ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА: И СНОВА В ТЕНЬ?.. - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА: И СНОВА В ТЕНЬ?..

16 июня, 2000, 00:00 Распечатать

Едва ли не самое слабое место в государственной политике— управление принадлежащим ему имуществом...

Едва ли не самое слабое место в государственной политике— управление принадлежащим ему имуществом. Имея в собственности только в промышленности основных фондов на 15 млрд. грн., государство в прошлом году не получило от него и сотни миллионов дивидендов. В этом году положение решили исправить, записав в бюджет поступления от управления в сумме 275 млн. грн.

В принципе, желание получить побольше — естественно. Однако благая цель далеко не всегда оправдывает средства. Похоже, что дивиденды решили получить методом наименьшего сопротивления, но получили, кажется, сопротивление наибольшее. Ведь стоило Кабинету министров обязать Фонд госимущества на всех собраниях акционеров голосовать за направление на выплату дивидендов 50% прибыли — и тут такое началось… Интересно, что нынешняя ситуация с дивидендами является почти повторением прошлогодней. Тогда ведь тоже государственные и частично разгосударствленные предприятия обязывали начислять дивиденды, но как-то без особого эффекта. Разве что размер принудительных изъятий из прибыли был поменьше — «всего» 25%.

В первую очередь под удар попали естественные монополии из числа предприятий топливно- энергетического комплекса. Огромные масштабы производства приводят здесь к появлению значительной прибыли. На нее-то и стали начислять дивиденды. Тем более, что в подавляющем большинстве компаний доля государства превышает 50%. В марте-апреле состоялись собрания акционеров в большинстве энергокомпаний, и в большинстве случаев ФГИ удалось провести решения о выплате очень серьезных сумм дивидендов. К примеру, в ОАО «Днепрэнерго» они составили 110,8 млн. грн., в «Донбассэнерго» — 65,4 млн. Парадокс в том, что все прекрасно понимают— реально прибыль существует только на бумаге: в этих, да и большинстве других, энергокомпаний «живых денег» не хватает даже на выплату зарплаты. И в это время их прибыль обложили фактически двойным налогом.

Сходная ситуация складывается и в нефтедобыче. У основного производителя украинской нефти — ОАО «Укрнефть» — формально образуется огромная чистая прибыль, порядка 400 млн. грн. И многим эти миллионы кажутся легко доступным ресурсом, который можно направить на решение бюджетных проблем. Однако не все так просто.

На примере нефтедобычи легко продемонстрировать, к чему может привести изъятие у предприятия оборотных средств. В Украине добывают немного нефти — примерно десятую часть от потребностей; все остальное приходится покупать, тратя на это валюту. Казалось бы, забота о поддержании, а еще лучше — о развитии, повышении уровня добычи должна стать национальным приоритетом. В действительности все происходило с точностью до наоборот. Крупнейшего отечественного производителя — «Укрнефть» фактически превратили в дойную корову, которая по низким ценам должна была субсидировать своими ресурсами всех и вся. И к началу нынешнего года положение дел в компании стало критическим.

За неуплату налогов ГНАУ стала арестовывать добываемые нефть и газовый конденсат. В этих условиях произошла смена руководства компании, а затем и резкая смена финансовой политики. В той же налоговой не просто составили график погашения долга, причем «живыми деньгами», но и стали его реально выполнять. В частности, наконец закончилась «шара»: нефть стали продавать только за живые деньги и по прозрачным схемам, а значит, налоги наполнились реальным содержанием. Впрочем, сказать, что после этого наступило полное благолепие, нельзя: груз ранее накопленных проблем cлишком уж велик. И в этих условиях необходимость дополнительно выплатить пару сотен миллионов гривен вполне может снова подкосить компанию.

Ирония в том, что сейчас предприятие переходит на новую систему бухгалтерского учета. И та же Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку требует от «Укрнефти» годовой отчет уже по новым стандартам.

Однако, согласно старой системе бухучета, прибыль «Укрнефти» за 1999 год превысила 400 млн. грн. И именно с них собираются начислять дивиденды. А если считать по новой методике, то, по словам председателя правления ОАО Олега Салмина, прибыль составит лишь более 60 млн. грн.

Между тем, это как раз тот случай, когда нетрудно подсчитать возможные последствия. В прошлом году, недополучив из-за участия в госпрограммах 150 млн. грн., компания ввела в строй на 21 скважину меньше, чем могла бы. И любые отнятые у компании ресурсы — это новые не введенные в строй буровые. В результате до 2005 года Украина недополучит (в зависимости от количества изъятых ресурсов) от одного до двух миллионов тонн нефти. А значит, ее придется покупать за рубежом, что обойдется в дополнительные 200—300 млн. долл. Так что нынешние дивиденды могут оказаться для экономики немножечко дороговатыми. Но скупой часто платит дважды.

В подобных условиях госпредприятиям становится просто не выгодно иметь прибыль. К примеру, ОАО «Западэнерго» закончило прошлый год с убытками — соответственно и дивиденды оказались равными нулю. Так что, требуя с предприятий неподъемные суммы дивидендов, правительство фактически загоняет их в тень.

Это понимают и в самом ФГИ. По мнению первого заместителя председателя Фонда Михаила Чечетова, в ближайшие годы для предприятий лучше вообще всю прибыль реинвестировать в производство. Однако Фонд в данном случае — просто передаточное звено. Государство должно само определиться, что ему выгоднее: получать нормальные налоги на прибыль или столкнуться с ситуацией «бесприбыльной экономики».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно