетной палаты. Депутаты уже показали, что будут стремиться к иному и укреплять именно счетную палату.

В-третьих, под предлогом борьбы за прозрачность бюджета парламент, с одной стороны, станет, в буквальном смысле слова, придираться к каждой «подозрительной» статье, например, к фонду развития, который неплохо себя зарекомендовал в предыдущих бюджетах, с другой — будут требовать от Минфина практически по каждой статье детальных смет: сколько, кому, когда, зачем? В первую очередь это коснется субсидий на программу репатриации депортированных, как это и было в 2000-м. Но так как по многим статьям составить детальную смету очень сложно, правительство будет, скорее всего, обвинено в стремлении к махинациям и сокрытию средств.

В-четвертых, притчей во языцех станет доля местных бюджетов. Каждая из сторон уже развернула борьбу за ее увеличение. Первоначальное распределение в пропорции 63 процента республике, 37 процентов — местным бюджетам, несомненно, будет оспорено: в эту борьбу включается все больше структур. Если правительство привлекает на свою сторону городских голов и глав районных администраций, то парламент опирается в основном на созданную при спикере Ассоциацию органов местного самоуправления, которая значительно многочисленней.

Впрочем, составлять прогнозы — неблагодарное дело. Противостояние, однако, подтверждая избитый тезис о том, что миром правят деньги, в любом случае разгорается нешуточное. Отвечая на вопрос «Зеркала недели», удастся ли скоординировать и с пользой для дела соединить эти два бюджетных процесса в один, глава правительства Сергей Куницын оптимизма не проявил. Он сказал, что правительство опирается на закон о бюджетной системе и привлекает к работе по составлению бюджета планово-бюджетную комиссию парламента. Спикер же создал рабочую группу, которая законом не предусмотрена. Вероятность того, что ее позиции удастся согласовать с позициями Минфина, очень мала, поскольку примирить антиподы еще никому не удавалось, да к тому же позиция и интересы этой рабочей группы еще совсем не прояснились. Вполне возможно, что она предъявит к бюджету свои, пока никому не известные требования. В Крыму все возможно. И продлится это как минимум до февраля. А то и до марта…

Николай СЕМЕНА
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно