ДВА БЮДЖЕТА

20 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 20 декабря-27 декабря

Если хотите, в этом есть определенная символичность: очередной оборот Земли вокруг Солнца не принес в Украину ни особых радостей, ни оптимизма, ни веры в старых и новых поводырей на пути к светлому будущему...

Если хотите, в этом есть определенная символичность: очередной оборот Земли вокруг Солнца не принес в Украину ни особых радостей, ни оптимизма, ни веры в старых и новых поводырей на пути к светлому будущему. О нереальном бюджете-02 автору этих строк пришлось писать по горячим следам его принятия, 22 декабря прошлого года. О принятом непонятно в каком чтении бюджете-03 пойдет речь сегодня, ровно 364 дня спустя. Бюджетный кодекс попран, все мыслимые сроки сорваны, документ переверстывается впопыхах и чуть ли не «на коленке», и никто не рискнет прогнозировать сегодня, когда и чем все это закончится.

Конечно, если послушать нового премьера, то вот уже несколько недель правительство и бюджетный комитет все приближаются и приближаются к приемлемому решению по бюджету и даже «ускоряют в целом бюджетный процесс». Но полностью полагаться на мнение Виктора Федоровича по столь специфической теме, как бюджетная, было бы несколько преждевременно. На состоявшейся 18 декабря встрече народных депутатов с правительством Украины, по драматургии и содержанию изрядно напоминавшей очередное чтение бюджета (вот только, к сожалению, так и не ясно — какое), премьеру отводилась роль «английской королевы». Ну, в смысле поблагодарить парламентариев (в начале и в конце своего коротенького спича), выразить надежду, что плодотворная работа начнется «уже завтра», и поздравить двух депутатов — Николая Рудьковского и Николая Комара — с днем рождения. А Николай Рудьковский, не без доли юмора, тут же поблагодарил в ответ…

Что стоит за этими политесами, догадаться несложно. Разыгрывается традиционная для Украины комбинация — «добрый Янукович» и «злой Азаров». Впрочем, быть очень жестким и очень неуступчивым Николаю Яновичу требуется по целому ряду причин. Тот, кто видел документ о разделении полномочий между премьером и первым вице, вероятно, обратил внимание, какая глыба обязанностей свалилась на недавнего председателя ГНАУ, — один перечень курируемых им направлений и ведомств занимает с полстраницы. Плюс Минфин, где он по совместительству министр. Среди главных целей на полгода — бюджет и, конечно же, принятие нового Налогового кодекса, оказавшегося не по зубам ни правительству Ющенко, ни правительству Кинаха. В таких условиях дать малейшую слабинку своим оппонентам — значит, встать на стезю медленного политического умирания. Поэтому давать слабинку никак невозможно.

По той же причине не может сдаться без боя и Петр Порошенко, председатель бюджетного комитета ВР. (Будем пока называть его так, потому что новоизбранный именными бюллетенями руководитель, г-н Солошенко, к обеду в четверг в комитет еще не переехал. Прежде он членом бюджетного комитета не был, о его бюджетных воззрениях и пристрастиях, если таковые имеются, никому пока не известно.) Петр Алексеевич сотоварищи все так же часто говорит о профессионализме, однако, по некоторым данным, в комитете больше не наблюдается трогательного единства позиций по всем вопросам, и главное — легитимной или не вполне была отмена второго чтения закона о государственном бюджете-02.

По мнению ряда экспертов, на парламентско-правительственном заседании г-н Порошенко смотрелся убедительнее г-на Азарова и в условиях ситуативного альянса с г-ном Пустовойтенко даже одержал верх над новым Кабмином. Но мы бы не спешили с такими выводами. Во-первых, за последнюю неделю бюджетный комитет пошел на компромисс и отказался от суммы доходов, которая, по словам самого Петра Алексеевича, «существенно превышает 2 млрд. грн.». И теперь сумма реального бюджета по-комитетски составляет 51,7 млрд. грн. (вместо 54,7 млрд. — проголосованных во втором чтении, а затем отмененных в этот вторник депутатским большинством).

Николай же Янович на ответные компромиссы не согласен. Более того, он не готов «нарисовать» в бюджете даже 600 млн. нереальных расходов, хотя любой бюджетчик со стажем скажет, что погрешность в полмиллиарда для подобного рода документа является не только допустимой, но и практически неизбежной. Из этого следует, что речь идет не столько о цифрах, сколько о принципиальной позиции — достигать компромисса только на базе реальных доходов. Прежнее правительство эту мысль многократно декларировало, но из-за собственной слабости так и не сумело воплотить ее в жизнь.

Конечно, изрядный минус «азаровского» бюджетного проекта в том, что он еще в чернильнице. И депутаты, и эксперты только со слов первого вице знают, что доходная часть предусмотрена в нем на уровне 47,9 млрд. И что бюджет будет бездефицитным. И что если Верховная Рада примет какие-то суперэффективные налоговые законы, то Минфин скопит дополнительную денежку и по итогам третьего квартала войдет в парламент с инициативой разделить эти вновь образовавшиеся доходы.

Вообще-то цифра 47,9 очень напоминает параметры проекта бюджета-02, представленного парламенту в сентябре и бюджетным комитетом, по сути, переписанного. С сентября у нас в стране случилось принятие нового закона об акцизном сборе, увеличивающего поступления в казну примерно на 300 млн. грн., и ухудшение прогнозного ВВП на будущий год, которое минфиновцы предлагают теперь учесть в очередном, скажем так, госбюджетном проекте.

Используют ли пересмотр макропоказателей «по ходу пьесы» для отправки бюджета вновь на этап первого чтения? С точки зрения экономической эти политические игры абсолютно не интересны. Малых и крупных нарушений Бюджетного кодекса в первый год его работы столько, что одним больше, одним меньше — итоговый результат не меняется. Если скрупулезно следовать Кодексу, то ни правительство, ни Верховная Рада ни имели не малейшего права, формируя доходную часть, ориентироваться на еще не принятые налоговые законы. Кто летом не успел — тот опоздал. Однако же налоговые законы под бюджет-03 попытаются принять в последнюю неделю декабря (!), и это никого по обе стороны улицы Грушевского не смущает.

Почему-то кажется, что ничего серьезного так и не примут. Даже в свою мирную пору украинский парламент не демонстрировал желания поддерживать правительственные инициативы по части НДС и налога на прибыль, и они, словно переходящий вымпел, передавались от одного министра финансов к другому, а вот теперь — и к третьему. Ну а когда в парламенте то ли заваруха, то ли революция, надежды на прохождение столь сложных документов просто эфемерны.

Впрочем, будущая неделя многое расставит на свои места. Кроме новостей с бюджетного «фронта» мы узнаем, как там дела у Сергея Тигипко и занял ли он кресло Владимира Стельмаха. Тоже, знаете ли, ситуация: отставленный председатель Национального банка Украины болеет, новоизбранный именными бюллетенями не вступил в должность, место первого зама вакантно вот уже несколько месяцев. Слава Богу, хоть здание банка стоит. Его-то нынешние политики и не отменят, и не уволят.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно