Две стороны одной «газовой» внетендерной медали

13 апреля, 2012, 15:04 Распечатать

Дорогу на рынок газа Украины с подачи министра Бойко парламентарии освободили. Для кого?

© Фото пресс-службы "Укртрансгаза"

Формально к инициатору уже принятых Верховной Радой Украины поправок к Закону «Об осуществлении государственных закупок» не должно быть претензий. Накануне глава Минэнергоугольпрома Юрий Бойко кратко, но четко сообщил: «Этим законопроектом мы приводим закупки газа на спотовом рынке в соответствие с европейской практикой». Заметим — на спотовом рынке. В общем, сие есть правда.

Но это только одна сторона медали. Судите сами: в принятом ВР законе (а точнее, в поправках к нему) — ни слова о спотовом рынке. Минэнерго как инициатор этих поправок о выведении газа из процедуры госзакупок и упрощении таким образом процедур и участия украинских компаний (уполномоченных Кабмином, пока официально это «Нафтогаз» и его подразделения) в спотовой торговле газом упомянул только в пояснительной записке к тогда еще законопроекту №10305. И изменили-то всего одну статью — вторую. И добавили-то всего один абзац. Но как после этого может измениться ситуация на рынке газа Украины, даже трудно себе представить!..

Цель указанных поправок заключается в том, чтобы исключить применение закона о госзакупках к случаям (и, соответственно, вывести из-под сферы процедур госзакупок случаи), когда предметом закупки являются (далее по тексту законопроекта) «природный газ; услуги по его транспортировке (в том числе перемещению, фрахтованию, страхованию, сливу/наливу, инспекции количества и качества), распределению, поставкам, хранению; финансовые инструменты, операции с деривативами и управление рисками, финансовые услуги, услуги бирж, аукционов, систем электронных торгов и другие услуги, которые применяются в международной торговой и финансовой практике при закупке и реализации природного газа, закупка которых осуществляется субъектом, уполномоченным Кабинетом министров Украины на формирование ресурса природного газа для потребителей Украины, в том числе для нужд населения».

Анализ принятого ВР закона позволяет сделать два главных вывода.

1. Использование в тексте закона ссылок на такие инструменты, как деривативы, биржи, электронные торги, международная торговая и финансовая практика при закупке и реализации природного газа, может свидетельствовать о том, что этот закон призван обеспечить участие «Нафтогаза» или его дочерних компаний в торговле природным газом на международных энергорынках (поскольку перечисленные инструменты не используются при закупке газа у «Газпрома» или при реализации газа на внутреннем рынке Украины). В частности, речь может идти о создании необходимых правовых предпосылок для закупки «Нафтогазом» природного газа на спотовых рынках ЕС или у определенных европейских компаний. В таком случае процедуры, предусмотренные законом о госзакупках, действительно не согласовываются с правилами функционирования спотовых газовых рынков или, как минимум, значительно усложняют выход на такие рынки «Нафтогаза». В частности, сложно представить, каким образом требования законодательства Украины по проведению госзакупок могут быть выполнены при осуществлении операций купли-продажи газа на европейских хабах с использованием системы электронных торгов.

Вместе с тем выход на международные энергорынки был бы более эффективным и действенным, если бы осуществлялся с газового рынка Украины, либерализованного согласно стандартам (газовым директивам) ЕС.

2. С другой стороны, функциональная направленность законодательных изменений (обеспечение выхода на международные энергорынки, в том числе путем заключения стандартизированных европейских форм договоров купли-продажи газа) зафиксирована лишь в объяснительной записке к законопроекту №10305. В самом же тексте закона не содержатся положения, которые бы ограничивали сферу действия предлагаемых изменений куплей-продажей газа на международных энергетических рынках.

С формально-юридической точки зрения внесенные поправки выводят из сферы действия закона о госзакупках операции по купле-продаже природного газа и операции по его транспортировке на внутреннем рынке Украины (например, операции по закупке природного газа органами государственной и коммунальной власти, государственными и коммунальными предприятиями). Является ли это также одной из целей законопроекта (вместе с обеспечением выхода на международные энергорынки)?

Прямого ответа на этот вопрос пока нет. И не только у редакции ZN.UA и опрошенных нами участников рынка газа. Но есть факты, свидетельствующие о том, что некоторые государственные и коммунальные учреждения, даже больницы, на тендерах в начале года закупили газ (на 2012-й) и по 700 долл. за тысячу кубометров. То есть процесс «разгосударствления» внутреннего рынка газа Украины уже начат, давно. Похоже, теперь только узаконивается существующее положение, при котором облгазы (большей частью принадлежащие или контролируемые Д.Фирташем) и предприятия теплокоммунэнерго диктуют правила (и цены) украинским газопотребителям.

Слабым утешением пока остаются требования НКРЭ к поставщикам газа (тем же облгазам) по регулируемому тарифу. Но что будет делать НКРЭ, если облгазы и ТКЭ предъявят в качестве обоснования повышения цены для населения, тех же коммунальных предприятий и бюджетных организаций контракты с закупочной ценой в 700 долл. и выше? Перенести такую баснословную разницу на бюджет — полбеды. Беда в том, что таким образом автоматически будет запущен механизм тотального роста цен, причем на все. И на это уже никаких бюджетных дотаций не найдется. Да и всего бюджета страны не хватит.

Ведь, по сути, речь пойдет уже не просто об удорожании газа для населения, ТКЭ и бюджетников. Все дело в том, что прибыль от этого получат только газовладельцы и поставщики, которые вот-вот официально станут частными. Вы думаете, их интересует государственное бюджетообразование?!

ZN.UA давно говорит о несоответствии реальных цен на газ и тех, которые мы платим. Но кому и за что мы теперь будем платить по газовым счетам? Газ, добываемый в Украине в основном предприятиями ДК «Укргаздобыча», согласно новому закону, теперь может «обойти» тендеры о госзакупках и попасть в наши дома с другим «паспортом». И далеко не по цене себестоимости в 420 грн. И до этого был вопрос: куда и кому поставляют газ, добываемый в Украине? Похоже, теперь он становится абстрактным. Ведь «Нафтогаз» уже давно игнорирует все вопросы, в том числе и о газодобыче, и о газовом балансе. В.Янукович при этом продолжает твердить, что цена на газ для населения повышаться не будет. И, видимо, забывает уточнить — максимум до выборов.

Поставщики газа, облгазы, может, до выборов и потерпят. Их к тому времени скупят «на корню» Д.Фирташ со товарищи и «Газпром». А то зачем бы еще в феврале текущего года российская сторона в качестве своих желаемых требований для подписания (в целом неравноответственного) межправительственного соглашения, кроме права на украинские ГТС и ПХГ, потребовала в собственность двустороннего СП («Газпрома» и «Нафтогаза») акции украинских предприятий по «газоснабжению и газораспределению», т.е. обл- и горгазов? Скажете, что «Нафтогаз» акции облгазов передает ФГИ для последующей приватизации? Точно, а в мае ФГИ намерен выставить облгазы на продажу. А уж кто их купит — Фирташ или «Газпром», для газопотребителей разница небольшая.

Перечень желаемых «Газпромом» акций облгазов впечатляет. И свидетельствует о намерении взять под полный контроль внутренний рынок газа Украины, который и рынком-то еще не успел стать. «Газпром» хочет получить (докупить?) акции 48 обл- и горгазов…

Как-то все совпадает по времени. И логичное повышение цен на газ для населения, и нелогичное выведение из-под госконтроля газообеспечения населения и бюджетников. И упрощение выхода «Нафтогаза» на спотовый рынок, и требование «Газпрома» получить контроль над рынком газа Украины. И принятие 13 апреля парламентариями поправок к Закону «О трубопроводном транспорте».

Спрашивается: зачем «Нафтогазу» (или другим уполномоченным Кабмином компаниям) диверсифицировать газопоставки в Украину, если в самой Украине газораспределительные сети обл- и горгазов перейдут (прямо или опосредованно) под монопольный контроль российского «Газпрома»? Который, к тому же, согласно новому закону может получить право поставок своего газа, по своим ценам в каждый украинский дом, квартиру, школу, больницу…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно