Еще раз о механизмах скрытой приватизации газотранспортной системы Украины

Поделиться
С приходом в Министерство топлива и энергетики и в НАК «Нафтогаз України» нового руководства были...

С приходом в Министерство топлива и энергетики и в НАК «Нафтогаз України» нового руководства были запущены процессы, которые могут привести к утрате контроля государства как над магистральными, так и над региональными газотранспортными и газораспределительными сетями. А вероятный переход внутренней газораспределительной сети Украины и магистральных транзитных газопроводов под контроль то ли «Газпрома», то ли «РосУкрЭнерго», или даже под контроль «Укргаз­Энерго» может окончательно поставить крест на энергетической безопасности нашего государства.

Сегодня можно говорить о двух механизмах, запущенных Министерством топлива и энергетики, которые могут привести к скрытой приватизации газотранспортной системы Украины. И оба связаны с созданием перед СП «Укргаз-Энерго» искусственной задолженности «Укртрансгаза» - дочерней компании НАК «Нафтогаз України», на балансе которой и находится украинская газотранспортная система.

Как известно, источником доходов ДК «Укртрансгаз» является транспортировка газа потребителям Украины (основная доля), реализация сжиженного газа, подземное хранение газа и транзит газа (поступления от НАК «Нафтогаз України», у которой есть заключенный с ОАО «Газпром» контракт на транзит газа по украинской газотранспортной системе).

На сегодняшний день источником покрытия текущих затрат ДК «Укртрансгаз» (заработной платы, электроэнергии, налогов и сборов, текущих ремонтов и производственных услуг) являются поступления от потребителей Украины (плата за транспортировку, хранение газа и доходы от работы сети АГНКС). Но для того, чтобы газотранспортная система (ГТС) работала стабильно, необходимы капитальные вложения и реконструкция сетей, на что средств у «Укртрансгаза» уже нет. Причина в том, что «Нафтогаз України» перечисляет средства за транзит газа по остаточному принципу - в суме, которая равна затратам на технологический газ. В связи с этим ДК «Укртрансгаз» вынуждена направлять на реконструкцию сетей средства, предназначенные для закупки технологического газа, вследствие чего постоянно увеличивается искусственная задолженность перед НАК «Нафтогаз України». На 1 октября 2006 года подобная задолженность уже превысила 6 млрд. грн.

Но самое интересное то, что Министерство топлива и энергетики издало распоряжение от 17 октября 2006 года, согласно которому ДК «Укртрансгаз» обязана закупать газ для технологических потребностей у ЗАО «Укргаз-Энерго». Учитывая то, что НАК «Нафтогаз України» не полностью направляет средства за транзит в адрес «Укртрансгаза», закупка технологического газа у «Укргаз-Энерго» приведет к тому, что будет увеличиваться искусственная задолженность перед этим предприятием, поскольку «Укртрансгаз» не сможет самостоятельно оплачивать стоимость этого газа (ведь доходы от транзита поступают «Нафтогазу України»). А для обеспечения работы компрессорных станций и других производственных объектов «Укртрансгазу» необходимо будет приобрести 6,6 млрд. кубометров газа ежегодно на сумму 6,2 млрд. грн. с НДС (по новым предельным ценам). В то же время можно спрогнозировать, что НАК «Нафтогаз України» в лице нового руководства не будет спешить с перечислением средств за транзит в адрес «Укртрансгаза».

Кроме транспортировки газа, «Укртрансгаз» также получает доходы и от хранения газа в подземных хранилищах газа (ПХГ). На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация - в Украине, владеющей самыми крупными газовыми хранилищами в мире, самые низкие тарифы на хранение газа в ПХГ. Соответственно, ДК «Укртрансгаз» недополучает значительные средства от хранения газа в подземных хранилищах. В частности, тариф для «Укргаз-Энерго» и других коммерческих структур на хранение газа в ПХГ «Укртрансгаза» составляет всего 6,54 долл. за тысячу кубометров, что практически в два раза меньше, чем в России. Для примера: в прошлом году венгерская MOL без проблем платила «Укртрансгазу» за те же услуги 18 долл. за тысячу кубометров, и это не удивительно, поскольку среднеевропейская цена за аналогичные услуги составляет около 32 долл. за тыс. кубометров. Из-за такой ценовой политики ДК «Укртрансгаз» получает ежегодно 600 млн. долл. убытков.

Таким образом, «Укргаз-Энерго» как монопольный поставщик газа для всех отраслей национальной экономики будет и поставлять природный газ газотранспортникам, использующим его для технологических потребностей, и контролировать их финансовые потоки, постоянно увеличивая их задолженность перед собой.

Но и этого оказалось мало, и руководство Минтопэнерго решило забрать у «Укртрансгаза» источник основных поступлений от транспортировки газа потребителям в Украине. В частности, такую угрозу создает постановление Кабмина от 16 января 2007 года «О внесении изменений в постановление №1729 от 27.12.2001 г. «Об обеспечении потребителей природным газом».

Принятие этого постановления об изменениях в существующем порядке обеспечения природным газом потребителей создает серьезную угрозу национальной безопасности государства. В частности, указанными изменениями прежде всего была достигнута официально необъявленная цель концентрации всех финансовых потоков газового рынка в руках ЗАО «Укргаз-Энерго», что в дальнейшем позволяет захватить в собственность всю газотранспортную систему страны (как систему магистральных газопроводов, обеспечивающих транзит газа в Европу, так и все газораспределительные сети в регионах).

Для примера: если до введения в действие изменений оплата за транспортировку природного газа поступала непосредственно от потребителей (использовавших природный газ) газотранспортным предприятиям (в части транспортировки по магистральным газопроводам - ДК «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз України», в части транспортировки по распределительным газопроводам - областным предприятиям по газификации и газоснабжению), то сейчас все эти средства за транспортировку газа (в тех объемах, где поставщиком является «Укргаз-Энерго») потребители должны платить на счета «Укргаз-Энерго». Последняя будет иметь возможность по собственному усмотрению рассчитываться с газотранспортными предприятиями в зависимости от лояльности к политике, проводимой Минтопэнерго и акционерами «РосУкрЭнерго».

Суть нового порядка поставок газа состоит в следующем. Все потребители природного газа, которые приобретут ресурс у компании «Укргаз-Энерго», в принудительном порядке обязаны покупать его «с доставкой», то есть предусматривать в договорах, что средства за транспортировку газа будут поступать не газотранспортным предприятиям напрямую, а поставщику - ЗАО «Укргаз-Энерго». Соответственно, у газотранспортных предприятий, выполняющих всю работу по транспортировке газа от точки входа в газотранспортную систему и вплоть до счетчика потребителя, отсутствуют какие-либо договорные отношения с этими потребителями - все договорные взаимосвязи концентрируются в «Укргаз-Энерго».

Газотранспортные предприятия, таким образом, попадают в полную финансовую зависимость от «Укргаз-Энерго», не имея реальных рычагов влияния на новообразованного газового монополиста. Все сегодняшние механизмы влияния для обеспечения полного сбора средств за выполненную газотранспортную работу основываются на ограничении или прекращении газоснабжения потребителей. При отсутствии же договорных отношений с потребителями (и, как следствие, не имея права ограничивать или прекращать газоснабжение, даже если «Укргаз-Энерго» не будет рассчитываться за транспортировку газа) у газотранспортных предприятий не будет никакого реального механизма заставить «Укргаз-Энерго» рассчитаться.

Таким образом, мы видим, что «Укртрансгаз» попадает в двойную зависимость от «Укргаз-Энерго». С одной стороны, у него будут накапливаться долги за технологический газ, который он не сможет самостоятельно оплачивать (доходы от транзита у НАКа), а с другой - «Укргаз-Энерго» может не рассчитываться с «Укртрансгазом» за поставку газа внутренним потребителям и он потеряет свой основной источник доходов и, соответственно, способность финансировать свои текущие затраты (задолженность будет расти еще больше).

Следовательно, при такой ситуации «Укргаз-Энерго», имея возможность искусственно придерживать платежи за транспортировку газа и будучи монопольным поставщиком газа для технологических потребностей «Укртрансгаза», получает все рычаги для искусственного доведения ДК «Укртрансгаз» до банкротства.

Учитывая зависимость и общ­ность интересов нынешнего руководства НАК «Нафтогаз України» и «Укргаз-Энерго», вполне вероятно, как уже было сказано, что политику вымывания средств, заработанных ДК «Укртрансгаз», которая будет предоставлять услуги по транзиту газа, будет проводить и сама НАК «Нафтогаз України». Ведь на сегодняшний день, получая более 12 млрд. грн. ежегодных доходов от транзита российского газа (в полном объеме поступающих на счета НАК «Нафтогаз України»), ДК «Укртрансгаз» остается должна НАК «Нафтогаз України» более 6 млрд. грн. Это является прямым следствием того, что «транзитные» доходы никогда не доходят до «Укртрансгаза» в полном объеме.

Результатом всего этого может стать то, что «Укргаз-Энерго» даже при нынешних ценах на газ, используя те же механизмы вымывания средств из государственного предприятия «Укртрансгаз» (а именно ради этого и внесены изменения в постановление №1729), менее чем за два года смо­жет создать искусственный долг «Укртрансгаза» перед собой на сумму, превышающую остаточную стоимость газотранспортной системы (на сегодняшний день -
9 млрд. грн.). После этого обретение полного контроля над украинской газотранспортной системой - дело только конкретных судебных исков «Укргаз-Энерго» к балансодержателю ГТС - «Укртрансгазу».

Похожая ситуация складывается и с региональными предприятиями по газоснабжению и газификации. Последняя инициатива ДК «Газ України» (следует отметить, исходит она из недр Минтопэнерго) о создании дочернего предприятия «Укргазсети», на баланс которого хотят передать все газораспределительные сети, - не что иное, как попытка консолидации активов для более удобной передачи российской стороне в лице «Укргаз-Энерго» и «РосУкрЭнерго». Ведь газораспределительные сети и предприятия по газоснабжению попадают в такую же зависимость от «Укргаз-Энерго», как и «Укртрансгаз», поскольку вынуждены покупать технологический газ у «Укргаз-Энерго». С другой стороны, они лишены доходов, поскольку плата за предоставление услуг по поставкам и распределению газа будет поступать, в соответствии с постановлением Кабмина №1729, в «Укргаз-Энерго». Кроме того, следует отметить, что «Укргазсети» являются дочерним предприятием «Газа Украины», у которого большая задолженность. Поэтому «Укргаз-Энерго» будет очень легко «расправиться» с облгазами и с ДК «Укргазсети».

Особое беспокойство вызывает то, с какой легкостью министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявляет о том, что Украина готова отдать российской стороне газораспределительные сети. При этом он говорит о газораспределительных сетях, как о чем-то малозначимом для Украины, не играющем особой роли для нашего государства. Это как минимум странная позиция министра украинского правительства. Ведь газораспределительные сети обеспечивают транспортировку 55 млрд. кубометров газа потребителям, что больше, чем транспортировка газа всеми восточноевропейскими странами - бывшими участниками Варшавского договора вместе взятыми.

На сегодняшний день газораспределительные сети обеспечивают газом более 82 тыс. предприятий Украины. Ни для кого не секрет, что рано или поздно у компании, являющейся монополистом по снабжению и транспортировке газа, возникнет соблазн: или приостановить деятельность, или получить контроль над каким-либо из этих предприятий, даже самым маленьким. Ведь все предприятия станут заложниками интересов этого монополиста на украинском рынке - от него будет зависеть успешная работа металлургического комбината или цементного завода, ТЭЦ или теплоэлектростанции и т.д. Компания «Укргаз-Энерго», а фактически «РосУкрЭнерго», полностью контролируемая российской стороной, сможет решать - снабжать газом ту или иную область или нет, и таким образом влиять на политическую и социальную политику в том или ином регионе. Так не является ли передача распределительных сетей вопросом национальной безопасности государства?

Политика Минтопэнерго и нынешнего министра приводит к тому, что в руках «Укргаз-Энерго» концентрируются все финансовые потоки «Укртрансгаза» и региональных поставщиков газа. Это позволит этой компании, используя долги, получить под свой контроль компании - балансодержатели украинских магистральных и региональных газопроводов. А со временем «РосУкрЭнерго» или другая сторона, например, «Газпром», с помощью международного права и значительных долгов НАК «Нафтогаз України» (которые уже в большей степени, вероятно, сконцентрированы в «Газпромбанке») могут лишить НАК «Нафтогаз України» ее части в ЗАО «Укргаз-Энерго». Таким образом газотранспортная сеть полностью окажется под контролем россиян.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме