ДО АМЕРИКИ — РУКОЙ ПОДАТЬ! ОТМЕТИВ 10-ЛЕТИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, «УКРРЕЧФЛОТ» ГОТОВИТСЯ К ПОКОРЕНИЮ МИРОВОГО ОКЕАНА

15 ноября, 2002, 00:00 Распечатать

В эти дни крупнейшей судоходной компании Украины — АСК «Укрречфлот», насчитывающей в своих рядах более 70 тысяч акционеров, — исполняется 10 лет...

Николай Славов
Николай Славов

В эти дни крупнейшей судоходной компании Украины — АСК «Укрречфлот», насчитывающей в своих рядах более 70 тысяч акционеров, — исполняется 10 лет. Компания осуществляет свою деятельность на международном и внутреннем фрахтовых рынках, выполняя перевозки грузов между морскими и речными портами 40 стран Средиземноморского, Черноморского, Дунайского, Балтийского и других бассейнов Мирового океана, а также туристические круизы по Днепру, Дунаю и Черному морю. В составе флота компании 200 грузовых и пассажирских судов различного класса и назначения, которыми ежегодно перевозится до 6 миллионов тонн грузов и 2 миллиона пассажиров, что составляет 45% общего объема перевозок морского и речного транспорта страны! Одного этого достаточно, чтобы считать 10-летний юбилей АСК «Укрречфлот» событием государственной значимости. Таковым оно и является, о чем свидетельствует поздравление по случаю юбилея, направленное главой государства работникам, акционерам и ветеранам судоходной компании. Президент особо отмечает то, что коллектив «Укрречфлота» сумел не только сохранить, но и приумножить свой производственный потенциал, обновить его, повысить конкурентоспособность торгового флота Украины, сделать неоценимый вклад в развитие экономики страны.

Сегодня «Укрречфлот» — мощная структура, в составе которой Николаевский, Херсонский, Запорожский и Днепропетровский речные порты, судоремонтно-судостроительные предприятия на Днепре и Дунае, страховая, экспедиторская и брокерская компании. Его авторитет шагнул далеко за пределы Украины — «Укрречфлот» является полноправным членом и одним из лидеров Балтийского и Международного морского совета, Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна, Конференции дунайских судовладельцев и Ассоциации судовладельцев Украины. Компания стабильно выплачивает дивиденды акционерам, налоги в бюджеты различных уровней, успешно решает социальные вопросы трудового коллектива и своих ветеранов.

Все эти годы АСК «Укрречфлот» выступает первопроходцем в решении таких важнейших задач общегосударственного масштаба, как выработка государственной политики «большой» приватизации, развитие фондового рынка, создание депозитария и регистратора владельцев ценных бумаг, вывод акций на зарубежные фондовые биржи, привлечение иностранных инвестиций без гарантий правительства.

На встрече с журналистами, посвященной 10-летнему юбилею АСК «Укрречфлот», президент компании Н.Славов заявил:

— Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и планируем дальнейшее увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок за счет модернизации и строительства нового флота, привлечения высокотарифицированных грузов, совершенствования корпоративной структуры управления и других резервов. Это прежде всего совершенствование системы бюджетирования и мотивация производительности труда персонала компании. Мы верим в успешное продолжение реформ в Украине и рассчитываем на поддержку государства, столичных властей и наших многолетних партнеров — специалистов Европейского банка реконструкции и развития.

К слову сказать, «Укрречфлот» — единственная в Украине судоходная компания, развивающая собственный флот. По кредиту Евробанка и за счет собственных средств компания уже построила шесть современных грузовых теплоходов, готовится к вводу в эксплуатацию еще один. В ближайшее время будет подписано третье кредитное соглашение с ЕБРР на строительство украинскими корабелами очередной серии из 10 океанских судов повышенной грузоподъемности. С началом их эксплуатации плавание по маршруту Колумба станет для отечественных речников обычным делом.

Нельзя не отметить, что бессменный президент компании Николай Славов является первым представителем правительства Украины в Дунайской комиссии и первым гражданином Украины, избранным на пост секретаря этой межправительственной организации, отвечающей за соблюдение режима свободного судоходства на Дунае. Это ли не прямое свидетельство признания ведущей роли и авторитета Украины в Дунайском регионе?

Отвечая на вопрос о состоянии и перспективах деятельности национального морского и речного флота, президент АСК «Укрречфлот» высказал такое мнение:

— Конкурентоспособность национального торгового флота на мировом фрахтовом рынке является залогом обеспечения внешнеэкономической независимости, безопасности и суверенитета морских держав и служит важным источником валютных поступлений в их платежный баланс. Вклад морского и речного транспорта Украины в развитие ее внешнеэкономических связей огромен. Достаточно сказать, что удельный вес водного транспорта в общем объеме транспортных услуг нашего государства составляет около 15% по экспорту и 20% по импорту. Через украинские морские и речные порты проходит около 90 миллионов тонн различных внешнеторговых и транзитных грузов. Но, к сожалению, для Украины существует реальная угроза утратить свои позиции на международном фрахтовом рынке. Прежде всего потому, что происходит естественный процесс старения торгового флота, средний возраст которого уже превысил 22-летний рубеж. Причем списание старых судов в десятки раз превышает строительство новых.

Вторая проблема — недостаток грузовой базы. Поспешная либерализация внешней торговли привела к тому, что морской транспортный потенциал Украины лишился национальной квоты внешнеторговых перевозок и оказался аутсайдером на мировом рынке транспортных услуг. Доля участия отечественного тоннажа в освоении перевозок грузов из украинских портов в прошлом году снизилась до менее чем 10%. Кроме того, неэффективно используются географические и транзитные преимущества Украины, которую пересекают четыре из девяти европейских транспортных коридоров.

Еще одна причина — отсутствие реальной государственной поддержки деятельности водного транспорта в виде субсидий, инвестиций и нормативно-правовой защиты, как это принято в морских державах.

Осложняет ситуацию и снижение уровня ставок на мировом фрахтовом рынке до 20—30%, двукратное повышение цен на дизельное топливо и, конечно же, отсутствие сквозного судоходства на югославском участке Дуная. Последнее обстоятельство привело к убыткам — только наша компания потеряла более 20 миллионов долларов США. А с учетом выполнения санкций Совета Безопасности ООН в отношении Югославии, общие потери «Укрречфлота» на Дунае за последние 10 лет превысили 45 миллионов долларов!

Нельзя сказать, что Кабинет министров и Министерство транспорта Украины ничего не предпринимают для обеспечения развития водного транспорта. Есть уже конкретные решения, такие как принятие статуса национального перевозчика, создание лизингового фонда для обновления флота, разработка проекта строительства канала Дунай — Черное море. Ускорился также процесс подписания и ратификации конвенций и соглашений в сфере деятельности морского и речного транспорта. Но для кардинального исправления ситуации предприятия водного транспорта должны иметь мощную и эффективную государственную поддержку, прежде всего в создании выгодных условий для строительства новых судов. Вторая важная задача — разработка четкого механизма обеспечения национальных судовладельцев грузовой базой и развитие инфраструктуры и перегрузочной техники портов. Только тогда Украина займет достойное место в списке ведущих морских держав.

Юбилейный год АСК «Укрречфлот» останется в памяти не только его трудового коллектива, но и всех киевлян и гостей столицы. Он ознаменуется закладкой фундамента храма Украинской Православной Церкви в честь Святителя и Чудотворца Николая — покровителя путешественников и мореплавателей — неподалеку от киевского Речного вокзала. Экипажи судов АСК «Укрречфлот» будут здесь получать благословение своего Святого Покровителя, отправляясь в дальние плавания.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно