ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРЯДУЩЕГО ВЕКА

Поделиться
Будущее не ведает никто. И слава Богу. Если бы люди точно знали свою судьбу, их активные действия не могли бы ничего изменить и жизнь, наверное, стала бы невыносимой (или просто невозможной!)...

Будущее не ведает никто. И слава Богу. Если бы люди точно знали свою судьбу, их активные действия не могли бы ничего изменить и жизнь, наверное, стала бы невыносимой (или просто невозможной!). И тем не менее - все стремятся угадать его.

И это очень важно. Уяснение главных проблем и тенденций позволяет избежать многих ошибок как отдельным людям, так и обществу в целом. Еще французским просветителям было ясно, что «понимание основных принципов избавляет от необходимости знания множества подробностей».

Профессор экономики Массачусетского технологического института Пол Крагман, анализируя ошибки прогнозистов второй половины нашего века, выделяет пять тенденций, способных трансформировать экономику XXI века.

Многие футурологи нашего века считали, что одной из основных движущих сил экономических изменений должно было стать совершенствование цифровой техники и ее распространение в мире. Однако они не учли последствия такого развития и некоторые неожиданные факторы, которыми оно сопровождалось.

Слишком поспешно предполагалось, что «информационная экономика» должна освободить людей от тяжелого физического труда, что знания, а не традиционные природные ресурсы, такие, как нефть и земля, должны стать основным источником богатства и силы общества. Но к концу века стало очевидно, что это не так.

Во-первых, что ни говори об информации, в конечном счете людям нужны товары и услуги. Для миллиардов людей не имеет особого значения эффектная графика системы Интернет. Все просто хотят жить в хороших домах, иметь автомашины и есть, наконец, мясо.

Во-вторых, информационная революция конца ХХ века хотя и была впечатляющей, но имела лишь частичный успех. Обработка рутинной информации стала намного быстрее и дешевле, чем это кто-либо мог себе представить, но некогда весьма самоуверенное направление «искусственного интеллекта» терпит поражение за поражением. Несмотря на все усилия, к концу века так и не созданы «умные» роботы, работающие не по программе, даже при сравнительно простых задачах (например, при замене сантехники, не в обиду представителям этой очень нужной профессии будь сказано!).

Кроме того, произошла фетишизация компьютеров. Но не уменьшаются, а часто увеличиваются горы документов, камнем преткновения остается ввод данных. Множество людей заняты производством, продажей и обслуживанием компьютеров, а также обучением их использования и т. д. И хотя без современной информационной технологии многие процессы просто невозможны, складывается впечатление, что ее появление не столько облегчило жизнь, сколько перераспределило общественные усилия.

наконец - и это, может быть, самое главное - не был учтен один из основных принципов экономики: когда что-то появляется в изобилии, цена падает и поэтому активность в этой области становится меньшей, а не большей. Ажиотаж в области информатики привел к очень низкой рыночной цене информации, что обесценивает самое главное - труд ее создателей и в конечном счете может сдерживать научно-технический прогресс.

Исходя из всего этого, можно попытаться прояснить основные сложившиеся тенденции, способные существенно повлиять на экономику XXI века.

Рост цен на ресурсы

Первая половина 90-х годов отличалась необыкновенно низкими ценами на сырье. Но теперь положение принципиально изменяется. Видимо, это связано с ростом мирового спроса на минералы, ископаемые топлива и даже на пищу: почти 2 млрд. населения Азии начали стремиться переходить к жизненным стандартам Запада.

Весной этого года в США повысились цены на автомобильный бензин из-за необычно холодной зимы и сбоя поставок нефти с Ближнего Востока. И хотя цены вскоре выровнялись, этот эпизод напомнил людям, что индустриально развитые страны весьма чувствительны к перебоям в поставках нефти. Стало ясно, что национальные ресурсы таких стран - более важный фактор, чем это считалось ранее. В ХІХ веке принципы ускоренного развития стран связывались с тяжелой индустрией, в ХХ - с технологией, сначала производственной, потом информационной. В ХХI веке, скорее всего, будут наиболее цениться владение землей и права на добычу минералов.

Окружающая среда как богатство

В ХХ веке продолжают быть в ходе поговорки «бесплатно, как воздух», «тратит деньги, как воду» - из-за нелимитированности воды и воздуха. Но для мира, где множество людей позволяют себе иметь личные автомобили, имеют ограниченную рабочую неделю и отпуска и без всяких ограничений используют пластиковые пакеты, обеспечение чистоты окружающей среды становится самым главным требованием при выработке стандартов жизни.

К настоящему времени стало ясным, что заставить людей следовать новым стандартам жизни и ограничениям можно только путем использования рыночных механизмов. В начале 90-х годов правительство США начало разрешать электрическим компаниям покупать и продавать права на использование некоторых отходов. В 1995 году этот принцип был расширен за счет аукционирования прав на использование частот электромагнитного спектра. И теперь ведение практически любой деятельности, наносящей вред окружающей среде, должно быть и уже связано с крупными дополнительными расходами, что отражается в ценах.

Как только правительство начнет всерьез требовать с производителей товаров и услуг плату за отходы, загрязнение среды или за ее «перенапряжение», доходы от владения лицензиями на использование окружающей среды резко возрастут. Лицензионные налоги уже теперь составляют до 30% валового национального продукта США и являются главным источником государственного дохода. Эта тенденция, видимо, сохранится и усилится со всеми вытекающими из нее последствиями.

Возрождение крупных городов

Во второй половине ХХ века казалось, что рост перенаселенных городов подходит к концу. Казалось, что города начнут исчезать и их заменят группы сравнительно невысоких зданий-офисов, разбросанных более или менее произвольно. Но этого не случилось по многим причинам.

Высокие цены на бензин и налоги на охрану окружающей среды приводят к невыгодности повседневного пользования автомобилем одним человеком. теперь получили распространение групповые поездки на работу на мини-вэнах, эффективно управляемых с помощью компьютеров. Более того, предприятия, временно процветавшие в предместьях городов, в основном офисы, к середине 90-х годов стали исчезать. Некоторые из служащих уехали в другие страны, других оказалось возможным заменить компьютерами. Те работы, которые не могли быть перемещены за границу или которые требовали непосредственного присутствия человека, например, для физического контакта с машинами или с материалами, остались. Такие работы, которые как раз необходимы в местах скопления большого количества людей и связаны с их обслуживанием, например лифтовое хозяйство.

А вот еще одна ошибка прогнозистов. В начале 90-х годов думали, что крупными центрами США станут города, где расположена индустрия средств массовой информации. Но жизнь показала, что победителем оказался Манхэттен, где плотность населения наиболее благоприятствует контактам между людьми. Живые, прямые и разнообразные деловые контакты между людьми оказались наиболее сильным фактором, удерживающим их в крупных городах, и эта мощная тенденция, видимо, сохранится и в будущем, несмотря на все проблемы больших городов и успехи развития средств коммуникаций. Сегодня в Манхэттене говорят уже о 200-этажных зданиях, и, видимо, концентрация и рост ввысь крупных городов продолжится.

Девальвация высшего образования

Еще в начале 90-х годов в США верили, что образование - ключ экономического успеха. Диплом об окончании колледжа и последующее продолжение образования было важным для тех, кто хотел получить престижную работу аналитиков. Но компьютеры были искуснее в обработке информации - и это одно из несчастий, которые они принесли. Более того, обработка символов легко может начинаться в одном месте, продолжаться в другом, а завершаться в третьем. Поэтому много рабочих мест, требующих диплома об окончании колледжа, исчезло. А другие работы могут выполняться любым интеллигентным человеком, независимо от того, изучал ли он мировую литературу или нет.

Эта тенденция вполне обозначилась в 1996 году. Даже ранее, богатейшему человеку Америки - Биллу Гейтсу, не прошедшему по конкурсу в колледж, не потребовалось высокого образования, чтобы создать крупнейшую в мире компанию.

Или возьмем панику, возникшую в Америке к 1996 году. Экономисты быстро оценили, что по историческим стандартам количество американцев, потерявших работу в 90-х годах, было не слишком большим. Новостью стало то, что было уволено большое количество работников, закончивших колледжи, в то время как требовались опытные операторы различных машин и другие рабочие. Это должно стать сигналом к тому, что время сверхвысоких заработков людей с высшим образованием заканчивается. Но никто пока этому не придает значения. Зачем студенту тратить четыре года жизни на обучение в колледже (и несколько лет на последующее образование) для получения академических степеней, если можно потратить от 6 до 12 месяцев на профессиональное обучение (на медсестер, плотников, управляющих домами и т. д.) и получать за работу столько же, если не больше, чем человек со степенью?

Поэтому прием в колледжи и университеты по сравнению с пиком в середине века сократился в Америке почти на треть. Престижные университеты справились с этой ситуацией, возвратившись к той роли, которую они играли когда-то в обществе. Гарвардский, например, стал, как и в ХІХ веке, больше социальным, чем учебным заведением, т. е. местом обучения детей из богатых семей с высоким социальным положением.

Рекламирование

Эту сильную тенденцию подметили проницательные прогнозисты, хотя большинство людей все еще недооценивает ее. В то время как идеологи бизнеса говорят о приоритете творчества и изобретений перед простым производством, растущая легкость, с которой информация передается и воспроизводится, все больше затрудняет истинным творцам получение выгоды от своих творений.

Если вы создали изумительную программу, любой на следующий же день может получить ее копию через Интернет или другую сеть. Если вы записали чудесный концерт, контрабандный компакт-диск будет уже на следующей неделе продаваться в Шанхае. Если вы создали превосходный фильм, высококачественную видеокассету с ним уже в следующем месяце можно будет купить в Мехико. Но как самим создателям всего лучшего и нового можно получить деньги за свой труд? Ответ давно известен: создателям не остается ничего другого, как самим зарабатывать деньги, продавая что-либо еще.

Создатели автомобилей являются спонсорами больших автогонок, чтобы рекламировать машины. Производители компьютеров теперь спонсируют разработчиков программы, чтобы придать привлекательный вид их аппаратуре. То же самое относится и к отдельным личностям. Доходы от записей прекрасных певцов удивительно малы, и эти записи служат лишь рекламой их концертов. Поклонники, посещающие их концерты, не ценят музыки (они могли бы лучше ее оценить, сидя дома), а хотят просто видеть своих идолов.

К счастью, та же самая технология, которая позволяет наживать капиталы на знаниях, создает много возможностей для рекламирования. 500-канальный ТВ-мир позволяет совместить огромное количество субкультур со своими героями и персонажами, что дает возможность рекламирования талантов и знаменитостей. Но для большинства творческих людей, особенно молодых, рекламирование недоступно.

В прошлом веке образованность была более или менее достаточна для жизни. Теперь если вы хотите посвятить себя интеллектуальному труду, у вас есть три возможности: быть богатым, сделать такой труд своим хобби или, подобно многим ученым XIX века, пытаться зарабатывать деньги и поддерживать свою научную репутацию, читая лекции.

Очевидно, перечисленные тенденции не могут быть полными и единственными, и потому будущее обязательно сулит неожиданности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме