Эдуард Ставицкий: «Либерализация отношений государства с недропользователем будет означать приток новых инвестиций в отрасль»

Поделиться
В декабре 2010-го Эдуард Ставицкий, во второй раз возглавивший госкомпанию «Надра Украины», в интервью «Зеркалу недели» рассказывал о планах этой компании и возможностях урегулировать накопившиеся не только геологические, но и «человеческие» конфликты.

В декабре 2010-го Эдуард Ставицкий, во второй раз возглавивший госкомпанию «Надра Украины», в интервью «Зеркалу недели» рассказывал о планах этой компании и возможностях урегулировать накопившиеся не только геологические, но и «человеческие» конфликты. Сегодня он уже возглавляет Государственную службу геологии и недр Украины (Госгеонедра). Планов стало еще больше. А как насчет ответственности? Обо всем этом - сегодняшний разговор с Эдуардом СТАВИЦКИМ.

- Эдуард Анатольевич, Государственная служба геологии и недр Украины (Госгеонедра) наконец-то получила правила игры - положение о Госгеонедрах президент утвердил указом 6 апреля 2011 года (№391/2011). Не суть важно, что большинство узнало об этом значимом для отрасли событии неделю спустя, - служба создана не с нуля. По крайней мере, теперь понятно, к кому обращаться. И, надеюсь, не за тем, чтобы скупить недра «по дешевке». Но все же: что это означает, в том числе для вас лично как главы ведомства? «Служить бы рад, прислуживаться...»?

- Зря вы так иронично-классичны. Если без пафоса: для меня это - еще большая ответственность. Что же касается создания Государственной службы геологии и недр Украины и, главное, положения о ее работе - это большой шаг вперед. Для всех нас.

Во-первых, таким образом упрощена сама система управления геологической отраслью. Во-вторых, заложены основы для выстраивания вертикали управления в ней. В-третьих, и это главное, - предусмотрена либерализация отношений государства с недропользователем.

Разумеется, и до создания Госслужбы геологии и недр работала государственная служба геологи как госорган. Но бюрократии было более чем. Например, хотя бы в том, что касается назначения руководителей органов госгеологичесчих предприятий. Теперь, согласно положению о Госгеонедрах, все они переходят в подчинение нашей службы. Разумеется, назначение каждой кандидатуры согласовывается с министром, но сделать это будет гораздо проще, чем когда нечистый на руку чиновник считал своим долгом как минимум «затянуть согласование». Теперь, надеюсь, такого не будет.

Что касается либерализации. Мы разрабатываем новый порядок выдачи лицензий на недропользование согласно новому положению «О Государственной службе о геологии и недрах Украины». Это позволит упростить и упорядочить взаимоотношения между геологической службой, министерством и пользователями недр Украины. И, надеюсь, это упростит задачу для нынешних и потенциальных инвесторов. Мы намерены ввести сквозной порядок согласования всех законодательно установленных документов и нормативов.

- Расскажите, пожалуйста, популярно: что значит «сквозной порядок»?

- Пожалуйста. Раньше порядок проведения аукционов и выдачи лицензий предусматривал массу министерских (и не только) согласований. Ежегодно. Таким образом процесс как получения, так и продления лицензии на недропользование затягивался на три-четыре месяца. Ежегодно. То есть затягивался процесс заключения контрактов между заказчиком и исполнителем (поставщиками услуг, оборудования и т.д.).

Теперь же мы можем вносить поправки. Но это кардинально повлияет на производственный процесс. И позволит власти и бизнесу оперативно взаимодействовать на всех уровнях.

Кроме того, раньше предприниматели-недропользователи уплачивали налог в специальный фонд геологоразведочных работ. Сегодня - в госбюджет. И если раньше, скажем, такие масштабные недропользователи, как НАК «Нафтогаз Украины», могли позволить себе проводить так называемые внутренние взаимозачеты (на огромные суммы!), то сегодня это становится невозможным. Теперь такие расходы вносятся в декларацию. Это дает возможность и бюджет пополнять своевременно, и рассчитывать на своевременное выделение бюджетных средств на геологоразведочные работы. В этом году, в силу объективных причин (тем более после принятия бюджета), сложно будет что-то изменить. Надеюсь, в будущем таких проблем не возникнет.

Кроме того, мы надеемся на принятие парламентом закона о развитии геологической отрасли Украины до 2030 года, который принят в первом чтении и повторно прошел «жернова» комитетов.

- А как же НАК «Надра Украины», которую вы снова возглавили в декабре 2010-го - «залишили напризволяще»?!

- Ни в коем случае. Более того, как глава Госгеонедр я ответственен, в том числе, и за эту компанию. Согласно положению о Государственной службе о геологии и недрах Украины она находится в нашем подчинении. Соответственно, в нашей сфере ответственности.

По указу президента мы переводим эту компанию в ведение Госгеонедр Украины. Так что я не имею права по долгу службы о ней забывать. Считаю, что приоритетных национальных компаний не может быть. Должен быть правильный подход к использованию недр. Одни должны разведывать, другие - вести добычу. Или заниматься этими видами лицензируемой государством деятельности совместно. Форма такого сотрудничества в каждом конкретном случае определяется отдельно. Мы на эту тему говорили с министром энергетики и угольной промышленности, найден общий язык в этом плане. Подковерной борьбы никакой не будет между министерствами и ведомствами. Приоритет - национальные компании, основной приоритет, особенно в нефтегазодобыче в этом году. И привлечение серьезных инвесторов. Раздачи подарков не будет - это точно! Можете ловить на слове.

- Тогда вы точно знаете, сколько же бюджет Украины получил дивидендов от деятельности «Надр Украины» в прошлом году? Случилось ли это, как вы обещали, впервые?

- Да, я сдержал свое обещание (см. «ЗН»№45 от 4 декабря 2010 года - А.Е.). По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год НАК «Надра Украины» получено 5012,0 тыс. грн. чистой прибыли.

Основные показатели хозяйственной и финансовой деятельности НАК «Надра Украины» по состоянию на 31.12.2010 г. следующие (тыс. грн.):

- необоротные активы - 899 330;

- оборотные активы - 214 304;

- денежные средства и их эквиваленты - 6 037;

- текущие обязательства - 128 001;

- дебиторская задолженность - 64 956;

- кредиторская задолженность - 124 959.

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - 180 519 тыс. грн.; чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - 148 327 тыс. грн.; себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) - 130 612 тыс. грн.

- Что теперь вы как глава Госгеонедр расскажете об участи Сахалинского газоконденсатного месторождения?

- На данный момент проведены переговоры с лицензиатом, в ходе которых достигнуто стратегическое взаимопонимание о долгосрочном сотрудничестве. Начались геологические работы, проводимые НАК «Надра Украины». После геологических исследований будет приниматься решение о конкретных шагах, чтобы в дальнейшем восстановить добычу одним из региональных структурных подразделений НАКа.

- «Мы готовы предложить морской шельф, а также добычу из других источников, например метана из угольных пластов», - заявил 12 апреля после встречи с российским премьером В.Путиным премьер-министр Украины Н.Азаров, говоря о возможности создания украинско-российских совместных предприятий. Так пообещал Азаров Путину украинский шельф или нет?

- Украине интересны все серьезные компании, которые готовы не только разрабатывать, но и инвестировать в разработку украинской части шельфа Черного моря. В том числе и российские. А насчет, как вы говорите, «пообещал»…

- Это не я сказала, это цитата. Отсюда и вопрос: так пообещал Азаров Путину украинский шельф или нет? И почему речь идет только о российских компаниях? Зачем же сразу настолько сужать рамки потенциального выбора для Украины?

- Как вы знаете, Николай Янович возглавляет комиссию по выдаче разрешений (лицензий) на доступ к стратегическим месторождениям. Не думаю, что он мог вот так запросто «пообещать». Поясню. Николай Янович, помимо того, что он премьер-министр Украины, как вы знаете, по образованию геофизик и разбирается в этой теме получше нас с вами.

- И он еще не забыл о своем первом образовании и не растерял тех знаний?

- Действительно не забыл ничего, знает весь процесс и чем все должно закончиться. Дискуссий быть не может. Из тех интервью или обрывков фраз, которые звучали в СМИ, следует, что государство дает возможность российским инвесторам участвовать в разработке украинской части Черноморского шельфа. Это говорит о том, что мы открыты. И ни в коем случае не говорит: этим дал, а этим не дал. Это звучало как предложение и приглашение поучаствовать в разработке.

- Я с ними знаком. Что же касается комментария. Смотрите, в табл. 2 есть данные, что мы располагаем запасами сланцевого газа в объеме около 42 трлн. куб. футов (кубический фут равен примерно 0,028 кубометра). Мне бы очень хотелось, чтобы это было именно так. Как минимум. Но согласно нашей информации, предполагаем, что запасы составляют приблизительно 25-30 трлн. И это оптимистические цифры. Хочу, чтобы было больше. Но если будет хотя бы то, что я вам назвал, это обеспечит нашу страну на ближайшие 150 лет с учетом развития экономики в мировом масштабе. И даже позволит экспортировать с учетом развивающихся энергосберегающих технологий. Из этой же таблицы следует, что Польше «дают на запас» 187 трлн. Но все-таки у нас, скорее всего, перспективы добычи сланцевого газа выше. Особенно если учитывать, что в отношении Украины все эксперты и специалисты - при всем их прагматизме - более оптимистичны: у нас эффективность вложения инвестиций в данном сегменте энергорынка вызывает большее доверие. Хотелось бы, чтобы никто не обманулся в своих ожиданиях.

- А как насчет «обманываться рад…» в смысле ожиданий? И критики оппонентов?

- Некоторые страны крайне не заинтересованы в увеличении добычи энергоносителей в Украине. Поэтому мы еще не раз будем сталкиваться с такого рода информацией. Но я убежден: лучше уж мы будем добывать по 200 долл. тысячу кубометров газа, нежели за те же 200 долл. импортировать. Даже при одинаковой цене закупки-добычи в первом случае мы развиваем свою экономику, платим налоги в бюджет своей страны и люди здесь получают зарплату, а не просто отдаем средства кому-то «в стабилизационный фонд».

P.S. Когда эта статья уже была сверстана, стало известно, что Верховная Рада Украины утвердила общегосударственную программу развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года. За соответствующий закон проголосовали 247 народных депутатов.

Цель программы - обеспечение нужд национальной экономики в минеральных ресурсах за счет собственной добычи, уменьшение зависимости Украины от импорта минеральных ресурсов, а также увеличение экспортного потенциала страны за счет собственной добычи полезных ископаемых. В ближайшее время этот документ будет подан на подпись президенту Украины.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме