ДУНАЙСКИЕ ПОРОГИ ПРЕОДОЛЕВАЮТСЯ В КИЕВЕ - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ДУНАЙСКИЕ ПОРОГИ ПРЕОДОЛЕВАЮТСЯ В КИЕВЕ

19 октября, 2001, 00:00 Распечатать

Восстановлению сквозного судоходства по Дунаю была посвящена 46-я Конференция директоров дунайских пароходств, состоявшаяся в Киеве на этой неделе...

Восстановлению сквозного судоходства по Дунаю была посвящена 46-я Конференция директоров дунайских пароходств, состоявшаяся в Киеве на этой неделе. Нелегкая, но почетная роль организатора этого форума досталась акционерной судоходной компании «Укрречфлот», а ее теплоход «Тарас Шевченко» стал для участников временным гостеприимным пристанищем и местом проведения рабочих заседаний.

В работе конференции приняли участие представители пароходств Болгарии, Хорватии, Венгрии, Румынии, Словакии, Украины и Югославии, что говорит о масштабности и резонансности встречи.

 

Прекращение сквозного судоходства по Дунаю в результате известных югославских событий нанесло сокрушительный удар по экономике придунайских государств. А если учесть, что регулярные транзитные перевозки по этой реке имеют очень важное экономическое значение для всей Европы и даже для стран-пользователей за ее пределами и им невозможно найти альтернативу, можно уверенно говорить о глобальном характере этой проблемы. Такой вывод подтверждается и позицией, которая заявлена в Роттердамской декларации участников Внеевропейской конференции, посвященной определению роли внутреннего транспорта в XXI веке. Она состоялась в сентябре этого года.

Казалось бы, остроту проблемы, как и необходимость ее скорейшего разрешения на международном уровне, осознают все. Но еще в 1999 году по инициативе Украины 57-я сессия Дунайской комиссии обратилась в ООН и другие международные организации с просьбой оказать содействие в проведении работ по восстановлению судоходного фарватера на югославском участке реки. А также оказать помощь судоходным предприятиям и портам придунайских стран, несущих огромные потери. Но до сей поры какой-либо компенсации по линии ООН или других международных институтов никто не получил.

Представление о масштабах потерь можно составить из данных, приведенных на конференции президентом АСК «Укрречфлот» Николаем Славовым. Вот чем обернулось прекращение судоходства по главной водной артерии Европы для возглавляемой им компании:

— Как и в 1993 году, — говорит Николай Антонович, — когда мы принимали обращение к Совету безопасности ООН, снова приходится затрагивать эту тему. В 1989 году судами «Укрречфлота» по Дунаю было перевезено почти 2,6 млн. тонн различных грузов. Но уже через год этот показатель снизился на 1 млн. тонн, а к прошлому году — еще на 566 тыс. тонн. За десять лет объемы перевозок сократились почти на половину. Нестабильность рынка, неплатежеспособность основных грузополучателей привели к жесткой конкуренции и снижению уровня фрахтовых ставок в среднем на 25 процентов. В итоге с апреля 1999 года и до настоящего времени сумма убытков компании составила 19 млн. долл., а с учетом периода с 1992 по 1995 год наши потери превысили 43 млн. долл.

Вполне понятно, что убытки такого форс-мажорного характера не могут быть компенсированы ни фрахтователями, ни страховыми компаниями. Некоторую надежду на оперативное решение проблемы дунайского судоходства заронило в сердца судовладельцев постановление правительства Югославии по проблемам транзита. Но политизация вопроса слишком затягивает процесс.

Камнем преткновения на пути судов остается понтонный мост в районе города Нови Сад. До предела сжатый график его разводки и непомерный сбор за проход судов приводят к значительным потерям времени и средств. И хотя в ходе межгосударственных переговоров министру транспорта Украины Валерию Пустовойтенко удалось договориться со своим югославским коллегой о новом графике разводки и снижении ставки сбора до одной немецкой марки за тонну груза, для восстановления нормального судоходства необходимо строительство стационарного моста.

Украина перечислила причитающиеся средства на восстановление судоходства по Дунаю в Международный фонд по расчистке дунайского фарватера, выполнив тем самым свои обязательства и вправе требовать того же от югославской стороны. Так считают украинские речники, с ними полностью солидарны их зарубежные коллеги.

Участники 46-й Конференции директоров дунайских пароходств обсудили и приняли изменения и дополнения к тексту отдельных Братиславских соглашений, в частности об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по реке Дунай, о взаимном ремонте судов дунайских пароходств, о взаимной буксировке и оказании помощи судам при авариях, об участии дочерних предприятий членов конференции в перевозке грузов по Дунаю.

О работе Дунайской комиссии, направленной на восстановление судоходства на этой реке, рассказал генеральный директор ее секретариата Данаил Недялков (Венгерская Республика). Комиссией изданы основные правила плавания по Дунаю и справочник судоводителя, к концу года выйдет в свет лоцманская карта немецкого участка Дуная, готовится к переизданию лоцманская карта венгерского участка.

— К сожалению, — заявил господин Недялков, — условия судоходства по реке на многих участках еще не обеспечены, вопреки заверениям тех, кто должен отвечать за это дело. Не полностью соответствуют требованиям судоходства знаки навигационной обстановки — как плавучие, так и береговые. Мы продолжаем активно работать над улучшением условий, контролируем соблюдение рекомендаций Дунайской комиссии, периодически информируем придунайские страны о мероприятиях в этой области. Наша цель — предоставить судоводителям содержательную информацию о работах на судоходном пути, что должно обеспечить безопасные условия для судоходства. Секретариат комиссии работает над разработкой новых правил перевозки опасных грузов по Дунаю, согласовывая их с европейскими правилами.

Все это свидетельствует о том, что пока политики ищут пути к взаимопониманию, а через него — к восстановлению судоходства на Дунае, судовладельцы и судоводители продолжают свою напряженную работу. Важная роль в ней принадлежит АСК «Укрречфлот», которая зарекомендовала себя в международном сообществе как надежный и обязательный партнер, к чьему мнению прислушиваются не только на водном пространстве. Конференция директоров дунайских пароходств, проведенная в столице Украины, стала не только новым шагом на пути к решению проблемы, но и свидетельством авторитета украинских речников.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно