ДУМА О НАРОДНОМ АВТОМОБИЛЕ

29 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Все кричат: «Защиту национальному производителю», но покажите мне нашего чисто национального производителя...

Все кричат: «Защиту национальному производителю», но покажите мне нашего чисто национального производителя.

М.Жванецкий

Вот и дождался многострадальный украинский народ своего народного автомобиля, которому, правда, далеко до общепризнанных лидеров данного сегмента рынка - «Форда» и «Фольксвагена», но «ушастого казака» - «Запорожца» он, конечно, превзошел.

Но не все в порядке в «королевстве» «АвтоЗАЗ-ДЭУ»: уволен генеральный директор с украинской стороны Александр Сотников, отстранен глава автомобильного подразделения корпорации «ДЭУ-Мотор» Ким У Джунг да и поговаривают о разрыве объединения вообще.

В причинах такого безобразия будем разбираться вместе с читателями. Вложенные в предприятие средства - равные: корейская сторона внесла сто пятьдесят миллионов долларов деньгами, а украинская - имуществом. Дабы автомобили признавались лучшими, были приняты соответствующие законодательства: о таможенных пошлинах на ввозимые машины (от которых содрогнулись все цивилизованные страны, поскольку такого произвола не видела ни одна диктатура) и «о стимулировании производства автомобилей в Украине», где предусматривается льготное налогообложение до 2008 года предприятий с иностранной долей уставного капитала, превышающей сто пятьдесят миллионов вечно условных, но таких весомых долларов. Корейская сторона даже заявила, что больших льгот не требуется. Интересно, что может быть еще сделано для спокойного процветания совместного предприятия?

В апреле 1998 года в г. Ильичевске началась отверточная сборка корейских легковушек, а новые, вернее, обновленные модели «Таврии» стали покидать сборочный цех в Запорожье, казалось бы: организуй сервис и работай!

Однако за цифрами о производственных мощностях и занятых рабочих руках стоят не только семьи, получающие доход от автопроизводства, но и интересы потребителей, а без подробного рассказа о машинах мы не можем понять, какого уровня товар им предлагают.

Начнем с гаммы моделей крупнейшего в Южной Корее автопроизводителя - «ДЭУ-Мотор», входящего в концерн «ДЭУ», который в свою очередь занимается аэрокосмическим производством, судостроением, финансированием глобальных проектов, а также производством бытовой электроники.

Это автостроительное предприятие было основано в Сеуле в 1978 году при участии американского концерна «Дженерал Моторс Корпорейшен». В 1992 г. корейцы вышли из юридического подчинения американцам, однако большинство их моделей всегда являлось с технической стороны перепевом устаревших машин из производимого Джи Эм семейства…

Скромное третье место среди корейских автопроизводителей не тешило амбициозное руководство «ДЭУ», начавшее в 1996 году при помощи новых моделей экспансию на рынки азиатских государств и бывших социалистических стран Восточной Европы.

Еще в 1997 г. на заводе «Аксай» в Ростове-на-Дону началась отверточная сборка автомобиля «ДЭУ-Нексия», но речь не об этом.

Азиатский кризис, обвал финансирования электростанции в Индии, неурядицы с автопроизводством в бывших странах социализма вынудили корейцев продать недостроенную плотину, а автомобильное подразделение «ДЭУ» вновь стремится уйти под американскую юрисдикцию - так спокойней.

Но хватит истории, она не греет нашего потребителя, желающего ездить на автомобилях мирового класса, давайте внимательно рассмотрим автомобили, которые должны собираться в Украине, а пока либо собираются из готовых блоков, либо просто ввозятся на льготных условиях.

Начнем с самого большого представителя корейского семейства. Знакомьтесь: «ДЭУ-Ланос». Имя данного автомобиля, как и все имена машин «ДЭУ», носит скрытый глубокий смысл. Оно состоит из двух латинских слов: «латус» - наслаждение и «нос» - мы. Так что перевод является однозначно-хвастливым. Этому автомобилю корейцы прочат лавры лучшего автомобиля десятилетия, однако ни на одном престижном конкурсе он не удосужился получить титул (звание) «Автомобиль года».

Его дизайн разрабатывал сам Джорджето Джуджаро - шеф легендарной дизайнерской фирмы «Итал Дизайн». Все три модификации: с кузовом седан, с пяти- или трехдверным кузовом хечбек смотрятся просто здорово, а «косые» фары, не портящие вида, придают машине немного азиатского шарма.

О салоне следует сказать следующее: хоть он и обит прочными и весьма элегантными тканями, а переключатели приборов располагаются удобно под рукой, воспроизвести, закрыв глаза, все приборы и переключатели под силу лишь Штирлицу, который мог держать в голове все стратегические планы рейха.

Откроем оснащенную электростеклоподъемником дверь и попытаемся сесть за руль приличного диаметра. Если вы ниже 186 см, это вам удастся с первого раза, а если нет, то выбирайте свой способ посадки в «Ланос», а мы похихикаем в сторонке.

Руль действительно большого диаметра, и его покрытие мешает скольжению рук даже в самую большую жару. Уровень регулировки наклона «баранки» тоже заставит улыбнуться и выбрать средний, поскольку крайние уровни для общечеловеческой езды не подходят.

Боковая поддержка сидений не способствует активной езде. Но хватит разглядывать «восточную красотку», повернем ключ зажигания - и в путь.

Под капотом может быть установлено три разновидности 4-цилиндрового, рядного, инжекторного двигателя: 1,3 л, 1,5 л, 1,6 л, развивающие соответственно мощность: 75, 86 и 106 л.с. Этим двигателям помог появиться на свет австралийский представитель «Джи Эм» - компания «Холден». Но все красиво на бумаге, а на деле?

На деле запуск двигателя оказывается не таким приятным, мотор начинает нормально «тянуть» лишь на 2500 об/мин., а сцепление имеет такие дефекты сборки, что тронуться с первого раза удается на всегда.

Двигатель оказался несколько шумным даже на холостых оборотах, а при максимальной нагрузке его шум мешает слушать магнитолу «ДЭУ», звук которой, к слову, оставляет желать лучшего, но для новостей сойдет.

Альянс мотора и коробки передач делают этот автомобиль весьма «задумчивым», а его владельца откровенным «чайником». Естественно, современный переднеприводной автомобиль мог бы быть и поактивнее, но для семейного автомобиля его динамика может считаться удовлетворительной.

Несколько добрых слов нужно сказать о подвеске, она действительно весьма жесткая, и благодаря ей машина не «клюет носом» и не клонится в поворотах.

О безопасности и надежности кузова позаботились специалисты из технического центра в Уэртинге (Великобритания). Этот ДЭУвский коллектив под руководством Гарри Приора, проведя 150 кэш-тестов, создал конструкцию действительно безопасного автомобиля, что подтвердили и независимые тесты.

К сказанному необходимо добавить, что цена на май текущего года на «Ланос» в зависимости от комплектации и мотора колеблется от 32260 гривен до 41700, причина такой разницы заключается в моторах и кузовах, о которых читайте выше.

Следующим «ДЭУ» нашего повествования будет «Нубира», о которой речь сейчас и пойдет. Название свое она получила от корейского термина, который переводится как «ездить вокруг света».

Корейцы не поскупились и потратили на разработку этого автомобиля 375 миллионов «баксов», поручив разработку внешности итальянцам, которые за «сольди» готовы и кикиморе придать облик феи, а механическую часть разрабатывал уже известный нам технический центр «ДЭУ» в Уэртинге. Проницательный читатель, а наш материал именно на таких рассчитан, спросит, что за такой мощный корейский центр появился на Британских островах и откуда он взялся? Ответ прост, как молоток. Корейцы просто перекупили на корню вместе с великолепным персоналом инженеринговую фирму «Ай Эй Ди», перу которой принадлежали несколько «шлягеров» 90-х годов, в том числе и несколько моделей компании «Ровер» и лучший автомобиль США - «Линкольн-Таункар». Естественно, такая «новая кровь» легко может вдохнуть жизнь в любой проект.

Дизайн этого автомобиля получился уж больно азиатским, и при скором изменении автомобильной моды превратится в анахронизм, но учить итальянцев стилю и дизайну - все равно, что мужика учить гнать самогон.

Гамма кузовов достаточно широка: четырехдверный седан, пятидверный трехобъемный ночбек и универсал - таковы «костюмчики» для «Нубиры».

Вместительность багажника приятно удивляет, при сложенных спинках сидений у седана она приближается к международным стандартам.

Посадка приятная и практически беспроблемная. Внутри, несмотря на качественное исполнение салона и хорошую проработку панелей, ощущаешь себя не весьма комфортно. Виной всему бесполость в дизайнерском плане, приятно, что хоть все функционально: электрические приводы зеркал, стеклоподъемники, кондиционер, магнитола, две подушки безопасности - призваны сделать езду комфортной.

1,6-литровый двигатель «Джи Эмовского» происхождения работает тише, чем в «Ланос», его создатели постарались сделать лучшую шумоизоляцию, но ход педали сцепления остается пугающим.

Автомобиль ведет себя очень спокойно, вот только боковая поддержка сиденья может быть лучшей да и недостатка рабочего объема двигателя ничем не заменить. Однако у «Нубиры» и вся техническая часть проработана значительно лучше, чем у «Ланоса», чувствуется британская дотошность. Характер автомобиля остался прежним, задумчиво-«чайницким». Но ведь справедливости ради нужно отметить, что к остроте в вождении склонны не все потребители.

Безопасность, как всегда у машин этой компании, на высоте, длинноходная рычажная подвеска, АБС, подушки безопасности и растянутый диапазон передач способствуют спокойной, размеренной езде.

Благодаря малому литражу такой автомобиль не очень вписывается в свой класс, а «заказывают музыку» «Опель-Вектра» и «Фольксваген-Пассат». Но в связи с известной налоговой политикой и призывом покупать украинское этот корейский автомобиль при цене 42090-54570 гривен, возможно, на нашем рынке и опередит европейских грандов.

О «ДЭУ-Леганза» стоит заметить: это серьезная заявка на машину выше среднего класса. Название, как вы уже, наверное, привыкли, имеет глубокий смысл. Оно состоит из двух итальянских слов: «элеганте» и «форза» - сила. Естественно, работа «Итал Дизайн» выглядит невероятно стильной, а в задней части угадываются мотивы концепта 1987 года - Ягуар-Кенсингтон, что ж, преемственность прекрасная. Правда, передняя часть подкачала, хотелось увидеть что-то поновее, чем раковинообразная «ДЭУвская» решетка, правда, «БМВ» и «Мерседес» знамениты своими мгновенно узнаваемыми решетками радиаторов, но…

Салон этой машины оставляет действительно превосходное впечатление, а проработку приборной панели доверили на сей раз настоящему художнику.

Посадка и внутренний комфорт тоже на должном уровне, ведь могут, когда хотят и есть средства!

Но «Леганза» лучше выглядит, чем ездит. Согласитесь, что для такого большого и красивого автомобиля, масса которого превышает 1,5 тонны, четырехцилиндрового двухлитрового мотора крайне мало. Для такого аппарата подошла бы «шестерка» с объемом 2,5-3 литра. Движок, применяемый на «Леганзе», переносит нас в начало 80-х годов, когда такой силовой агрегат с инжектором и двумя клапанами на цилиндр устанавливали на «Опель-Сенатор», а мощность 100 л.с. даже тогда удовлетворяла не всех. Этим мотором и объясняется вялое поведение машины в пути и подтверждаются старые «Джи Эмовские» корни «ДЭУ».

В вопросах безопасности неожиданностей нет, англичане, как всегда, на высоте.

Удивляет самонадеянное заявление СП - то, что элегантная 4-цилиндровая «Леганза» со 100-сильным мотором вскорости заменит в представительских гаражах Украины тяжеловесный «Мерседес-Бенц-600», 12-цилиндровый моторчик которого развивает несчастные 394 силенки. Правда, хорошо подумав, корейцы ввели в свою производственную программу автомобиль, очень похожий на «Мерседес-600» и по дизайну, и по силовым параметрам, - «ДЭУ-Черман», но он в Украине свободно не продается. Что касается «ДЭУ-Леганзы», в стандартное оборудование которой входит даже магнитола с Си Ди проигрывателем, звук которой носит явный привкус эквалайзера (для Астраи сгодится, а для настоящей музыки вряд ли), то цена этого автомобиля колеблется от 59010 до 76090 гривен.

О пляжном внедорожнике «ДЭУ-Корандо» конкретно сказать ничего не можем, поскольку на тесты и в продажу он попадает лишь в разгар пляжного сезона - осенью.

Сейчас стоит сделать обобщение, подводящее черту под модельным рядом, представленным Южной Кореей. Это красивые и очень надежные машины, иногда грешащие сборкой и всегда слабыми моторами. Невысокий уровень аудиоаппаратуры объясняется тем, что надо же куда-то девать продукцию партнера - «ДЭУ-Электроник». Высокие цены тоже можно понять: купите с такими пошлинами в кризисный период дешевле!

Данные о продажах в Украине за 1998 год говорят сами за себя - 5514 машин. Из них: «ДЭУ-Ланос» - 2662, «ДЭУ-Нубира» - 2456, «ДЭУ-Леганза» - 369. Сегодня сборка автомобилей «ДЭУ» приостановлена, поскольку на складах готовой продукции собралось множество машин.

Поговорим о политике СП по отношению к собственным дилерам. Их могло бы быть значительно больше, но «АвтоЗАЗ-ДЭУ» выплачивает не больше 10% с каждой проданной машины, и те безбожно задерживая. Посему с такими партнерами имеют дело лишь мощные автоторговые фирмы, для которых работа с СП лишь национальная гордость, а уже потом экономическая выгода.

По вопросу данного СП мы хотим привести мнение такого компетентного человека, как бывший президент Украины Леонид Кравчук: «ДЭУ» - всего лишь дочерняя компания «Дженерал Моторс». Я считаю, что создание совместного предприятия «АвтоЗАЗа» с «ДЭУ» - большая ошибка». Действительно, как помнит внимательный читатель, этому альянсу были альтернативы (см. «ЗН» №251), но после визита в Южную Корею Президента Кучмы вопрос оказался решенным.

Но, возможно, автомобили, созданные в нашей стране, оказались действительно народными? Давайте рассмотрим «Таврии».

Еще в 1973 г. на заводе «Коммунар» в Запорожье начали проектировать переднеприводной автомобиль. Однако союзные министерства не дали хода проекту, выпустив на приоритетное финансирование проект тольяттинцев - «ВАЗ-2108». Поэтому «Таврия» получилась передержанной. Ее 1,1-литровый моторчик выглядит анахронизмом, а за качество производства этот автомобиль получил прозвище - «Ставридка». Правда, в 1998 г. совместно с корейцами была произведена «Таврия-Нова», которая, по словам потребителей, мало отличается от своей предшественницы: обновленная обивка живет собственной жизнью, испуская странные шумы, 53-сильный мотор плохо тянет в гору, а дефекты с системой охлаждения пугают даже бывалых специалистов. Цена такого авточуда занимает пределы 9835-12590 гривен (правда, наивысшая цена предусматривает люксовое исполнение).

Предусматривается и модель для инвалидов с ручным управлением, которую в огромных количествах дарят несчастным заслуженным людям. Страшно представить, как будет справляться со всеми «таврическими» неполадками безногий человек, а те, кто выложит за это «чудо» 1180 гривен?

Уважаемый Леонид Макарович сказал: «Ни «Таврии», ни другая продукция «АвтоЗАЗ-ДЭУ» пока не дотягивают до того уровня, когда мы могли бы с гордостью назвать себя автомобильной державой».

В прошлом году было продано 5186 «Таврий», из них 156 машин ушли на экспорт, продаваясь за 3500 долларов (о вкусах не спорят).

Последним детищем Александра Сотникова была «Славута», названная так наверняка в честь города, где находится АЭС, подобная Чернобыльской.

Кузов этой машины - нечто новое, созданное на основе «Таврии». Это 5-дверный лифтбек, средний между седаном и хэчбеком. Возникает вопрос о его жесткости, ведь такое большое количество дверей при малом кузове ее не добавляет. Но специалистам «ЗАЗа» удалось усилить кузов, правда, его масса поднялась до 790 кг, а мощность упала на 2 силы, составив 51 л.с.

Этот автомобиль, цена которого будет 13700 гривен, полностью сертифицирован в Украине, а пройти сертификацию в нашей стране не просто, лучшему европейскому автомобилю 1999 года «Форд-Фокус» это с первого раза не удалось.

Сотникова сменил Папавин, вопрос о «расторжении брака» между «АвтоЗАЗ» и «ДЭУ» остается открытым. Что же предпринимает руководство СП для спасения положения?

Ответ необычен. Это глобальная акция под девизом «Купуймо українське», которая в виде автопробега пройдет по нашей стране.

Организаторами также выступили: Молодежное правительство Украины и Союз промышленников и предпринимателей Украины.

Первый этап этого пробега начнется 6 сентября и пройдет по маршруту: Киев - Белая Церковь - Умань - Кировоград - Кривой Рог - Запорожье - Днепропетровск - Кременчуг - Светловодск - Черкассы - Канев - Киев. Время в пути займет шесть дней, за которые будет продемонстрирована техника автостроительных фирм: «АвтоЗАЗ-ДЭУ», «КрАЗ», «ЛуАЗ», «ЛАЗ». Во время пробега каждый желающий сможет сравнить свою некачественную иномарку с превосходной продукцией нашего производителя. А те журналисты, которые не очень верят в это, по словам организаторов, будут переубеждены.

Что же, поедем и расскажем терпеливому читателю, что предлагается бедному потребителю.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно