ЭКОНОМИЧЕСКИЕ «ТРЕЛИ» КРЫМСКОГО ПАРЛАМЕНТА ПОПЫТКИ КРЫМА, ВОПРЕКИ УКРАИНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ОСТАВИТЬ У СЕБЯ ВСЕ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ ПРИЗВАНЫ СКРЫТЬ ПРИНЯТИЕ БЮДЖЕТА С ДЕФИЦИТОМ В 30—35 ПРОЦЕНТОВ

Поделиться
В среду на этой неделе сессия Верховной Рады Крыма вновь вынуждена была корректировать бюджет текущего года...

В среду на этой неделе сессия Верховной Рады Крыма вновь вынуждена была корректировать бюджет текущего года. В связи с тем, что, вопреки украинскому законодательству, он был сформирован одноканальным и в его доходную часть был включен общегосударственный НДС, который Верховная Рада Украины «не отдала» Крыму, в доходах автономии образовалась «дыра» почти в 300 миллионов (фактически треть всего бюджета!). И перекрыть ее за счет перевыполнения доходов удается только частично. Следовательно, и Верховной Раде, и правительству теперь то и дело приходится корректировать свои первоначальные размашистые начертания и уменьшать «аппетиты» согласно реальным доходам.

По поводу бюджетной коллизии Крым уже подавал представление в Конституционный суд, однако там просто отказались его рассматривать из-за того, что существующие положения не посчитали противоречиями. Как известно, поправка депутата Ивана Зайца к крымской Конституции, гласящая, что любые ее положения не действуют, если они противоречат украинским законам, ставит все на свои места и без Конституционного суда. Казалось бы, наученные горьким опытом нынешнего года, крымские депутаты должны бы трезво смотреть в год будущий. Однако... Приняв поправки к бюджету-2000, Верховная Рада Крыма тут же рассмотрела и приняла бюджетную резолюцию на 2001 год… снова на тех же принципах одноканальности. Крым снова надеется, что какая-то сверхъестественная сила заставит Минфин и Верховную Раду Украины в тяжелейшей экономической ситуации отдать автономии «за ее красивые глаза» все налоги будущего года.

Может ли так поступать не только обуреваемый «экономическим романтизмом» орган государственной власти, но и рядовой человек в здравом уме и при ясном рассудке? Видимо, может, если за тем, что происходит наяву, скрыт какой-то высший, непонятный непосвященным смысл, если действие, происходящее на сцене, вовсе не является главным, а только призвано скрыть действительное, но подспудное стремление, спрятанное за кулисами событий. Другого резона так поступать, кажется, нет…

На сессии при обсуждении бюджетной резолюции на 2001 год председатель бюджетной комиссии Людмила Золотова подчеркнула, что у Крыма есть два пути: либо снова формировать бюджет на основе своих полномочий, содержащихся в Конституции автономии, но центром не признающихся, либо согласиться с тем, что этими полномочиями воспользоваться нельзя и формировать реальный бюджет. Взяв слово, Леонид Грач тут же сказал, что крымская Конституция, несмотря на то, что Президент приостановил ряд нормативно-правовых актов автономии, в части бюджетных полномочий продолжает действовать. Поэтому он считает, что «за их реализацию Верховная Рада обязана браться по-настоящему». Следовательно, Крым опять пошел первым путем — путем иллюзий…

Новая бюджетная резолюция поручает Совету министров внести бюджет, разработанный «на основе полномочий, определенных в Конституции Автономной Республики Крым, и учитывающей, что в бюджет… в полном объеме зачисляются все налоги и сборы, собираемые на территории республики…» Согласно утвержденному графику, проект бюджета-2001 будет готов к августу. Он должен быть рассмотрен в городах и районах, в Ассоциации органов местного самоуправления.

Однако, с другой стороны, уже утвержденная Верховной Радой Украины бюджетная резолюция на 2001 год, как и раньше, не предусматривает для Крыма иного, кроме общегосударственного, порядка использования налогов и сборов. Следовательно, стороны снова втягиваются в противостояние. Киев — надеясь на то, что его решения имеют высшую, по сравнению с крымскими, силу, а Крым… Сегодня никто, по-моему, не может сказать, на что надеются руководители автономии, если даже путь в Конституционный суд ему по этому вопросу уже заказан…

Сейчас у главы парламента Крыма Леонида Грача появилось новое любимое словечко. Все, что, с его точки зрения, не отвечает здравому смыслу, он называет «трелями». Практика исполнения бюджета 2000 года свидетельствует о том, что положение Конституции Крыма, предусматривающее наличие в автономии одноканального бюджета, значительно усложнило на полуострове жизнь. Идея одноканальности бюджета до сих пор не принесла ничего, кроме возможности политикам публично бить себя в грудь и на всех углах «отстаивать» полномочия, которые, по большому счету, ими же самими внесены в Конституцию и теперь рьяно ими пропагандируются, хотя существуют они фактически только в их «снах».

Одноканальность бюджета, как показывает опыт 2000 года, и есть не что иное как только «трели» парламента, принявшего нереальный бюджет и поставившего свое правительство в тяжелейшие условия, когда оно, приняв бюджет с дефицитом больше трети всего объема доходной части (280 миллионов из 760!), ценой огромных усилий, пытается дотянуть до заветной цифры. Из-за этого уже сокращен целый ряд социальных программ, урезано финансирование многих бюджетных организаций и служб, на 16 процентов уменьшены дотации и без того бедствующим регионам. Как показывают подсчеты Людмилы Золотовой, даже урезанный теперь бюджет нынешнего года правительству при всех его стараниях никак не удастся выполнить больше чем на 95—97 процентов.

Примечательно, что Киев в свое время предлагал Крыму красивый выход из ситуации, в которую он сам себя же и загнал. В то время председатель бюджетного комитета Верховной Рады Украины Юлия Тимошенко — и так отдавшая Крыму в его безраздельное распоряжение три общегосударственных налога! — предлагала Крыму не требовать себе столь понравившийся НДС, а заместить его массу субсидией на такую же сумму. И если правительство, для которого главное не принципы, а деньги, уже было согласно на это, то Верховная Рада, для которой главное принципы, а не деньги, предпочла… не получить ничего вообще!

Закручивая новую и экономическую, и юридическую интригу, парламент Крыма уверен, что, как сказал Леонид Грач на прошлой сессии, «законодательный орган страны не разобрался в сути конфликта». А, например, заместитель министра финансов Украины Владимир Матвийчук говорил депутатам, что при невыполнении бюджета логично его не увеличивать, а уменьшать, и что не следовало планировать расходы, которые не подтверждены реальными доходами. Ведь в бюджетной практике Крыма есть вещи, которых, по словам Владимира Матвийчука, нет ни в одной стране мира (например, случаев, когда парламент утверждает цифру в бюджете и тут же смету к ней!). Но глава парламента считает, что «именно в этом и заключаются экономические полномочия автономии», которые следует отстаивать…

Итак, с одноканальным бюджетом Крыма вышел только конфуз. Более того, рьяным приверженцем одноканальности остается, как очевидно, только один Леонид Грач: на недавней пресс- конференции (правда, это было еще до сессии, принявшей новую бюджетную резолюцию) глава правительства Сергей Куницын сказал, что он не хочет повторения бюджетной «вакханалии» нынешнего года и, поскольку подготовка бюджета возложена на Минфин и правительство, он даст указание своим специалистам готовить проект бюджета на 2001 год «на основе общегосударственного законодательства», то есть не одноканальным, а реальным… Так зачем же эту мину закладывать еще и на 2001 год?

Оказывается, не все так просто. В свое время Леонид Грач публично пообещал в будущем году повысить средние пенсии в Крыму до 130—150 гривен. В другой редакции его обещание звучало как «повысить минимальные пенсии всем до 100 гривен». Спикеру, глядя на правительство, которое в свое время поставило реальную задачу ликвидировать все задолженности по пенсиям до 1 августа 2000 года и успешно пока с ней справляется, то есть выдерживает график сокращения долгов, видимо, и самому захотелось реальных дел. Вот и «сказанул». Оказалось, что пенсионеров, подпадающих под эту графу (имеются в виду участники Великой Отечественной войны, приравненные к ним участники боевых действий, пенсионеры-депортированные, семьи, утратившие кормильца, члены семей погибших и ликвидаторы чернобыльской аварии), в Крыму больше, чем где бы то ни было в Украине, — 503 тыс. человек. Для повышения им пенсии до указанных размеров потребуется, как потом подсчитали, более 200 миллионов гривен. То, что их планируют выплачивать из бюджета будущего года, подтверждает тот факт, что в бюджетную резолюцию уже включен пункт: «Предусмотреть источники доходов для формирования в составе специального фонда бюджета АРК целевого фонда социальных выплат пенсионерам, проживающим в Крыму».

О каких же источниках речь?

Как вы думаете, где коммунисты в бывшем СССР обычно брали деньги на финансирование разных дутых программ? Правильно, из налогов за счет увеличения продажи водки. Вот и крымский парламент следующим после бюджета вопросом принял положение о стимулировании предприятий- производителей подакцизных товаров, говоря проще — о предоставлении льгот и оказании помощи ликеро-водочным заводам, способным увеличить производство и продажу горькой.

Неделю назад Леонид Грач с группой других руководителей инспектировал Азовский ликеро- водочный завод и поставил задачу во что бы то ни стало нарастить выпуск водки на нем. Однако этого, как видно, мало. Да и другие резервы правительством уже исчерпываются. Остается, по-видимому, только одно: любым способом раздуть доходную часть бюджета будущего года с тем, чтобы подвести эти «доходы» под желаемые расходы. Для этого надо зачислить в бюджет-2001 года все налоги, которые собраны в Крыму, в том числе опять 310 тысяч общегосударственного НДС (считается, что в 2001 году он возрастет). Получается, как и в этом году, только видимость благополучия, а на самом деле бюджет «вырастает из воздуха», в нем спрятан страшный дефицит — в треть объема!

С другой стороны, это на нынешний год центр, хоть и не отдал Крыму НДС, но чтобы не обидеть капризную автономию, оставил ей три налога — в том числе и общегосударственный акциз. Еще неизвестно, повторится ли в будущем году эта ситуация и останется ли акциз с продажи водки в распоряжении Крыма. Поэтому за одноканальностью бюджета на 2001 год может скрываться и еще больший дефицит…

Видимо, прослышав о проекте относительно увеличения пенсий, в Крыму несколько недель назад побывал глава Пенсионного фонда Украины Борис Зайчук. Проанализировав ситуацию, он сказал, что обещания невыполнимы. Сомневается в их реальности и глава правительства Сергей Куницын. Он сказал журналистам, что автономия, конечно, имеет право устанавливать доплаты к пенсиям, но в том случае, если для этого есть источник доходов. А также если у автономии нет долгов. Но Крым должен государству в энергорынок 380 миллионов гривен. Согласится ли Киев с доплатами к пенсиям при наличии подобных долгов?

Кроме того, по мнению Сергея Куницына, проблема имеет и нравственный аспект. Размер пенсии — это вопрос справедливости. Доплатить всем до 100 гривен — а как воспримут это те, которые получают чуть больше — 110—115 гривен? Ведь им тоже до прожиточного минимума не хватает... И почему надо всех уравнивать именно на уровне 100 гривен? Еще вопрос — как посмотрят на эту идею налогоплательщики, ведь с ними ее никто не обсуждал и не согласовывал. А согласны ли они доплачивать фактически за свой счет — конечно, в ущерб программам общественного здравоохранения и общественного образования — всем только до 100 или же согласны доплачивать и другим понемногу, чтобы увеличить пенсии всем пенсионерам Крыма? В общем, понятно, что идея не только сырая идеологически, но и не просчитана экономически…

И вот представим себе — все это заложено в бюджет Крыма 2001 года. И Верховная Рада Украины опять, предположим, утвердит бюджет страны без учета крымских претензий на одноканальность. Все крымские проекты терпят крах! Бюджет опять сокращается, дотации урезаются, повышение пенсий отменяется. Кто виноват? Конечно, Киев, который не согласился с «экономическими полномочиями» Крыма…

А может, и нет никаких полномочий, а есть только «трели» и грезы крымских депутатов о несбыточном желании оставить у себя все общегосударственные налоги под любым предлогом? Авось удастся оторвать кусок побольше...

Николай СЕМЕНА
Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме