Два месяца в бумажном плену

11 декабря, 2009, 15:52 Распечатать Выпуск №48, 11 декабря-18 декабря

Суд признал действия капитана Николаевского порта неправомерными и отменил распоряжение, запрещ...

Суд признал действия капитана Николаевского порта неправомерными и отменил распоряжение, запрещающее проход зерновоза Preventer к причалу «Нибулона»

«Сомалийские пираты»

Наблюдая за конфликтом в Николаевском порту (детально см. «ЗН» №42 от 31.10.2009 г. и №44 от 14.11.2009 г.), начинаешь понимать, что сомалийские пираты в подметки не годятся отечественным чиновникам и портовому начальству. Последним для задержки транзитного судна не нужно никакое оружие. Достаточно распоряжения капитана порта, чтобы огромное судно два месяца стояло на рейде. Ведь ответственности никакой, а за удовольствие от простоя заплатит частная компания «Нибулон» — демередж уже превысил 2,7 млн. долларов.

Доводы, ссылки на официальные документы, призывы к компромиссу не возымели действия. Preventer, сутки простоя которого обходятся в 45,5 тыс. долл., стоял неподвижно. Это пример «конструктивной» работы чиновничьего аппарата — не решить проблему, а, затянув дело, настоять на своем.

Терпение лопнуло

Чтобы доказать неправомерность действий капитана порта, «Нибулон» обратился в Николаевский окружной админсуд. Освобождали судно из плена шесть судебных заседаний, 90% времени которых посвятили рассмотрению ходатайств порта, некоторые из которых умудрились подавать по два-три раза.

Чего только ни придумывали представители порта, чтобы затянуть процесс. Пытались даже привлечь к рассмотрению дела индийского собственника Preventer. Если бы иностранный представитель был привлечен к процессу, то по закону он мог бы приехать в течение полугода, на такой же срок переносилось бы каждое последующее заседание.

На судебных заседаниях представители порта особо не стеснялись.

«Для нас было весьма удивительно слышать от заместителя начальника Николаевского морского торгового порта (НМТП) Новохатского довольно резкую критику в адрес главы государства, поскольку, по его мнению, тот не в праве направлять в Минтранс, Генпрокуратуру, СБУ, обращения касающиеся прохода судна к нашему причалу и правовой оценки действий должностных лиц, в том числе порта», — отметил представитель «Нибулона» в суде Андрей Васильев. Выходит, портовики дают понять, что им высшая государственная власть нипочем — они хозяева жизни.

Ответчик покинул зал судебного заседания

Когда иссякли домашние заготовки, ретировался не только представитель ответчика, но и третьи лица, включая представителя Минтранса. И сделали это по команде Василия Капацыны, начальника НМТП, в подтверждение того, что Минтрансом руководят из Николаева.

Правда, сорвать заседание не удалось. Представители порта и третьи стороны к тому времени уже предоставили достаточное количество письменных объяснений по делу, изложили свою позицию, оправдывая такое свое поведение, поэтому суд смог вынести решение и без бунтовщиков.

Коллегия судей признала: неправомерными действия капитана НМТП Павла Рябчикова, который отказался предоставить разрешение на лоцманское проведение судна Preventer к причалу ООО СП «Нибулон», и отменила распоряжение капитана НМТП от 16.10.2009 г. №45/2009.

По моему хотению…

Заплатив более 500 тыс. долл. штрафов только за срыв сроков контракта и имея на руках решение суда, в «Нибулоне» сомневаются в законопослушности руководства порта.

— Они действуют как сомалийские пираты, только в условиях экономики Украины, — говорит генеральный директор «Нибулона» Герой Украины Алексей Вадатурский. — Суд не просто доказал, что капитан незаконно блокировал проход судна. Стало ясно, что «заправляет» ситуацией начальник НМТП Василий Капацына. По его команде пытались сорвать судебное заседание и был устроен демарш. Больше всего удивляет уход представителя Минтранса. Он в этом судебном процессе должен представлять интересы В.Капацыны или государства? Это доказывает, что В.Капацына дезинформирует министерство и и.о. министра Василия Шевченко.

Пять лет «Нибулон» доказывал, что в интересах всего государства надо незамедлительно провести дноуглубительные работы в Бугско-Днепровском лиманском канале (БДЛК). А в результате руководство порта, ответственное за состояние канала, утверждает, что судно, направляющееся к причалу «Нибулона», из-за своих габаритов не может даже зайти в канал, который якобы заилился. Хотя порт регулярно получает средства от портовых и других сборов для поддержания канала в судоходном состоянии. Только от хоздеятельности «Нибулона» эта сумма составила более 45 млн. долл. Но портовики три года ничего не делали сами и не давали делать «Нибулону», который предлагал финансовую помощь в решении вопроса.

— Однако мы одержали первую и очень серьезную победу, — говорит Алексей Вадатурский. — Мы таки заставили порт начать проведение дноуглубительных работ в районе первого колена БДЛК. И мы добьемся того, что дноуглубительные работы будут проведены и возле причала нашего предприятия.

И во льдах, и в зимнее время

С возмущением наблюдает за спором между портом и «Нибулоном» экс-капитан Черноморского судостроительного завода Николай Деркач. Он не понимает, почему по проторенной им дорожке для авианосцев не пускают теплоход Preventer (длина — 227 м, ширина —32 м). Ведь «Нибулон» использует причал ЧСЗ, который проектировался под крупные крейсеры-авианосцы на 100 м длиннее Preventer.

Николай Деркач проводил крейсеры более 20 раз. Присутствовал и при выводе легендарного крейсера «Варяг». Ничего особенного для проводки не требовалось, суда сопровождали всего двумя буксирами.

— Я выводил авианосцы шириной 66 м, длиной по ватерлинии 270 м и с осадкой 9,2 м. Заводили-выводили и во льдах, и в зимнее время. Главное — в светлое время суток. Оговаривалось, что ветер должен быть не больше
3 м/сек, но, как правило, приходится работать при 6—8 м/сек. Обычно я ходил со скоростью 8—9 узлов. Можно было и быстрее, но буксиры за нами не поспевали…

***

«Нибулон» защищает права частного бизнеса, он не посягает на чью-то собственность, как это делают его оппоненты. Компанию поддерживает президент Украины, народные депутаты, главы облгосадминистраций, мэр и жители Николаева. Чиновничья система круговой поруки себя бережет, поэтому Виктор Ющенко был вынужден поручить Генпрокуратуре и СБУ провести проверки и дать правовую оценку. Алексей Вадатурский уверен: проверки вскроют много серьезных недостатков в деятельности порта, о которых хорошо известно николаевцам.

Печально, но конфликт в Николаеве показал, что ни в Минтрансе, ни в правительстве никого не волнуют проблемы частного бизнеса. Оттуда не последовало ожидаемой здравой реакции, рациональных поручений или инициатив по урегулированию вопроса. Почему, спрашивают в «Нибулоне», руководство страны во всеуслышание заявляет о стратегии «власть и бизнес — партнеры», а на деле государственная машина пытается разрушить частный бизнес?

Выражая свою поддержку, гендиректор завода «Вадан Ярдс Океан», Герой Украины Николай Романчук сказал: «Мы перекроем что угодно и кому угодно. Не во имя политики, а во имя процветания бизнеса в Украине». На двух предприятиях, возглавляемых Героями Украины, работает 8 тыс. человек. Не хотелось бы, чтобы чиновники доводили ситуацию до крайности, проверяя готовность николаевцев к акциям протеста.

Комментарий

Алексей ВАДАТУРСКИЙ, генеральный директор ООО СП «Нибулон», Герой Украины

— Сегодня оснований для запрета захода судна нет. На примере панамского канала видно, что проходят любые суда, лишь бы канал был на несколько метров шире судна. В нашем случае ширина канала — 80 м, а ширина судна — 32 м, но городят непонятные требования, не учитывают 25 судозаходов авианосцев, которые почти на 100 м длиннее зерновоза. Чтобы этого не учитывать, нужно быть циничным человеком, свято выполняющим волю тех, кто стоит за ним и игнорирует законы.

Я уверен, в Украине найдутся соответствующие органы и структуры, которые, разобравшись в ситуации, привлекут виновных к ответственности. По-другому быть не может!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно