Электронный шлагбаум. Предприниматели не хотят отчитываться перед государством через электронных посредников

4 февраля, 2010, 15:47 Распечатать Выпуск №4, 4 февраля-12 февраля

В конце каждого месяца или квартала субъекты хозяйствования обязаны подавать отчеты: в налоговую ...

В конце каждого месяца или квартала субъекты хозяйствования обязаны подавать отчеты: в налоговую службу, Пенсионный фонд, Государственный комитет статистики, Фонд социального страхования от временной потери трудоспособности, Государственный центр занятости... И всегда это хлопотно. Мало оформить необходимые документы, надо еще выстоять очередь. Времени и нервов забирает предостаточно. Электронная отчетность в этом деле должна была бы стать настоящей революцией. Ведь для налаживания передачи отчетности средствами телекоммуникации нужны только компьютер, соответствующее программное обеспечение и выход в Интернет. Такой способ пересылки документации похож на электронную почту и не требует отдельно выделенной линии связи.

Выгодно — решили бизнесмены. Не выходя из офиса можно сдать отчет и через несколько часов получить сообщение о его получении. Например, передавая отчетность в ГНА, они пользовались сайтом учреждения, и все было хорошо. Дополнительных средств за это с них никто не брал. На первых порах.

Ключи от... сайта

Среди пионеров внедрения электронного отчета — Пенсионный фонд, где система персонифицированного учета в бумажном и электронном виде действует уже свыше восьми лет. Два года назад здесь ввели сдачу отчетности в электронном виде с использованием электронной подписи.

— Это очень удобно, ведь если работодатели и страхователи формируют документацию с помощью программного обеспечения, предоставленного им Пенсионным фондом, то отчеты приходят без ошибок, поскольку действует соответствующая система контроля, — говорит заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины во Львовской области Андрей Костив. — На начало 2010 года 73% информации к системе персонифицированного учета Пенсионного фонда бизнес- и государственные структуры сдавали в электронном виде. Но эти сведения не надо путать с отчетами с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Чтобы задействовать отчетность с ЭЦП, работодателю необходимо приобрести сертифицированные ключи у одного из операторов, работающих в Украине.

Следовательно, рассчитывать только на собственную электронную почту не стоит — она не позволяет правильно использовать цифровую подпись. Поэтому существуют определенные базы, где клиент через систему паролей и ключей выходит на сайт, откуда и присылает отчет в нужную ему организацию. Или же у него есть программное обеспечение, выполняющее эти функции. Напрямую присылать отчетные документы субъект предпринимательства не может.

«А» и «Б»

Руководствуясь, как всегда, добрыми намерениями, члены правительства в который раз создали поле для злоупотреблений в сфере бизнеса. Введя соответствующим законом электронную отчетность для государственных инстанций, сказали «А», но забыли сказать «Б».

— Ныне собственной системы, позволяющей субъектам предпринимательской деятельности напрямую подавать отчетность, у Центра занятости, как и у других государственных учреждений, нет. Она в стране еще не налажена, — говорит директор Львовского городского центра занятости Олег Рисный. — Бизнесмены могут пересылать ее только через операторов, у которых есть определенные электронные ресурсы. А они часто являются посредниками, берущими плату за свои услуги. Вариантов оплаты два: за пользование или соответствующим сайтом, или программным обеспечением. Мы думали создать такой ресурс, но на это нужны большие средства.

Вот и нашлись предприимчивые люди, увидевшие здесь возможность неплохо заработать лишь на открытии и закрытии электронных шлюзов.

Первыми воспользовалась пробелами в законодательстве ГНА в г. Львове. В конце прошлого года бизнес-структурам предложили изменить порядок отправки отчетности. Субъектам хозяйствования настойчиво советовали пересылать ее на адрес одного из спецоператоров, который якобы должен был бесплатно переправлять отчетность в ГНА. Но вскорости, попытавшись зарегистрироваться у нового оператора, пользователям предложили уплатить ему 960 грн. в год за регистрацию, а потом ежемесячно — круглую сумму за услуги.

— Почему нам выставляют такие счета, за что? — возмутились бизнесмены.

Объяснение оператора оказалось слишком странным: подача документации в ГНА ничего не стоит, но за отчеты в разные социальные фонды придется платить реальные и немалые деньги. В зависимости от формы собственности, каждому предприятию для пересылки электронной отчетности нужны были специальные электронные ключи — аналоги подписей директора, бухгалтера и печати фирмы. Разумеется, что плательщики налогов выступили против нововведения.

Плата за обязательную отчетность

26 ноября 2009 года во время заседания координационного совета при главе Львовской областной администрации по вопросам предпринимательства было решено направить письмо в Кабинет министров, Госкомпредпринимательства, Антимонопольный комитет и ГНА Украины с просьбой сохранить возможность электронной отчетности в органы ГНА без услуг посредников.

Как заметил член Комитета предпринимателей Львовщины Юрий Сендецкий, в свое время КПЛ содействовал внедрению электронной отчетности в ГНА на Львовщине. Ныне около двух тысяч бизнесменов пользуются ею. Тем не менее, 28 октября 2009 года появилось письмо-разъяснение ГНА Украины о том, что электронную отчетность надо передавать при посредничестве частных фирм. Стоимость регистрации в них на год стоит 960 грн., а еще необходимо приобрести электронные ключи. Поэтому предпринимательские организации решили обратиться в ГНА во Львовской области с требованием восстановить возможность сдавать электронную отчетность в налоговые органы напрямую. ГНА во Львовской области и налоговые службы других областей соответствующим образом обращались в ГНА Украины. И только тогда она отступила.

По словам председателя Комитета предпринимателей Львовщины Юрия Сендецкого, программное обеспечение электронной отчетности и форма электронного ключа были изготовлены за бюджетные средства, то есть за деньги плательщиков налогов. Потом появляется посредник, желающий на этом заработать. Но вся его работа сводилась только к открытию и закрытию электронного шлагбаума. После протестов эту систему приостановили. Но существует большая опасность, что как только ситуация стабилизируется, посредник снова начнет требовать деньги.

Украинские плательщики налогов не понимают, почему они должны покупать возможность отчитываться перед государственными органами. Поэтому предупредили руководство ГНА Украины, что вынуждены будут снова перейти на бумажную отчетность, поскольку не готовы платить за «воздух».

— Я обслуживаю пять субъектов хозяйствования, — говорит львовский бухгалтер, — и ежегодно каждому из них следует обновлять электронные ключи. Когда-то их бесплатно всем желающим предоставляла ГНА, а сейчас надо обращаться в частную фирму.

Не только деньги беспокоят бизнес, но и информационная безопасность. Ежеквартально, высылая частному предприятию отчетность о деятельности фирмы, бизнесмены опасаются, что его работники однажды захотят воспользоваться этой информацией. Ведь работу спецоператора не регламентирует ни один государственный документ.

Предпосылки для злоупотреблений

Все эти вопросы рассматривались и 26 января 2010 года во время круглого стола «Электронная отчетность — реалии и перспективы», организованного Федерацией работодателей Украины, в котором приняла участие Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ).

По мнению участников круглого стола, сегодня в Украине не урегулирована процедура подачи предпринимателями электронной отчетности в органы государственной власти. Это создает предпосылки для злоупотребления и коррупции при работе с электронной отчетностью, широкое поле для будущих рейдерских атак, возможность монополизации рынка передачи отчетности и даже составляет угрозу национальной безопасности.

По словам Ивана Петухова, члена правления Украинского союза промышленников и предпринимателей, процедура сдачи электронной отчетности регулируется 13 законами, тремя постановлениями и распоряжением Кабинета министров, семью приказами и постановлениями других органов исполнительной власти Украины. Несмотря на это, указанная нормативная база нечетко определяет порядок сдачи обязательной отчетности в электронном виде в разные инстанции.

В связи с неурегулированностью порядка подачи отчетности на общегосударственном уровне, отдельные органы государственной власти самостоятельно разработали внутренние нормативные документы. Они не взаимосогласованные и в значительной степени отличаются. Более того, некоторые из них предусматривают сдачу государственной отчетности только через коммерческую структуру-посредника, а другие — лишь допускают такую возможность.

По словам Алексея Мирошниченко, председателя Общего представительского органа работодателей на национальном уровне, ныне в Пенсионный фонд должны передавать отчетность 2 млн. 167 тыс. предпринимателей. В Фонд социального страхования от временной потери трудоспособности — 1 млн. 600 тыс. То есть речь идет о большом количестве бизнесменов и работодателей. Если они будут вынуждены пересылать документацию через посредников и платить им деньги, то мы говорим о рынке платных услуг, на котором сегодня нет ни малейшей прозрачности.

Еще одна важная проблема — отсутствие унификации: предприниматель для подписи и рассылки документов во все государственные органы не может воспользоваться единым ключом, полученным в аккредитованном Центре сертификации ключей (АЦСК). Таким образом, бизнесмен, например, для сдачи отчетности в Центр занятости пользуется услугами одного АЦСК, а для сдачи отчетности, например, в Минюст ему следует воспользоваться ключом от другого АЦСК.

«Предприниматель должен иметь возможность пойти в какой-либо аккредитованный центр сертификации ключей, получить ключ и иметь возможность использовать его для сдачи отчетности в любой орган государственной власти», — говорит председатель Правления ИнАУ Татьяна Попова.

Участники круглого стола пришли к выводу: поскольку подача отчетности является обязанностью для плательщиков налогов и страхователей, то государству следует обеспечить ее бесплатный прием. В свою очередь, они должны иметь право выбора способа подачи отчетности: в бумажном или электронном виде.

Справка

Для безопасной сдачи отчетности в электронном виде (передачи документов через Интернет) в какой-либо орган государственной власти предприниматель должен воспользоваться электронной цифровой подписью. Она используется физическими и юридическими лицами как аналог собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы его варианта на бумажном носителе. ЭЦП — вид электронной подписи, полученной в результате криптографического преобразования набора электронных данных, который прилагается к этому набору или логически с ним объединяется и дает возможность подтвердить его целостность и идентифицировать подписанта. Электронная цифровая подпись налагается с помощью личного ключа, а проверяется с помощью открытого. Ключи получают в аккредитованных центрах сертификации ключей. Нынче в Украине действует 11 таких организаций, официально зарегистрированных государством.

Комментарий

Зеновий БЕРМЕС,
президент Ассоциации работодателей Львовщины:

— Преимущество электронной отчетности для плательщиков налогов очевидно — уменьшения затрат времени и средств. Это выгодно и для государства. Потому процесс надо сделать простым и понятным. Проблема в том, что когда электронную отчетность переведут на коммерческую основу, то будут злоупотребления. Это скомпрометирует в общем хорошее дело. И последнее: сегодня никто не вынуждает юридические и физические лица подавать отчетность в электронной форме. А как завтра будет — никто не знает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно