ДОБЫЧА ДЕНЕГ ИЗ СВОБОДЫ

9 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 9 июля-16 июля

«…Это было так весело и доходно, что легенда о «порто-франко» до сих пор еще бросала золотой блеск…» И.Ильф, Е.Петров, «Золотой теленок» Поговорим за зону...

«…Это было так весело и доходно, что легенда о «порто-франко» до сих пор еще бросала золотой блеск…»

И.Ильф, Е.Петров,

«Золотой теленок»

Поговорим за зону. Точнее - поговорим о президентских и парламентских щедротах, от коих щедрот происходят многие и многие блага. А еще точнее - о том, каким именно методом можно добывать деньги из провозглашения там и сям свободных экономических зон, специальных режимов инвестиционной деятельности, территорий приоритетного развития и прочих заморочек, которые удалось выбить (вероятно, небезвозмездно) региональным баронам из царствующей администрации.

Всем счастливчикам Президент и парламент, в едином порыве, дали по 30 лет разной степени зоны. Причем разница между свободной зоной, специальным режимом и приоритетной территорией состоит исключительно в количестве и качестве всяческих освобождений: от пошлины, от НДС, от налога на прибыль, обязательной продажи части валютной выручки и т.п. Предупреждаю сразу, что буду говорить здесь достаточно банальные вещи, но раз уж власти считают возможным добывать себе деньги с помощью территориально-законодательного арбитража, то почему бы об этом и не поговорить?

Весело и доходно

Сразу заметим, что намерения властей самые что ни на есть благие. Это (с 1 января 2000-го) улучшение инвестиционного климата и создание рыночной инфраструктуры, новых рабочих мест, увеличение производства. На отдельно взятых территориях, как и было сказано. Тот печальный факт, что всей Украине, скопом, в 2000 году предстоит выплатить 15 млрд. грн. долга из общей казны, не остановил щедрую руку территориальных освободителей от налогов. И центр тоже можно понять, ведь в зонах, которым обещано освобождение, проживает львиная доля украинского электората, причем электората самого сложного - Крым, Восток, Центр. Их необходимо уж если не облагодетельствовать, то хотя бы обнадежить. Облагодетельствовать же решено тех, кто этим электоратом управляет, - местные власти.

Злые языки, которым только дай возможность всласть поклеветать, утверждают, что процесс зарабатывания «на зонах» начинается задолго до воплощения на бумаге соответствующих проектов. Те же языки распространяют ложные слухи, что за лоббирование в соответствующих инстанциях проекта одной из зон спецрежима инвестирования (не самой крупной) и самим инстанциям предлагалась сумма в 400 тыс. долл. Заметьте - мы ни слова не говорим о том, было ли принято это гнусное предложение.

А теперь - конкретно

Василий Аксенов написал «Остров Крым» и стал любим многими. Леонид Кучма привел в восторг и умиление тех, кто нынче «держит» полуостров, подписавши «Порт Крым» (он же - указ «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальную экономическую зону «Порт Крым» в Автономной Республике Крым»). Сразу обозначим первую зону нашего сегодняшнего внимания. Это - Керченский порт, Алушта, Судак, Феодосия, Сиваш, Восточный Крым и, конечно же, пресловутая Большая Ялта, в борьбе за которую полегло (в прямом и переносном смысле) столько управленческого и криминального народу.

Безграничны возможности, открывающиеся перед крымскими властями благодаря превращению большей (и лучшей) части подведомственной им территории в один большой магазинчик duty-free, да еще снабженный таким экспортно-импортным клапаном, как переправа Крым-Кубань. Понятно, что боссы полуострова все увереннее говорят о необходимости создания там «финансово-банковского центра». Ну, надо, надо - куда же без него. Во-первых, хорошо иметь под боком структуру, способную проводить туда-сюда текущие морем средства, а во-вторых - пора бы уж приступить к проектированию будущего центробанка Острова Крым. А как вы думали? Кому до сих пор не понятно, что создание на территории унитарного (по Конституции) государства различных региональных режимов экономического функционирования резко обостряет нежелание регионов делиться с центром и возбуждает стойкое желание отделиться от него? Но это, оказывается, власти не волнует. Их волнует спасение страны, создание новых рабочих мест etc…

Помимо очевидных выгод вольного обращения с таможенными платежами, налогами и пошлинами, дающими практически неограниченные возможности для разнообразных спекуляций, есть еще более очевидная зоновская кормушка. Это - условие, черным по белому записанное во всех указах и во всех принятых (пусть и в первом чтении) на их основе парламентских законах. А именно: разрешение на инвестпроекты в благодатном климате зон даруют исключительно «соответствующие органы местного самоуправления». То есть зона свободна не для всех, а лишь для тех, кто либо сумел понравиться властям своими деньгами, либо - сам и есть эта местная власть. Которая, добавим для ясности, не только занимается раздачей льгот, что всегда коррупционно опасно, но и имеет прямую возможность проводить собственные безналоговые-беспошлинные проекты.

Каждому депутату - по зоне!

Всего в Украине готовы к запуску 15 денежных насосов для избранных, названные для красоты различными кодами зон, режимов и приоритетов. Во всяком случае, такую цифру называет Минэкономики. Причем «болезни» у разных регионов разные: в Чернигове - ужасающий спад, в Харькове - развитие научно-технического потенциала, но лекарство прописано всем одно - зона и режим. Потому что так нужно врачу, который не прочь поиграть заодно и на разнице цен, и на разных рынках в пределах одной страны. Называется - арбитраж или спекуляция.

Когда парламент занялся вплотную президентскими указами зоновской тематики, было вполне очевидно, как радуются те или иные группы избранных народом по мере принятия законов, закрепляющих за родной местностью обольстительный статус. Например: славный город Харьков «посадили» на спецрежим инвестирования - аплодисменты в зале. Радостные лица и ни тени смущения. По странному стечению обстоятельств никого из знаменитых правых правдорубов в зале не оказалось, а кто был, тот покрываясь румянцем на манер незабвенного Альхена, стыдливо помалкивал. Так что единственными, кто протестовал и призывал голосовать против, оказались товарищи прогрессивные социалисты Витренко-Марченко…

Теперь такой себе эпизод. На логичный, но риторический, вопрос одного из депутатов: а почему бы вместо многих и разных зон не создать одну под названием Украина?- был дан ответ представителя Минэкономики: «Украина - слишком большая зона: всю ее обносить, так колючей проволоки не хватит». Н-да, видимо на Крым предполагают наскрести - в порядке эксперимента.

Кстати, у нас уже есть один такой экспериментик, причем в течение нескольких лет. Это свободная экономическая зона «Сиваш». Не я говорю, сами участники законодательного процесса, что надо бы, мол, разобраться - а чего же это там успели провернуть, обернуть и вывезти. Комиссию, мол, создавать надо. Все согласились, но как-то вяло, что надо бы, и бодро перешли к голосованию за следующий спецрежим, за следующую зону. А ежели что, так комиссаров у нас всегда было в избытке - лет через пять можно будет создать еще 15 комиссий, пусть себе спокойненько так разбираются.

Теперь представим себе, что, по странному стечению обстоятельств, какой-либо из льготных, блатных и даже инвестиционных проектов заработал. Получается занятная штука: именно работающее предприятие и не будет платить налогов. Видимо, казна пополнится за счет предприятий неработающих. Да, по поводу НДС. Если все предполагаемые освобождения от него будут включены на полную катушку, то (искателям налоговых новаций с оборота на заметку) не надо будет этот злополучный НДС отменять - сам помрет. Так что - привет казне.

Как показывает последний парламентско-президентский опыт, негативные последствия решений не учат власти ничему, кроме создания все новых и новых прожектов на тему: как бы дать льготы и снять пенки. А ведь в плане глобального льготирования мы имеем пример не только зоны «Сиваш». Есть у нас еще и суперпровальный (для страны в целом, а для кого-то, может, и очень даже удачный) проект «АвтоЗАЗ»-Daewoo. Тоже ведь собирались «создать точку роста», льготы дали такие, что содрогнулись ГАТТ, ВТО с Евросоюзом вместе. И сели ждать, когда же зарытое прорастет деревом с золотыми листьями…

Под конец - обещанная банальность, принять которую у властей наших экономических нет ни желания, ни сил. Точки роста не надо создавать искусственно, сверху и по заявкам, даже если они хорошо обоснованы и не менее хорошо оплачены. Это вредно. Дайте только немножко подышать - всей стране - и эти самые точки обозначатся, прорастут и заколосятся сами, по жизни. Но это - если задаться именно теми целями, которые декларированы в оправдание беспрецедентного эксперимента над собственной страной а-ля «зона свободна». Вам не кажется странным такое сочетание слов?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно