ДВА ФИНАНСОВЫХ УДАРА ПО КРЫМУ НА ВНЕОЧЕРЕДНОЙ СЕССИИ ВО ВТОРНИК ВЕРХОВНАЯ РАДА АВТОНОМИИ ВВЕЛА ДВА МЕСТНЫХ СБОРА ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ПОТЕРЬ БЮДЖЕТА

13 июня, 2003, 00:00 Распечатать

О крымских налоговых инициативах «Зеркало недели» в феврале-апреле рассказывало трижды. Еще зимой Верховная Рада Крыма приняла решение о введении четырех местных налогов в дополнение к уже существующим...

О крымских налоговых инициативах «Зеркало недели» в феврале-апреле рассказывало трижды. Еще зимой Верховная Рада Крыма приняла решение о введении четырех местных налогов в дополнение к уже существующим. Экспертиза в Минфине, Минэкономики, Минюсте и ГНАУ показала, что только два из них имеют право на практическую реализацию, и 28 мая 2003 года Кабинет министров Украины разрешил крымскому правительству ввести сбор на развитие рекреационного комплекса (курортный сбор) и сбор на развитие пассажирского электротранспорта. Идея ввести также сбор с владельцев недвижимого имущества и сбор с субъектов предпринимательской деятельности, которые работают в Крыму, но зарегистрированы за его пределами (прозванный в народе «налогом в 0,5 процента»), Киевом не поддержана.

Как оказалось, введение налоговых новшеств является для Крыма теперь уже вынужденной мерой. Бюджет-03 был рассчитан на получение за счет местных налогов до 80 млн. гривен, но в связи с решением Киева дать добро только на два налога эта цифра уменьшается до 10,5 млн. и надо вносить коррективы в уже запущенные программы. Кроме того, по Крыму наносятся как минимум два финансовых удара, ставящих бюджет автономии на грань срыва.

Дело в том, что один из крупнейших плательщиков акцизного сбора —компания по производству винно-водочных товаров «Союз-Виктан» — приняла решение сменить юридический адрес и регистрацию на Киев, где она, соответственно, и будет уплачивать все налоги. В результате в бюджете Крыма образуется дыра, залатать которую чрезвычайно трудно. На 2003 год запланировано получить в бюджет 223,6 млн. гривен акцизного сбора, 70—80 процентов которого приходилось на «Союз-Виктан». Уже в 2002-м поступления по этой статье в бюджет Крыма снизились по сравнению с предыдущим годом на 22,3 процента из-за спада производства в этой компании.

А что теперь?

— Это совершенно рабочая ситуация. Мы уже обращаемся в бюджетный комитет Верховной Рады Украины, — сказал журналистам председатель планово-бюджетной комиссии Верховной Рады Андрей Припутников.

По его словам, в случае, если «Союз-Виктан» зарегистрирует юридическое лицо и получит свидетельство плательщика акциза в Киеве, крымский парламент будет просить бюджетный комитет «внести изменения в госбюджет Украины на 2003 год по выделению Крыму дотации, чтобы компенсировать выпавшую часть доходов».

А теперь о втором финансовом ударе. Как заявил на внеочередной сессии председатель Верховной Рады Крыма Борис Дейч, «после того как Верховная Рада Украины исключила из перечня налогов Украины специальный торговый патент, Крым может недополучить до 11 млн. гривен бюджетных доходов». «Времени на раскачку у нас нет», — обратился спикер к депутатам и главам регионов, призывая осознать «всю серьезность» вопроса о введении в автономии сбора на развитие рекреационного комплекса (с отдыхающих) и на развитие пассажирского электротранспорта (с водителей такси, маршруток и автобусов).

Что же собой представляют новые сборы? Во вторник Верховная Рада АРК утвердила новую редакцию положения «О сборе на развитие рекреационного комплекса в АРК». Итак...

Ставка сбора для организованных и неорганизованных отдыхающих — 5 грн. Кроме того, туристы, прибывшие на полуостров в своем автомобиле, дополнительно платят 10 грн. из расчета на одно автотранспортное средство.

При уплате сбора выдается квитанция, действительная до конца года, а поэтому второй раз сбор на рекреацию отдыхающим платить не придется. Наличие квитанции дает право на беспрепятственное пользование пляжами и другими объектами курортной инфраструктуры, получение экстренной и первичной медицинской помощи в объемах, определяемых местными советами, пользования общественным транспортом и коммунальными услугами.

Плательщиками курортного сбора являются все прибывающие на отдых в Крым как украинцы, так и иностранные граждане. Не платят только дети до 16 лет, прибывшие в Крым на отдых по путевкам, приобретенным за бюджетные средства, инвалиды и сопровождающие их лица, ветераны Великой Отечественной войны, «чернобыльцы», граждане Украины, постоянно проживающие в Крыму и Севастополе, а также прибывшие в курортные регионы в командировку, на учебу, на ПМЖ.

Сбор будет взиматься при продаже путевок в здравницы, при поселении в гостиницы, а также квартирно-посредническими организациями при направлении «дикарей» в дома и квартиры, а с автотуристов — организациями, уполномоченными налоговой.

Согласно положению, доходы от второго налогового новшества — сбора на развитие электротранспорта — пойдут на развитие прежде всего троллейбусного и трамвайного сообщения в автономии и приобретения школьных автобусов. Облагаются автомобили, микроавтобусы и автобусы (в том числе и арендованные). Свидетельство об уплате должно находиться в каждом такси или автобусе, причем ГАИ обязано приостановить эксплуатацию транспортного средства в коммерческих целях, если такого свидетельства не окажется.

А теперь о самом интересном — о суммах. Такси вместимостью до четырех пассажиров, используемые для перевозок на расстояние до 40 км, облагаются из расчета (с каждого автомобиля в месяц): с 1 ноября по 31 мая — 80 грн., а в период с 1 июня по 31 октября — 120 грн. При междугородных перевозках сумма сбора увеличивается на 25 процентов. За каждое маршрутное такси, которое возит пассажиров в пределах одного города, района — не далее, чем на 40 км, — платят в месяц: при вместимости до 17 мест — 120 грн., более 17 мест — 140 грн. При междугородных пассажирских перевозках в микроавтобусах далее 40 км сбор увеличивается на 20 процентов.

С каждого пригородного автобуса надеются получить 150 гривен в месяц (если дальность маршрута превышает 40 км — 200 гривен).

И последний хит сезона: на всех видах пассажирского автотранспорта плательщики единого налога вносят 50 процентов от ставки сбора.

Верховная Рада решила, что новый сбор не должен лечь тяжким бременем на пассажиров, поэтому изменение тарифов на проезд во время действия свидетельства об уплате сбора не допускается. А бремя на перевозчиков, по задумке, будет компенсироваться за счет отмены других платежей. С предпринимателей, уплативших сбор, местные власти не вправе брать плату за получение разрешений на перевозки, а также требовать взносы в благотворительные (так в положении. — Н.С.) и целевые фонды.

Андрей Припутников подчеркнул, что введение местных налогов — это «первые шаги по возвращению той экономической самостоятельности, которая была у Крыма в 90-е годы». Председатель депутатской комиссии по внешнеэкономической деятельности Владимир Рябошапко сказал «Зеркалу недели», что введение сбора с отдыхающих хоть и пополнит бюджет, «но не столь существенным образом, однако он даст возможность хотя бы более точно установить их количество, потому что сейчас утрачена методика подсчета курортников. И это главное…»

Однако подобный оптимизм разделяют не все. Депутат ВР Крыма Андрей Сенченко считает, что от введения местных налогов больше потерь, чем приобретений. Главным образом он опасается, что факт «новых поборов» будут использовать для антирекламы Крыма, что удержит некоторую часть отдыхающих от поездки в автономию.

Руководители на местах также не в восторге от новой затеи. Как сказал журналистам мэр Ялты Сергей Брайко, с введением местных сборов город, кроме всего прочего, теряет курортный и гостиничный сборы, а это 10 процентов бюджета Ялты. Кроме того, будут затраты на администрирование новых податей…

Что касается крымских предложений, отвергнутых Кабмином, то, по словам Андрея Припутникова, вопросы налогообложения недвижимости будут решаться комплексно в отдельном законе Украины, но теперь уже с учетом наработок АРК. Сбор с филиалов предприятий, которые работают в Крыму, но платят налоги в других регионах, требовал внесения изменений в слишком многие уже действующие законы Украины, и потому Кабмин счел его введение нецелесообразным. В то же время вопрос участия предприятий в пополнении бюджета автономии остается открытым. И бюджетный комитет украинского парламента об этой проблеме знает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно