Еще не вечер?

12 октября, 2012, 14:51 Распечатать Выпуск №36, 12 октября-19 октября

Мартовские обещания автомобилистам обретают форму закона

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Похоже, Украина начала копировать российский опыт законотворчества, когда желания президента мгновенно воплощаются в законопроекты, которые в спешном порядке одобряет парламент. Что-то подобное произошло и с проектом закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогообложения при отчуждении транспортных средств». Не прошло и трех недель со времени его поступления в парламент, как этот документ одобрили в первом чтении. Правда, у этого законопроекта об отмене пенсионного сбора (3%) при отчуждении транспортных средств и введении компенсационного механизма наполнения Пенсионного фонда был продолжительный подготовительный период.

В объяснительной записке к документу, подписанной Ириной Акимовой, необходимость изменений объясняется нынешней сложностью купли-продажи и регистрации автомобилей, что подталкивает людей к оформлению продажи через генеральную доверенность или передачу техпаспорта на автомобиль новому владельцу. По ее убеждению, необходимость определять оценочную стоимость автомобилей приводит к тому, что затраты на администрирование налога на доходы физлиц перекладываются с государства на налогоплательщика. А еще ведь покупатели должны платить в Пенсионный фонд уже упоминавшийся трехпроцентный сбор от стоимости автомобиля (платное оценивание автомобиля нужно проводить в случае его продажи на вторичном рынке).

Чтобы избавиться от этого, в проекте предлагается изменить механизм определения стоимости транспортных средств для обложения налогом на доходы физических лиц при продаже автомобиля. Отменить необходимость платить сбор на обязательное государственное пенсионное страхование во время второй и дальнейших регистраций автомобиля. Уменьшить размер государственной пошлины за удостоверение договоров отчуждения транспортных средств.

Если законопроект приобретет силу закона, то налог с продажи транспортных средств будут определять, исходя из стоимости, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже среднерыночной цены, однако не ниже оценочной стоимости автомобиля, определенной, согласно закону (по выбору налогоплательщика). Среднерыночная цена автомобиля, мотоцикла, мопеда будет определяться ежеквартально для каждой марки и модели с учетом года выпуска и пробега на основании анализа фактических цен продажи соответствующих транспортных средств. Кабмин называет центральный орган исполнительной власти, который будет определять среднерыночные цены автомобилей. Доступ к указанным данным будет свободным, ведь они будут размещаться на официальном веб-сайте до десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Усовершенствовать планируется и порядок госрегистрации и перерегистрации транспортных средств, отменив отдельную процедуру снятия с учета транспортных средств во время их отчуждения. Вместо этого ввести прямую перерегистрацию с одного владельца на другого и тем самым сократить процедуру перерегистрации до одного часа.

Среди других новелл — отмена обязательного предъявления транспортного средства во время его перерегистрации в связи с изменением местожительства, а также во время восстановления утраченных или испорченных документов или проведения оценки стоимости транспортных средств во время регистрации.

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, рассмотрев документ, рекомендовало принять его за основу, но с учетом нескольких важных поправок. В частности, управление предлагает Минэкономики определять среднюю стоимость автомобилей по рынку не ежеквартально, как записано в законопроекте, а ежегодно или раз в полгода. Свою позицию юристы объясняют тем, что ежеквартальный анализ рынка продажи автотранспорта перегрузит процедуру формирования среднерыночной цены каждой марки и модели таких транспортных средств.

Эксперты также советуют сделать финансово-экономическое обоснование проекта. Ведь, отменив сбор на обязательное государственное пенсионное страхование во время второй и последующих регистраций транспортных средств, можно недосчитаться поступлений в Пенсионный фонд. Дескать, в сопроводительных документах не обоснована целесообразность введения дифференцированных ставок сбора на обязательное государственное пенсионное страхование во время первой регистрации легковых автомобилей, хотя следовало бы позаботиться о компенсации потерь от отмены сбора на обязательное государственное пенсионное страхование во время второй и последующих регистраций поступлениями от взыскания повышенных ставок этого же сбора во время первой государственной регистрации легковых автомобилей. Что же касается сроков вступления в силу проекта закона, то его рекомендуют перенести на следующий за плановым бюджетный период.

Кому и что дадут законодательные нововведения, сейчас можно лишь предполагать. Конечно, они немного снизят цены на автомобили на вторичном рынке. Однако больше всего от законодательных изменений выигрывают те, кто будет покупать дорогие престижные марки: ведь вместо обещанного правительством 40-процентного сбора от стоимости дорогих автомобилей введут лишь пятипроцентный.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно