ДВАДЦАТЬ ПРОЦЕНТОВ НА ОБОЧИНЕ

Поделиться
Сегодня, пожалуй, никто не скажет, кому принадлежат крылатые слова: «Стройке бывает начало, но не бывает конца»...

Сегодня, пожалуй, никто не скажет, кому принадлежат крылатые слова: «Стройке бывает начало, но не бывает конца». Однако так ли это? Даже люди, отдавшие строительству десятки лет жизни, осторожничают, уходят от однозначного ответа. Мол, это как посмотреть — если в масштабах глобальных, в целом, то, конечно, конца-краю стройке не бывает. Другое дело, если речь идет о конкретном объекте. Но даже при этом порой создается впечатление, что работе не будет конца: недоделки, переделки, просчеты проектировщиков, капризы, требования заказчиков… Слишком уж хлопотное это дело.

О конкретном объекте

Центральный автовокзал на Московской площади Киева украшением столицы не назовешь. Неказистое сооружение, не отвечающее веяниям времени, запросам пассажиров, построено вроде не «в том месте»… Значит, нужен новый автовокзал. И 16 февраля 1976 года Киевский горисполком вынес решение №123/22 о выделении Министерству автомобильного транспорта УССР земельного участка для строительства автовокзала в Московском районе, на Большой окружной дороге. Участок, шесть гектаров, отвели за счет территории совхоза «Декоративное садоводство «Теремки» производственного управления предприятий «Киевзеленстрой». Автотранспортников обязали выполнить условия застройки земельного участка, указанные в архитектурно-плановом задании ГлавАПУ Киевского горисполкома. При этом было отменено решение исполкома горсовета от 16 октября 1972 года о передаче Минавтотрансу участка земли для строительства автовокзала по улице Академика Заболотного. И в июле 1988 года работы по возведению вокзального комплекса начались.

«Теремки», как назвали свое детище автомобилисты, — объект не из ординарных: пропускная способность автовокзала — 12,7 тыс. человек в сутки, сметная стоимость (в ценах 1984 года) — 3812 тысяч рублей. Строители вокзала видели перспективу столь же четкую, как пролегающая рядом Окружная дорога. Казалось, все рассчитано и предусмотрено. Уже через 42 месяца комплекс должен был принять первых пассажиров…

Первая неприятность пришла откуда совсем не ждали: восстали жители близлежащего микрорайона, усмотрев в будущем автовокзале мощный источник загрязнения окружающей среды. Их поддержали некоторые общественные организации, особенно «зеленые». Началось противостояние, в котором никто не хотел уступать. Автомобилисты провели независимую экспертизу, доказывали протестующим, что такие комплексы на Западе есть, и находятся они в черте многих городов. Однако, как говорится, нашла коса на камень. Сессия Московского райисполкома наконец вынесла вердикт: строительство прекратить.

В декабре 1989 года на объекте воцарилась тишина. И теперь проезжающие по Окружной дорого видят в поле, вблизи трассы то, что обещало быть современным комплексом, — железобетонные колонны, следы кирпичной кладки… Правда, в 1992 году на объект снова пришли строители — представитель Президента Украины в Киеве подписал распоряжение №804 о возобновлении строительства. Однако через год работы пришлось свернуть: были исчерпаны средства. На произвол судьбы объект был оставлен, как сказано в одном из документов, в стадии 20-процентной готовности…

Автотранспортники и теперь считают, что виной всему — протесты жителей микрорайона. Не будь этого противостояния — вокзал был бы уже построен. И ведь протестовали «оппоненты» зря: между жилыми домами и будущим вокзалом — значительное расстояние, полоса отвода в несколько сотен метров… Хотя, положа руку на сердце, трудно сказать, нужен ли Киеву этот автовокзал или нет. Ведь, оказывается, с Центрального автовокзала, на Московской площади, отправляются один-два автобуса в час. Это, утверждают автотранспортники, очень мало. Перевозки ведутся в северном, южном, восточном и западном направлениях. Наиболее напряженный участок — черниговский, где количество маршрутов — 18, а рейсов — 37. В 1998 году пассажиропоток на этом направлении составил 292,4 тысячи человек. К тому же в Киеве есть еще шесть автостанций для межрайонных перевозок — две в южном и по одной — юго-западном, юго-восточном, западном, северо-восточном направлениях.

Итак, те двадцать процентов на обочине Окружной дороги никому не нужны? Их и впредь будут обдувать ветры и омывать дожди?

Утверждать так — все равно что разбить часы, пытаясь остановить время. Ведь Киев имеет статус европейской столицы, в Украине создается единая система автомобильного сервиса, которая должна отвечать международным требованиям. На основных автомагистралях страны созданы и эффективно работают десятки пунктов автомобильного сервиса, ряд их — в стадии строительства. Там есть все условия для технического обслуживания автотранспортных средств, их заправки, отдыха, питания водителей. Перечень этих услуг широк — от 7 до 32. Украина устремляется в международную транспортную систему, потому следует создать современные пункты автомобильного сервиса на въездах в ее столицу из Овруча, Ковеля, Житомира, Одессы, Днепропетровска, Харькова, Чернигова, отвечающие требованиям Европейского содружества. Пока этот сервис, можно сказать, далек от нужного уровня.

Однако утверждать, что правительство, городская мэрия, автомобилисты сидят сложа руки, как говорится, язык не повернется. Они не ждут, что все образуется само собой. Скажем, еще 18 августа 1994 года Кабинет министров своим постановлением №567 утвердил мероприятия с целью создания безопасных условий для междугородных и международных перевозок автотранспортом. Тем самым была поставлена задача для многих ведомств, областных и городских властей, министерств — транспорта, внутренних дел, связи, правительства Крыма, облисполкомов, Киевского и Севастопольского горисполкомов… В постановлении, в частности, есть пункт, где сказано, что Министерству связи совместно с Госавтоинспекцией МВД, с привлечением субъектов предпринимательской деятельности следует разработать программу последовательного обустройства дорог государственного значения системами мобильной связи, предусмотреть создание линий оперативной связи «Водитель—Госавтоинспекция», «Водитель — техническая помощь», «Водитель — скорая медицинская помощь». Не оставлены без внимания также автоматические информаторы водителей о состоянии дорог, устройство такой связи на постах ГАИ, в ее подразделениях, пунктах техпомощи, на охраняемых стоянках автотранспорта, объектах сервиса и в дорожных организациях на участках проезда. Для выполнения этой работы устанавливались сжатые сроки — до 1 октября 1994 года…

Естественно, взоры создателей европейского сервиса для международных автоперевозчиков не могли не обратиться к недостроенному вокзалу «Теремки»: вот где можно создать сервис европейского уровня для автомобилистов! Достаточно лишь согласовать-утрясти некоторые аспекты и — за работу! Министерство транспорта и украинское государственное предприятие «Укринтертрансавтосервис» в начале 1998 года направили в Фонд госимущества письма с просьбой исключить недостроенный автовокзал «Теремки» из перечня объектов незавершенного строительства, которые находятся в государственной форме собственности и подлежат приватизации. Фонд просьбы удовлетворил, не возражал также против решения Минтранса передать объект на баланс «Укринтертрансавтосервиса» с целью достройки для развития собственной материальной базы за счет своего фонда и привлечения инвестиций. А в мае 1998-го Минтранс приказал дирекции по строительству предприятий Киевского ТПО автотранспорта передать на баланс «Укринтеравтосервиса» (так это предприятие названо в приказе. — М.Т.) незавершенное строительство автовокзала «Теремки». «Сервисники», получив объект, лелеяли надежду на развитие и реконструкцию собственной производственной базы не только ради ведомственных интересов. Перспектива была четко обозначена в решении Кабмина Украины: создать безопасные условия для междугородных и международных автотранспортных перевозок и выполнить первоочередные мероприятия по созданию национальной сети международных транспортных коридоров.

Процесс пошел, но ненадолго

Опираясь на реальную правовую базу — Закон о столице Украины, Министерство транспорта вносит согласованное предложение: на объекте незавершенного строительства автовокзала «Теремки» может быть создан международный автопорт, отвечающий всем европейским стандартам и требованиям. Часть его будет использоваться как автовокзал для международных перевозок пассажиров в страны Западной Европы, Балтии и России. Другая часть автопорта станет пунктом автомобильного сервиса для обслуживания международных автоперевозчиков. Соответственно будет создана система таможенного и паспортного контроля, о чем уже договорено с пограничниками и таможней, медицинского обслуживания, питания, гостиничного сервиса, связи… Такой автопорт может решить много проблем автоперевозок, будет прибыльным не только для столицы, но и для государства в целом.

Некоторые из автотранспортников и вовсе размечтались: мол, а почему бы на «Теремках», когда завершится создание этого комплекса, не организовать пункт проката автомашин? Приехал бизнесмен, скажем, из Парижа, арендовал машину — и ее немедля подали, образно говоря, к самому крылечку. Действительно, а разве не пора? Но прежде чем говорить о прокате, предстоит решить многие более принципиальные вопросы. И главный: что будет со строительством на сей раз?

Возражений против него вроде бы нет, но есть «мнения». Так, в одном из писем в ответ на просьбу разрешить перепрофилирование незавершенного строительства автовокзала сказано, например: «В соответствии с генеральным планом застройки Киева на Кольцевой дороге предусмотрено строительство автовокзала. Потому, как и раньше, есть необходимость строительства автовокзала южного направления с дальнейшим сносом автовокзала на Московской площади… Однако, учитывая, что в ближайшем будущем строительство автовокзала завершено не будет, Киевская городская администрация соглашается на окончание строительства сооружений автовокзала и использование его временно как сервисного центра, что даст возможность закончить строительство и в дальнейшем возвратиться к использованию его по целевому назначению, как автовокзала».

А вот строчки из письма в Минтранс: «…получено обращение Генерального консульства Республики Польша и руководства фирмы «Абсолют-Холдинг» о продаже указанной фирме незавершенного строительством объекта — автовокзала в районе Кольцевой дороги. Учитывая, что до настоящего времени так и не приняты меры для завершения строительства указанного объекта, просим вас… рассмотреть обращение Генкосульства и дать согласие на продажу недостроенного сооружения автовокзала «Теремки» фирме «Абсолют-Холдинг» для дальнейшего его перепрофилирования в многоостраслевой торговый центр».

Представьте себе, эта неординарная просьба кое-где нашла поддержку. Воистину, как в футболе: не забиваешь ты (в данном случае, не используешь) — забьют тебе…

А что же хозяин тех двадцати процентов, покоящихся на обочине Окружной дороги, — «Укринтеравтосервис»? Почему, получив объект и высокое «добро» на распоряжение им, до сих пор не воплощает в жизнь свою масштабную программу? Иссякло желание? Непосильна ноша или пусто в кассе? «Укринтеравтосервис» на это не жалуется. Это — организация самофинансирующаяся, как там утверждают. Хотя средств и не густо, однако освоить объемы смогли бы, в крайнем случае, по частям. Даже учитывая специфику объекта: почти десяток лет он не законсервирован, утеряна документация, некоторые колонны, когда-то смонтированные строителями, надо срезать, — упаси Бог, упадут, следует решить вопрос с коммуникациями, снабжением объекта водой, теплом, электричеством, газом, устройства подземного или эстакадного перехода через шоссе… Много чего украдено-унесено, пришло в негодность, объект был пристанищем для бомжей, мусорной свалкой. Словом, все надо начинать с нуля…

Почему же не начинают? На то есть весомые причины. Одна из них — городские власти надеются, что когда-нибудь да изыщуться средства для строительства именно автовокзала. Чтобы не пускаться в затяжные дискуссии, автосервисники согласны создать комплекс с учетом и таких намерений. Однако и здесь заминка: не выдано решение городских властей на перепрофилирование объекта и получение акта передачи земельного участка в постоянное пользование. Как этого требует земельное законодательство. Без этого начинать работы — дело рискованное: а вдруг придут люди с актом и потребуют убраться восвояси?.. В связи с перепрофилированием объекта нужен и другой, не менее важный документ, именуемый АПЗ (архитектурно-плановое задание). Без него не закажешь проектную документацию. Да, городские власти велели архитектурной службе столицы выдать АПЗ для пункта автосервиса. Однако архитекторам виднее: они заявили, что по генеральному плану застройки города там, на Окружной дороге, должен быть именно автовокзал и ничто другое…

И еще незадача: никто не возьмет на себя смелость сказать твердо и окончательно — нужен Киеву автовокзал или нет. По этому поводу минувшим летом планировалось даже специальное тематическое совещание на высоком уровне, да почему-то не состоялось…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме