«Электронное правительство»

Поделиться
Предприятия информационно-телекоммуникационной отрасли не остались в стороне от революционных событий, проведя «Хай-тек марш» в поддержку демократии...

Предприятия информационно-телекоммуникационной отрасли не остались в стороне от революционных событий, проведя «Хай-тек марш» в поддержку демократии. Но основной их вклад в демократизацию заключается в том, что информационное общество, к построению которого представители отрасли прикладывают свой труд, знание и опыт, — это инструмент и фундамент демократии.

Сейчас власть уже открыто обвиняется в коррупции, раскрадывании бюджетных средств и прочих грехах. Пора менять ее функции в обществе: от своевольного управления до оказания услуг налогоплательщикам, в том числе и по управлению государством. Во многом изменить ситуацию мог бы переход к новым информационным технологиям. По сути, его можно назвать своеобразной интеллектуальной революцией.

Сегодняшнее стремление общества видеть государственные структуры и их деятельность более прозрачными и эффективными может быть реализовано путем внедрения в стране системы электронного правительства (e- Government).

Последнее должно стать орудием в борьбе с коррупцией, создаст условия для нормального развития бизнеса, улучшения инвестиционного климата, роста экономики. А также предоставит возможность населению участвовать в обсуждении законопроектов и правительственных решений.

Важнейшими из принципов развития концепции электронного правительства являются открытость и обратная связь. На практике это означает организацию управления государством и взаимодействия с гражданами путем максимального использования в органах государственного управления современных технологий, в том числе и интернет-технологий. Они делают предоставляемые ими услуги более удобными и доступными для граждан и в то же время экономят правительственные деньги на администрирование.

Главный канал связи электронного правительства с пользователями системы — это Интернет. По крайней мере сейчас альтернативы этому варианту нет. Но эффективно работать технологии электронного правительства начнут только при условии доступа к Интернету не менее чем у 60% населения страны.

Хотя уровень информационной культуры общества значительно вырос, свободный выход в Интернет через домашние компьютеры в Украине имеется у ограниченного числа граждан и массовое использование Интернета в нашей стране — дело не самого ближайшего будущего. Даже в Киеве сделано не так уж много, хотя услуги доступа к Интернету предоставляют около 300 интернет-провайдеров. По оценкам экспертов, около 80% этого сегмента рынка приходится на 10 наиболее крупных провайдеров. Лидерами являются компании «Адамант», Golden Telecom, Lucky Net, «Оптима Телеком», «Укртелеком» (указаны в алфавитном порядке).

На январь 2004 года в Украине было около 3,8 млн. пользователей Интернета (8% населения). На конец октября 2004 г. месячная аудитория украинского Интернета составила около 3,9 млн. чел., более активная недельная аудитория насчитывает всего 1,3 млн. чел., а среднесуточная едва достигает 360 тыс. чел. Более 30% пользователей находятся в Киеве, еще до 30% — в городах с числом жителей около 1 млн. чел. (Днепропетровск, Одесса, Харьков, Львов, Донецк, Запорожье). 85% составляют пользователи коммутированного (dial-up) доступа.

Что касается сетевой инфраструктуры, то необходимо ключевым образом повлиять на развитие телекоммуникаций в областях, небольших городах и сельской местности, где проживает около половины населения Украины.

Несмотря на то что сегодня стол практически каждого служащего оснащен компьютером (всего в госструктурах их около ста тысяч), работать с ним умеют далеко не многие. А сайты украинских госорганов представляют собой, скорее, выставочный вариант. Большинство из них содержит информацию двух-трехмесячной давности.

Программа «Электронная Украина» была презентована в апреле 2003 года. Ее предварительная стоимость — 10—12 млрд грн., рассчитанных до 2010 года. Фундаментом для построения электронной Украины, так называемого электронного правительства, стал Единый веб-портал органов исполнительной власти (www.kmu.gov.ua), который был введен в действие в ноябре 2002 года, как и было передусмотрено постановлением Кабинета министров Украины № 1302.

Портал объединил и новые, и уже существующие в Интернете государственные сервисы, а также информацию органов власти. Но основной целью функционирования этого портала является всего лишь возможность поиска определенной информации, документов или их образцов.

В мае 2004 года свой новый сайт презентовало и Минэкономики, где создана интернет-приемная, откуда чиновники будут давать ответы на вопросы граждан. На сайте размещена информация о проектах решений министерства, новости, аналитические данные относительно государственной экономической политики, итоги и прогнозы социально-экономического развития Украины. Кроме того, сайт министерства непосредственно связан с сайтом правительства, что делает пользование более простым.

Ряд ведомств, таких как ГНА, Казначейство, Нацбанк, Государственная таможенная служба, Пенсионный фонд и даже отдельные структуры различных органов власти, уже создают собственные корпоративные сети. Лидирует столица, где уже в текущем году предполагается построение корпоративной городской телекоммуникационной сети.

Но в целом то, что предлагается внедрить в Кабинете министров, а позднее в администрации президента и Верховной Раде, не является электронным правительством. Электронное правительство — это не просто мега-портал, где есть информация обо всем в стране. Оно должно представлять из себя комплекс мер, которые не ограничиваются связью чиновников с гражданами через Интернет, а содержат, к примеру, перевод документооборота в государственных масштабах в электронную форму.

Именно потому первые шаги в области создания электронного законодательства в стране украинские парламентарии начали в 2002 году с законопроектов, касающихся таких понятий, как электронный документооборот, электронная цифровая подпись и электронный оборот ценных бумаг.

Но все проблемы Украины не только в том, что у нее мало пользователей ПК и электронные платежи тоже не повсеместны. Есть еще проблема денег. Финансировать такой масштабный проект должно само правительство, но больших финансовых вливаний ожидать в этом году не стоит.

Тендер как генеральный подрядчик по реализации проекта «Электронное правительство Украины» еще в 2001 году выиграла отечественная компания Softline. Помощь в создании электронного правительства готовы оказать Украине такие корпораци, как Intel и «Майкрософт». О готовности помочь провести информатизацию отдельных отраслей, к примеру отрасли образования, заявляют и некоторые отечественные компании. Но для этого нужны деньги. Если для построения системы придется ждать финансирования в полном объеме, то можно и не дождаться, поэтому лучше начинать что-то делать прямо сейчас.

Различают до шести этапов становления системы электронного правительства. Украина, как и многие другие развивающиеся страны, находится только на первом этапе, где министерства и ведомства создают свои сайты, а пользователи Интернет получают доступ к информации о работе правительства.

Опыт других стран показывает, что компьютерные технологии «Электронного правительства» чрезвычайно улучшают взаимодействие властных структур, уменьшают их непродуктивную работу. Не менее важным является эффективность решений, которые принимаются таким образом, поскольку их проекты предварительно выставляются на веб-страницах для общественного обсуждения.

Благодаря этому инструменту демократии, который дает возможность гражданину быть осведомленным о решениях власти и влиять на них, удается снимать острые проблемы общества, избегать лишнего социального напряжения.

В настоящее время электронное правительство охватывает множество разнообразных IT-систем, начиная от закупок и управления идентификационными карточками и заканчивая электронными историями болезней пациентов и онлайн-голосованием.

Эта доступная каждому электронная информационная система органов исполнительной власти уже действует во многих развитых странах.

Средний уровень использования услуг электронного правительства населением развитых стран мира в настоящее время уже превышает 26%. Наибольший интерес для населения представляют электронные страницы местных органов власти: 55% граждан необходима информация местного уровня, 20% — информация на уровне района или области и 25% — информация министерств и ведомств.

Одной из первых стран, в которой появилось электронное правительство, стала Канада. Сингапур стал вторым, а за ним почти сразу же последовали США, Австралия. Остальные европейские страны, среди которых были и Великобритания с Францией, закрыли список первой десятки.

На сегодняшний день болгары, благодаря новой IT-системе, объединяющей паспортный департамент с Министерством внутренних дел, полицией и системой уголовного судопроизводства, могут получить паспорт в течение 5—10 минут. Обычно же эта процедура занимает как минимум несколько недель.

В развитых странах электронное правительство стало следующей мерой после повсеместного внедрения электронной коммерции и электронных платежей.

Эта статья не манифест радужных надежд. Перевод государственной машины в виртуальное пространство, а значит, обеспечение легкого контроля над деятельностью учреждений в целом и отдельных служащих — весьма трудная работа. Электронное правительство — это новые требования к государственным служащим, новый уровень профессионализма, новый подход к исполнению обязанностей. Хорошо, если статья будет содействовать преобразованию государства в бизнес: ориентированный на клиентов (граждан, организаций, предприятий); имеющий партнеров (государственные органы); максимально рентабельный, а значит, как можно более качественный и дешевый (с максимально широким использованием внебюджетных средств и поощрением частной инициативы).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме