ЭКОНОМИКА РЕПАТРИАЦИИ

Поделиться
будут ощущаться еще и в третьем тысячелетии… По сути своей это была одна из крупнейших в истории человечества экономическая трагедия, организованная сталинским режимом...

будут ощущаться еще и в третьем тысячелетии…

По сути своей это была одна из крупнейших в истории человечества экономическая трагедия, организованная сталинским режимом. Из целостного регионального комплекса полностью были вырваны целые отрасли; Крым лишился сотен тысяч рабочих рук, целых профессий - садоводов, огородников, виноградарей, извозчиков, обувщиков и так далее. Спустя больше чем 50 лет все повторилось, но в обратном порядке: в Крым, по официальным данным, возвратились более 255 тыс. крымских татар, болгар, греков и немцев, представителей других народностей. Репатрианты влились в целостный экономический комплекс, не рассчитанный на подобные трансформации, - не хватает мощностей строительства, транспорта, коммуникаций, сферы услуг, на рынке труда внезапно появились сотни тысяч свободных рук.

Лишь за последние шесть лет Украинским государством, оставшимся с проблемой один на один, несмотря на Бишкекские соглашения об участии в программе репатриации других государств СНГ, на обустройство переселенцев были выделены средства, эквивалентные 300 млн. долларов. Но масштабы проблемы только возрастают - по расчетам экспертов, вся программа репатриации оценивается в 2 млрд. долларов…

Сейчас уже почти 80 процентов репатриантов получили гражданство Украины. На полуострове для возвратившихся из депортации построено 273 тысячи квадратных метров жилья, проложено 375 километров водопроводов, 850 километров линий электропередач, 90 километров дорог. Но почти 130 тысяч возвратившихся в Крым еще до сих пор не имеют жилья; из 300 поселков, где они обосновались, более 60 процентов не обеспечены водой, свыше четверти не имеют электроэнергии. Остро не хватает телефонных сетей, дорог, медицинских учреждений, школ, рабочих мест. Около половины возвратившихся не трудоустроены вообще, а более трети получивших работу трудоустроены не по специальности.

Сегодня из всех аспектов проблемы на первое место выдвинулись именно экономические, от решения которых зависит стабильность в стране. По наблюдениям специалистов, затраты на программу репатриации должны составлять до 20 процентов экономического оборота региона в течение 5-10 лет, и лишь потом они начнут окупаться и давать прибавку к экономике региона в размере той же пятой части оборота ежегодно…

Более того - процесс возвращения из депортации еще не завершен: по данным меджлиса, в местах высылки еще остаются примерно 200 тысяч крымских татар, и, как сказал председатель крымского правительства Сергей Куницын, «мы вправе ожидать, что еще не менее 50 тысяч крымских татар в обозримом будущем возвратятся на историческую родину».

В Крыму рады каждому, даже маленькому успеху в обустройстве репатриантов. Недавно вручать ордера и ключи от квартир в новом жилом доме для возвратившихся из депортации приезжал в Саки сам Сергей Куницын. Сооружение этого дома было начато еще в 1993 году, но затем из-за отсутствия финансирования приостановлено в 1995-м. Понадобилось вмешательство Кабинета министров Украины, при помощи которого была создана специальная система взаимозачетов с крымской строительной фирмой «Консоль». Теперь есть надежда, что вскоре рядом будет достроен еще один 44-квартирный дом, строительство которого также было приостановлено. Пока такие «победы» редки: в нынешнем году в Крыму для бывших депортированных сдано всего три дома (еще два - в Феодосии).

Главная проблема - недостаточное финансирование. В 1996-м из запланированных 36 млн. гривен было выделено 8,1 млн., в 1997-м - 12,8 млн. из 15, в 1998-м было выделено в бюджете Украины 13,5 млн., но направлено в Крым только 8,3 млн. За весь 1998 год на обустройство переселенцев из бюджета Крыма было выделено всего 100 тыс. гривен. Однако в последнее время динамика выделения средств изменилась - ее взял под личный контроль председатель крымского Совмина. Из бюджета автономии в этом году на обустройство поселков репатриантов выделено 1,3 млн. гривен, госбюджет Украины выделил 6 млн., половина из которых потрачена на капитальное строительство. Как утверждает Сергей Куницын, это позволило электрифицировать 10 и обеспечить водой 3 поселка компактного проживания крымских татар.

На днях Кабмин Украины обещает направить в Крым еще 2 млн. гривен (крымское правительство просит не менее 4 млн.), которые намечается израсходовать на электрификацию 10 и обеспечение водой еще 20 поселков. Это также даст возможность завершить строительство нескольких десятков тысяч квадратных метров уже начатого жилья. Крымское руководство направило письмо Верховной Раде и правительству Украины, в котором говорится, что только для обеспечения водой и электричеством поселков компактного проживания крымских татар необходимы капитальные вложения не менее 58,8 млн. гривен. Верховная Рада Крыма и Совет министров автономии просят центр запланировать в украинском бюджете-2000 на финансирование программы репатриации депортированных 62,4 млн. гривен, в том числе 46 млн. - на капитальное строительство.

Верховная Рада Крыма утвердила разработанную правительством программу реинтеграции депортированных на 2000 год, под которую из бюджета автономии выделяется более 10 млн. гривен: 8,5 - на капитальное строительство, 1,5 - на обустройство социальной сферы. Еще 1,5 млн. предусмотрено выделить на долгосрочное льготное кредитование индивидуальных застройщиков из числа бывших депортированных.

Сергей Куницын сказал для «Зеркала недели», что из всего комплекса проблем возвращения депортированных на родину он выделяет как приоритетное их социально-экономическое обустройство. Это многоплановая задача. Анализ показывает, что до возвращения в Крым более 70 процентов крымских татар жили и работали в городах, соответственно это сформировало их профессиональный и образовательный уровень. Сегодня же более 72 процентов репатриантов вынуждены обустраиваться в сельской местности, что порождает проблемы занятости с одной стороны и утраты квалификации для тысяч классных профессионалов - с другой. Хотя во многих случаях они, эти профессионалы, имеют нужные для Крыма профессии. Происходит так называемое расхождение профессиональной квалификации и географического нахождения ее носителей. Потратив деньги, вырученные от продажи домов в Узбекистане, часто на возведение одной только «коробки» в Крыму, переселенцы вынуждены ютиться у родственников, жить по нескольку семей в недостроенных домах без тепла, газа, водопровода. В лучшем случае в таких поселках есть линия электропередач. Однако, не имея работы, часто не получая пенсий, пособий (около 50 тысяч крымских татар до сих пор не являются гражданами Украины), жильцы «самостроев» не могут заплатить за электроэнергию. Долг переселенческих поселков за электричество уже перевалил за 40 млн. гривен. И выход пока не найден.

Правительством автономии разработана программа создания новых рабочих мест, формирования инженерной инфраструктуры полуострова. Будет оказываться помощь малому и среднему бизнесу в среде депортированных, содействие фермерству, будут выделяться льготные кредиты для завершения строительства. Крымчане просят Кабмин Украины распространить действие указа Президента «Об инвестировании строительства - приобретении жилья для военнослужащих Вооруженных сил Украины и членов их семей» на бывших депортированных граждан, что ускорило бы решение жилищной проблемы.

В свое время Крым поставил вопрос об участии международного сообщества в решении проблемы репатриантов. Откликнулись на это многие международные фонды и организации. Фонд Дж. Сороса (США), Фонд по межэтническим отношениям (ОБСЕ-Нидерланды), например, выделили деньги на решение культурно-образовательных проблем, «Программа развития и интеграции Крыма» ООН, правительство Турции финансируют строительные программы, заявила о своем желании помочь Крыму и Канада - ее правительство выделило кредит в 11,5 млн. долларов для строительства жилья на основе сборных конструкций. Для повышения эффективности этих программ крымское правительство просит Кабмин (Сергей Куницын сказал, что нашел по этому вопросу «понимание и конструктивные подходы» в Киеве) освободить от НДС и таможенных сборов тех инвесторов, которые ввозят материалы и технику для строительства жилья депортированных в Крыму.

Согласно Программе социально-экономического развития Крыма, к 2002 году доходы и расходы крымского регионального бюджета благодаря новым подходам к его формированию и участию в нем населения, возвратившегося из депортации, возрастут в 1,5 раза и в целом приблизятся к 800 млн. гривен в год. Ежегодно правительство намерено формировать специальный бюджет развития, рассчитанный на участие в экономике репатриантов, за счет которого будет проводиться реформирование хозяйства. Планируется постепенно восстановить утраченные отрасли - овцеводство и переработку шерсти, садоводство, табаководство и другие, характерные для экономической культуры населения, возвратившегося из депортации и являющегося носителем многих профессиональных секретов и умений. Специалисты утверждают, что только к 2010 году перекосы в экономике региона, связанные с репатриацией населения и демографическими факторами, могут быть выровнены и их последствия станут ощущаться все меньше.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме