ЭКОНОМИКА ПО-КИТАЙСКИ

3 ноября, 1995, 00:00 Распечатать

Минуло 17 лет с начала проведения реформ в Китае. Теория Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой реализуется сегодня в самой многолюдной стране мира...

Минуло 17 лет с начала проведения реформ в Китае. Теория Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой реализуется сегодня в самой многолюдной стране мира. Какие результаты достигнуты в создании китайской модели социалистической рыночной экономики? Что ожидает эту страну в ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы, безусловно, заинтересуют читателя.

Рубежи восьмой пятилетки

Если валовой внутренний продукт Китая за шестую пятилетку достиг 1390,1 млрд. юаней, за седьмую - 4030,6 млрд. юаней, то за восьмую пятилетку (1991 - 1995 г.г.) составит 10707,9 млрд. юаней.

В сопоставимых ценах среднегодовой прирост ВВП за это пятилетие достигнет 11,7% , что намного превышает среднемировой уровень (2,7%). Среднегодовой прирост валовой продукции промышленности за последние пять лет составляет 19,9%, стоимости основных фондов 23,5%.

Китай является мировым лидером по производству зерновых, хлопка, семян рапса, мяса, яиц, цемента, угля и хлопчатобумажной ткани. Удерживает второе место в мире по производству чая и химических удобрений. На третьей строчке мировой табели о рангах - по производству соевых бобов, электроэнергии и стали, на четвертой по производству сахара. Страна входит в пятерку крупнейших производителей нефти.

Как работает промышленность...

По данным государственного статистического управления, за 9 месяцев 1995 года промышленные предприятия выпустили продукции на 13,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом государственный сектор и предприятия, на которых государство имеет контрольный пакет акций, добились прироста в размере 9,2%, а «чистый» государственный сектор - 7%.

Следует особенно отметить, что 94,9% промышленной продукции было реализовано.

Китай лидирует в мире по темпам развития электроэнергетики. Дополнительная установленная мощность крупных и средних электростанций ежегодно превышает 10 млн. кВт. Ежегодный прирост производства электроэнергии приближается к 10%. Как ожидается, в 1995 году ее производство превысит 1 трлн. кВт-час.

Уже сегодня общая мощность китайских электростанций составляет 200 млн. кВт. В стране функционирует 11 электросетей, мощность каждой из которых превышает 1 млн. кВт. Вместе с тем продолжается строительство новых энергетических объектов, в том числе и крупнейшего в мире гидроузла Санься. Только за годы девятой пятилетки в строй вступят 4 новых АЭС.

В восьмой пятилетке Китай добился огромных успехов в электронной промышленности. Объем экспорта вырабатываемой ею продукции возрос на ,3 млрд.

...и сельское хозяйство

Реформирование на селе проводилось по следующим направлениям:

уменьшение видов и объемов сельхозпродуктов, включенных в государственный план закупок (сегодня осуществляются централизованные плановые закупки лишь хлопка, шелковичного кокона и табака, а также лишь 50 млн. тонн зерна);

постепенное введение свободных цен на них;

развитие рынков сельхозпродукции;

продление срока подрядного землепользования на 30 лет и введение порядка передачи прав на использование сельхозугодий;

создание правительственной системы поддержки и регулирования рынков сельхозпродукции;

образование множества интегрированных торгово-промышленно-сельскохозяйственных организаций.

Сегодняшний Китай, располагая лишь 7% мировой пашни, кормит 22% населения мира. По оценкам специалистов, к концу XX века в стране не только не будет нехватки зерна, а, наоборот, будет производиться до 24 млн. тонн избыточных зерновых. Достичь этого позволит расширение орошаемых площадей, ограничение использования сельхозугодий в иных целях, применение большего количества химических удобрений, повышение индекса повторного посева, освоение целинных земель площадью не менее 3,85 млн.га, заимствование лучших сортов зерновых и распространение передовых технологических процессов.

Интересно, что в Китае существует система персональной ответственности мэров за «овощную корзину» и председателей провинциальных правительств за «рисовый мешок».

Строительство на марше

Норма прибыли на инвестиции в жилищное строительство в КНР сейчас достигает 15 проц. Это, по словам министра строительства Хоу Цзе, означает, что капиталовложения в жилищный сектор окупаются менее чем за пять лет на юге страны и примерно за шесть лет - в северных провинциях. Гостиницы же начинают приносить доход лишь через 7 - 8 лет после строительства.

Рекордные рубежи достигнуты в строительстве железных дорог: за годы пятилетки проложено 5800 километров полотна; электрифицировано 2600 километров. Во многом подобному строительному буму способствуют иностранные инвестиции.

По сообщениям агентства Синьхуа, с 1984 года Китай использовал в общей сложности кредиты МБРР в размере ,6 млрд. для строительства важнейших железнодорожных объектов. Только за годы восьмой пятилетки для их сооружения, а также на реконструкцию действующих железнодорожных линий, импорта локомотивов и вагонов Китай использовал более ,8 млрд. иностранных инвестиций, в том числе кредиты МБРР в размере 0 млн., кредиты Азиатского банка развития в размере 0 млн., кредиты правительств Японии (7 млн.), ФРГ (5 млн.) и Австралии ( млн.).

При этом следует подчеркнуть, что нагрузка на стальные магистрали из года в год возрастает. Планы перевозок пассажиров и грузов перевыполняются. В стране ежегодно выпускаются 900 тепловозов и электровозов, 2500 пассажирских и 35000 грузовых вагонов.

За пятилетку в стране проложено 112 тысяч километров автодорог. Причем ежегодно сдавалось в эксплуатацию в среднем до 370 километров скоростных шоссе. Это на сегодня один из лучших показателей в мире.

Доходы населения

По предварительным подсчетам, в течение восьмой пятилетки среднегодовой прирост доходов на душу городского населения составит 8%, сельского - более 4%. Общий объем вкладов в сберкассы возрастет в 4 раза. Годовой доход среднего китайского горожанина составляет 3179 юаней (383 доллара), тогда как в деревне этот показатель не превышает 1221 юаня (147 долларов). Жители китайских городов тратят на продукты питания не более половины своих заработков, что, согласно международной классификации, позволяет говорить об их «зажиточности».

В настоящее время в деревнях 28 провинций, городах центрального подчинения и автономных районов Китая действует система страхования по старости, которой уже охвачено 49 млн. человек.

В ряду достижений

Китайские специалисты в ряду достижений, достигнутых в годы восьмой пятилетки, выделяют заметные сдвиги в ценообразовании, проведение крупномасштабной реформы налоговой системы по принципу «упрощения видов налогов, унификации налоговых ставок и улучшения управления», введение системы раздельных налогов - общегосударственных и местных.

Набирают в стране силу и приватизационные процессы. За девять месяцев текущего года количество частных фирм увеличилось в полтора раза. Теперь их насчитывается 374,7 тысячи. Частные предприятия, опирающиеся на капитал 782 тысяч инвесторов, дают работу 4880 тысячам человек.

Продвинулись реформы и в банковско-кредитной сфере. В частности, закреплен статус Народного банка Китая как центрального банковского учреждения, самостоятельно проводящего денежную политику, заполнены бреши в финансовом законодательстве, развивается валютный рынок, заметны сдвиги в валютном регулировании.

По заявлению президента Народного банка Китая Дай Сянлуна, ситуация в финансовой сфере за 9 месяцев 1995 года характеризуется следующими признаками:

сокращение денежной эмиссии (8 млрд.юаней против 55 млрд. за аналогичный период прошлого года);

значительный рост сбережений в банках (на 38,1% с начала года), увеличение кредитов, качественное изменение их структуры;

стабильность валютных курсов (отмечен даже рост обменного курса юаня) и рост государственных валютных резервов (к началу октября 1995 года - ,8 млрд., что на ,2 млрд. больше, чем в начале года);

наличие эффективного контроля за основными активами центрального банка.

Произошла замена директивных показателей, применявшихся в государственном планировании, на направляющие, а прямое регулирование и контроль трансформировались в косвенное.

Правовая база реформ

Успешное продвижение по пути реформ было бы невозможно без должного правового обеспечения.

Всекитайским собранием народных представителей ускорена законодательная работа в экономической сфере. Так, с начала работы ВСНП восьмого созыва (март 1993 года) были рассмотрены 76 законопроектов и соответствующих постановлений, а 67, большинство из которых касаются экономики, приняты. Среди них, в частности, законы о компаниях, о сельском хозяйстве, о внешней торговле, о банках.

Активизировалась законотворческая работа и на местах. Местные собрания народных представителей в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения уделяют большое внимание проблемам, которые пока не нашли отражения в законах страны. Только за два последних года в этой связи было разработано свыше 1500 местных законоположений, регламентирующих, в частности, управление госимуществом и внебюджетными средствами, развитие предприятий волостно-поселкового подчинения.

Внешняя торговля

Видоизменяется и сфера внешней торговли. Ее эффективности во многом способствует практика выдачи сертификатов о безопасности и качестве импортных товаров. Так, государственное управление по проверке качества импортных и экспортных товаров совместно с министерством внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества Китая составляет перечень видов лицензионных импортных товаров, которые могут ввозиться в страну лишь при наличии выданного сертификата.

Система лицензирования действует в Китае с 1989 года. За это время было принято более 1800 заявок от предпринимателей из более 30 стран мира. Сертификатов же выдано чуть более 1200. Как результат - существенное повышение качества и надежности импортных товаров на китайском рынке.

По предварительным подсчетам, общий объем импорта и экспорта за восьмую пятилетку превысит 00 млрд.

Как сообщает главное таможенное управление, общий объем внешней торговли Китая за 9 месяцев нынешнего года превысил 7 млрд. При этом экспорт страны достиг $ 107 млрд., а импорт - чуть более млрд. Позитивное сальдо за этот период составило рекордную величину - ,4 млрд.

Тенденция замедления темпов роста импорта проявляется все отчетливее. В то же время расширяется структура и номенклатура китайских экспортных товаров, увеличивается удельный вес промышленной продукции (особенно электронной, текстильной, легкой промышленности и машиностроения) в общем объеме экспорта.

Если в 1990 году внешнеторговый оборот Китая составлял 2,5 млрд., то в нынешнем году, как ожидается, он достигнет 0 млрд. Среднегодовой прирост внешнеторгового оборота составит 20%.

Иностранные инвестиции

Объем иностранных инвестиций в Китай - свыше 0 млрд. в восьмой пятилетке - в 6 раз превышает аналогичные поступления в предыдущем пятилетии.

По данным министерства внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР, в стране сегодня функционируют около 100 тысяч предприятий с участием иностранного капитала, на которых занято свыше 12 млн. человек. Их доля приблизилась к 2/5 общего объема экспортно-импортных операций Китая.

За 9 месяцев нынешнего года в КНР было зарегистрировано З77З5 объектов иностранных инвестиций. Договорная сумма иностранных капиталовложений составляет ,6 млрд. Из них фактически вложено ,2 млрд., что на 4З,З% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Серьезное внимание уделяется и оптимизации структуры зарубежных инвестиций. В качестве приоритетных направлений их использования выделяются развитие инфраструктуры, базовые отрасли и отрасли высоких технологий, строительство доступного жилья при строгом ограничении строительства зданий высокого класса и развлекательных сооружений.

Если ранее привлечение иностранного капитала зависело от предоставления льгот, то в настоящее время оно все в большей мере определяется инвестиционным климатом и привлекательностью рынка.

В КНР принято свыше 200 законодательных актов в области внешнеэкономических связей, благодаря чему теперь инвестиционный климат в стране более чем на 75% соответствует мировым стандартам. Как считают эксперты ООН, Китай был единственной социалистической развивающейся страной, которая в 80-е годы, совсем не имея опыта использования иностранных инвестиций, за короткий срок создала систему их привлечения и регулирования, к которой большинство развивающихся стран шли несколько десятилетий.

В последнее время значительно возросла экономическая эффективность созданных десять лет назад 16 первых специальных экономических зон Китая. Лидером по реализованной промышленной продукции сегодня является Тяньцзиньская СЭЗ.

Проблемы роста

Между тем и в Китае отнюдь не все - сплошная идиллия. «Хотите вы этого или нет, но инфляция - порождение бурного экономического развития Китая последних лет, как бы «сильная отдача в плечо», неизбежная плата за растущее благосостояние», - так китайские экономисты объясняют народу сравнительно медленный, «ползучий», но уверенный рост цен в стране.

В году минувшем инфляция в стране, по официальным данным, составила 21,7%. Ее причины китайские экономисты видят в различных факторах. Большинство полагает, что главный - это чрезмерные капиталовложения в основные фонды. Но высказывается мнение (и оно, безусловно, также не беспочвенно), что на уровень инфляции повлияли реформы в сфере финансов, заработной платы и цен на сельскохозяйственную продукцию.

Так, только в 1994 году заработная плата в целом по стране повысилась на 35,4%. Причем зарплата госслужащих возросла на 50%.

Процесс роста заработной платы продолжается и в нынешнем году, что отражается на росте себестоимости продукции.

1994 год ознаменовался ростом цен на сельхозпродукцию в среднем на 40%.

Существует в Китае и проблема занятости. Министерство труда КНР обнародовало точные данные о состоянии занятости на государственных предприятиях страны.

Как явствует из них, к началу второго квартала текущего года полная или частичная остановка предприятий отразилась на более чем 7 млн. рабочих и служащих. При этом примерно 5 миллионов из них получили либо сильно урезанную заработную плату, либо вообще остались без какого-нибудь денежного довольствия. Широкое распространение получили длительные отпуска с частичной выплатой отпускных либо вообще без таковых.

Перспективы

А впереди - девятая китайская пятилетка, которая продлится с 1996 до 2000 года. В этот период предполагается выполнить стратегические задачи, рассчитанные на вторую стадию модернизации страны. В частности, намечено к 2000-му добиться четырехкратного роста валового внутреннего продукта на душу населения, что позволит, как считают в Китае, в основном покончить с бедностью и обеспечить среднезажиточную жизнь населения. В целом же к началу третьего тысячелетия планируется в основном создать систему социалистической рыночной экономики.

Производство продукции на душу населения в Китае в девятой пятилетке планируется поднять до 1300 долларов в год. Капиталовложения в основные фонды за этот период составят 150 трлн. юаней, «львиную долю» которых получит сельское хозяйство.

Политика социально-экономического реформирования

Учитывая специфику китайской экономической модели, ее высокую идеологизацию, дальнейшее социально-экономическое реформирование базируется на целом ряде четких политических установок. К таковым можно отнести, во-первых, обеспечение «продолжительного, быстрого и здорового» развития народного хозяйства.

Во-вторых, успех начинаний не мыслится без активного стимулирования изменения способов экономического роста. В этой связи повышение экономической эффективности рассматривается в качестве центрального звена. В руководстве страны считают, что нельзя допускать строительства новых объектов, если производительность имеющихся предприятий можно повысить путем их реорганизации, реконструкции или расширения. Что же касается новых объектов, которые необходимо построить, то надлежит как можно больше поднимать их техникоемкость. Наряду с этим следует придерживаться курса на экономию природных ресурсов, путем улучшения управления снижать затраты сырья, материалов и энергии.

В-третьих, в Китае убеждены, что стратегия процветания страны может быть осуществлена за счет научно-технического прогресса, интеграции науки, техники, просвещения и экономики. Ставится сложная задача по сокращению разрыва в научно-технологической сфере с развитыми государствами мира.

В-четвертых, народнохозяйственным приоритетом признано ускоренное развитие сельского хозяйства. Недаром сельское хозяйство в Китае называют «первой индустрией», отводя роль «второй индустрии» промышленности, а «третьей» - сфере услуг. В ряду приоритетов также водное хозяйство, энергетика, транспорт и связь.

В-пятых, китайцы остаются приверженцами того, что центральным звеном реформирования экономической системы должны быть реформы в её государственном секторе. И прежде всего на крупных и средних предприятиях. Несмотря на то, что в течение ближайших 15 лет в КНР намерены проводить курс на обеспечение преобладающей роли общественной собственности, будут создаваться условия для совместного развития различных экономических секторов.

В-шестых, будет и дальше «решительно и непоколебимо» продолжена уже зарекомендовавшая себя политика открытости. Такая политика будет сопровождаться дальнейшим расширением и совершенствованием внешнеэкономической системы страны. В этой связи ставится задача активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве, повышать конкурентоспособность продукции.

По заявлению премьера КНР Ли Пэна, открытие внутреннего рынка будет осуществляться с учетом конкретных условий, шаг за шагом, сначала в опытном порядке, а также в соответствии с особенностями разных отраслей. При этом он обращает внимание на необходимость осмотрительно относиться к открытию национальных финансового и страхового рынков.

В-седьмых, пристальное внимание будет сосредоточено на органическом сочетании рыночных механизмов с макроэкономическим регулированием и контролем со стороны государства. Причем в Китае считают, что право на макрорегулирование должно сосредотачиваться в центре.

Отмечается, что в экономической деятельности следует руководствоваться законом стоимости, ориентироваться на рыночную конъюнктуру и придерживаться принципов конкуренции.

Упор при этом будет делаться на развитие косвенного регулирования. В то же время снижение темпа роста цен будет рассматриваться как первоочередная задача макроэкономического контроля.

В-восьмых, с целью дальнейшего сокращения разрыва в развитии отдельных районов предусматривается проведение решительного курса на гармоническое развитие региональной экономики. Намечено создавать экономические районы со «своей спецификой» и содействовать рациональному размещению национальной экономики.

В установках ЦК КПК последующие 15 лет отмечается, что задача добиться прежде всего развития приморских районов отвечает общим стратегическим интересам. Вот почему внутренним районам следует подчиниться этим интересам. Приморские же районы, добившись определенного развития, должны вносить большой вклад в развитие внутренних районов.

И, наконец, предполагается синхронный прогресс как материальной, так и духовной культуры. Причем в Китае не устают повторять, что именно этим отличается социализм с китайской спецификой.

Оcновной целью девятой пятилетки является полное выполнение задач второго стратегического рубежа модернизации страны. С ее завершением наступит третий стратегический этап. В основном же модернизацию страны предполагается завершить к середине грядущего века.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно