ЭРИК ФРАНКЕ: «ЛИДЕРСТВО НА РЫНКЕ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ — ПЕРВЫЙ ШАГ К ЛИДЕРСТВУ НА ВСЕМ РЫНКЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ»

Поделиться
Для компании UMC уходящий год был знаковым. Старейший украинский мобильный оператор возвратил себе лидерство на рынке...

Для компании UMC уходящий год был знаковым. Старейший украинский мобильный оператор возвратил себе лидерство на рынке. На минувшей неделе к компании подключился трехмиллионный абонент (кстати, произошло это в день рождения ее генерального директора Эрика Франке). Компания также прочно удерживает лидирующие позиции и по другим показателям — по объему инвестиций в украинскую экономику (только в 2003 году ее вложения составили 200 млн. долл.), по площади покрытия (сегодня это 82% территории Украины), по доходности (за три квартала ее доход превысил весь прошлогодний). Развитие компании происходило на фоне других значительных событий — «смене команды» в Госкомсвязи, введения ряда законодательных новшеств — бесплатных входящих звонков, долгожданного принятия закона «О телекоммуникациях». В общем, можно предположить, что уходящий год надолго запомнится новым владельцам UMC и ее генеральному директору Эрику Франке. Ему — еще и потому, что в этом году он женился. В общем, у нас было много поводов просить господина Франке подвести своеобразный итог уходящего года для телекоммуникационной отрасли Украины.

— Итак, UMC заявляет о том, что вернула себе лидерство на рынке мобильной связи. Из чего же, по-вашему, складывается лидерство компании?

— Можно долго перечислять параметры, по которым мобильную компанию можно назвать лидером. Во-первых, это количество абонентов. Минувший год мы закончили с абонентской базой в 1,7 миллиона человек. Прогнозы конца 2002-го предполагали, что в этом году главные игроки мобильного рынка наберут по 2,4—2,5 млн. абонентов. Сегодня у нас их уже более трех миллионов; учитывая сегодняшние темпы подключения — более шести тысяч в день, — к концу года их будет уже значительно больше.

Во-вторых, надо учитывать и качество абонентской базы. У нас более 650 тыс. контрактных абонентов. Это на 150 тыс. больше, чем в минувшем году. Почти 100 тыс. из них — корпоративные клиенты. Высокий процент контрактных абонентов — залог стабильно высокого дохода компании. А рост их числа говорит о том, что крупные и солидные клиенты по-прежнему выбирают UMC.

Инвестиции UMC в украинскую экономику за все время работы составили более 650 млн. долл. При этом большая их часть — 588 млн. долл. — были сделаны в последние шесть лет, поскольку все GSM-операторы в Украине стартовали одновременно, в 1997 году. Инвестиции за 2003 год превысят 200 млн. долл. Ведь только за три квартала нашими инвесторами уже было вложено в компанию 142 млн. долл., а под конец года темпы вложений увеличились. За десять лет нашей работы мы заплатили в бюджет Украины 500 млн. грн. различных налогов. Несмотря на частые упреки в том, что мы, как совместное предприятие, развивались в условиях налоговых льгот, мы платили и налог на прибыль, и начисления на зарплату, и налог на землю.

— Ваша компания также заявляет о лидерстве по площади радиопокрытия. Однако рассчитывать площадь зоны покрытия можно по разным критериям…

— Наше покрытие охватывает 82% территории Украины. На них расположены более 1200 населенных пунктов городского типа и проживают 89% населения страны. Его обеспечивают более 2460 базовых станций, 1260 из которых, кстати, развернуты в этом году.

Раньше карты покрытия рисовались весьма приблизительно. На карте Украины вокруг городов и дорог, где установлены базовые станции, в графическом редакторе рисовались синие круги и полосы радиусом в 30 км (предельная зона действия базовой станции стандарта GSM). Такая карта давала лишь общее представление о покрытии, по ней нельзя было сделать вывод о том, есть ли в конкретной географической точке возможность позвонить.

Сегодня мы предоставляем всем заинтересованным в нашем покрытии лицам — абонентам и инвесторам — карту, основанную на результатах компьютерного моделирования с учетом рельефа местности. На ней четко видно, где можно позвонить, а где нет. При этом мы используем два критерия интенсивности поля: более жесткий — возможность совершения звонка из движущегося автомобиля и менее жесткий — возможность совершения звонка абонентом, стоящим на открытом месте. Площадь покрытия мы даем по второму критерию. Ведь в большинстве случаев наши абоненты звонят именно с открытой местности. Поэтому на наших новых картах честно показаны провалы в радиопокрытии, вызванные, например, влиянием рельефа местности.

— Может, имело бы смысл организовать независимый мониторинг зоны покрытия и количества абонентов мобильных операторов?

— Это было бы интересно. В какой-то мере с 2005 года эти функции, надеюсь, начнет выполнять создаваемая по новому закону «О телекоммуникациях» НКРС.

Что касается зоны покрытия, то в Европе ее независимой экспертизой успешно занимаются многочисленные организации по защите прав потребителей. Они даже не смотрят на карты, предлагаемые операторами, а опираются исключительно на свои субъективные критерии: можно позвонить или нельзя, хорошо слышно или нет. Любой пользователь мобильной связи всегда может получить у этих организаций нужную информацию. Украинским потребительским организациям никто не мешает это делать, мы только пойдем им навстречу.

Что касается независимого аудита количества абонентов, лучшая гарантия правильности приводимых компанией цифр — это публичность наших акционеров, ЗАО «Мобильные Телесистемы» (МТС). Компания регулярно отчитывается перед инвесторами на бирже, предоставляя им, среди прочего, и информацию по динамике абонентской базы. За достоверность своей финансовой и статистической информации «МТС» отвечает не только деловой репутацией, но и своей капитализацией. Вспомните, какие скандалы разгорались в США, когда обнаруживались неточности в предоставляемой биржам отчетности крупных компаний. Это уже не игрушки, а серьезные правила мирового финансового рынка. Поэтому «накрутить» наш абонентский счетчик мы не смогли бы, даже если бы захотели.

— Как выглядит UMC на фоне других европейских мобильных операторов?

— Сходство, конечно, есть… Например, в Голландии KPN в свое время был монополистом, а после регулятивной реформы стал лишь одним из операторов… Однако в работе UMC и западных операторов есть одно принципиальное различие. Мы работаем на активно растущем рынке. Они — на давно уже насыщенном. Им не надо бороться за количество абонентов — там мобильный телефон есть у каждого, а у многих и по два. Западные операторы конкурируют в основном на уровне услуг: кто больше и качественнее их предоставит, кому его абоненты в результате заплатят больше. Зато у нас более динамичны финансовые показатели. Так, если на Западе привыкли, что EBITDA (операционная прибыль до начисления амортизации) составляет не более 40% от валового дохода, у нас этот показатель — 50%. Но в Европе у операторов больше, чем у нас, абонентов, больший трафик. Тарифы же примерно на таком уровне, как и у нас. Соответственно, больше и доходы. Однако у европейских операторов больше и расходы — у них гораздо дороже рабочая сила, электроэнергия, частоты, лицензии. У украинских операторов все это еще впереди.

— У UMC заметно больший, чем у вашего основного коллеги по рынку, валовой доход. А чистая прибыль примерно одинакова. Говорит ли это о большей «тяжеловесности» вашего бизнеса?

— Говорят, в Украине многие большие компании вообще не получают прибыли. И не платят налогов с нее. Однако публичная компания, которой является «МТС», и, соответственно, мы не можем позволить себе не показывать прибыль. Мировой финансовый рынок этого не поймет.

Размер прибыли по отношению к доходу зависит от того, сколько компания инвестирует в саму себя. Показатели прибыли важны в основном для учредителей — это та сумма, которую они зарабатывают в этом бизнесе. Но клиент мобильной компании не видит этой прибыли. Ему по большому счету все равно, каков ее размер, не говоря уж об оперативных показателях вроде отношения прибыли к доходу. Зато он хорошо ощущает инвестиции в компанию, клиентом которой является. За счет них увеличивается покрытие, улучшается качество связи. Поэтому можно сказать, что чистая прибыль — не тот показатель, который действительно интересен широкой общественности.

— После покупки UMC «МТС» говорили о смене брэнда компании…

— В настоящее время этот вопрос уже не так актуален. Москвичи воочию убедились, что брэнд UMC силен, раскручен и эффективен. По крайней мере в ближайший год никаких изменений происходить не будет. UMC останется UMC.

— Как вы оцениваете перспективы третьего национального мобильного оператора, который вот-вот должен появиться на рынке?

— Сегодня на рынке есть место для третьего мобильного оператора. Для четвертого — уже не знаю, но для третьего есть. А значит, он обязательно появится и заполнит эту нишу. Не хочу оценивать шансы конкретных фирм, однако буду рад приветствовать в этой роли любую из них и искренне желаю всем успехов.

С другой стороны, мы не испытываем опасений за свои позиции из-за выхода на рынок третьего крупного игрока. Даже если в него будут вложены большие инвестиции, он все равно не сможет сравняться с существующими двумя — ни по количеству абонентов, ни по покрытию, ни по финансовым показателям. Очень долго он будет прочно занимать третье место. К тому же пока не ясно, в каких рыночных нишах он будет работать. На сегодняшний день в ходе жесткой конкуренции между существующими операторами все эти ниши уже заполнены. Хорошо развиты наиболее массовые предоплаченные услуги, в этом ему будет сложно соревноваться с нами. Очень жесткая борьба идет за корпоративных клиентов, тем более что в этой нише работают еще два локальных мобильных оператора. И бесплатными входящими звонками никого уже не удивишь. Была едва ли не последней ниша «межмобильного оператора», одинаково дружественного ко всем сетям, но мы заняли ее своим «Джинсом». Так что посмотрим, что они придумают…

— Насчет «Джинса». Насколько оправдал себя этот продукт? Ведь если учесть создаваемый им перекос трафика в сторону ваших коллег по рынку и сколько за это приходится платить…

— «Джинс» — уникальный инновационный продукт, он полностью себя оправдал. Не зря конкуренты совершают на него постоянные нападки. Да, с «Джинса» много звонят, в том числе на сети других операторов. Но они создают значительный трафик. ARPU абонентов «Джинс» в первые месяцы превышал этот показатель для pre-paid-абонентов UMC. Сегодня мы считаем их в числе остальных абонентов компании, однако даже на их фоне они стоят особняком. Это своеобразный «мобильный интернационал».

— И в заключение традиционный вопрос о прогнозах и планах на следующий год. Предполагается, что в 2004-м количество мобильных телефонов в Украине, как в прошлом году в России, превысит количество стационарных. А это — 10 миллионов. Означает ли это, что UMC, сохранив за собой половину рынка, выйдет на рубеж в пять миллионов абонентов?

— Корпоративные правила запрещают нам делать такие прогнозы на следующий год. Что же касается названной вами цифры… Так это вполне реально!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме