«Диверсификация» экспорта? - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

«Диверсификация» экспорта?

29 августа, 2008, 14:53 Распечатать

Иностранный зернотрейдер помогает «связывать» на внутреннем рынке продовольственное зерно для украинского потребителя.

Иностранный зернотрейдер помогает «связывать» на внутреннем рынке продовольственное зерно для украинского потребителя. И это вместо того, чтобы зарабатывать максимально на привычном для него экспорте. Ведь не нужно быть продвинутым аналитиком, чтобы понять 2008/2009 маркетинговый год — золотое время для деятельности транснациональных зернотрейдеров. Во-первых, Украина вырастила приличный урожай. Во-вторых, ранее действующие запреты экспорта на зерновые с Украины сняты. В-третьих, в окружающем мире потребность в зерне растет ускоренными темпами.

Тем не менее, известный экспортер ООО «Альфред С. Топфер Інтернешенал (Україна)» подписывает меморандум на поставки продовольственного зерна украинским производителям муки и хлеба. 10—15% от заготовленных компанией на элеваторах зерновых будет реализовано в Украине.

Продовольственный акцент

Как стало известно на недавней пресс-конференции, посвященной подписанию четырехстороннего меморандума, поставки на внутренний рынок Украины компания «Топфер» практикует уже не первый год. Да и возникла эта идея, судя по всему, не от хорошей жизни. В прошлом маркетинговом году, например, зернотрейдер реализовал отечественным потребителям 707 тыс. тонн зерна. Это был год низкого урожая и, соответственно, традиционного ограничения экспорта. Многие иностранные зернотрейдеры, уставшие от практики квотирования и запретов экспорта, просто покинули украинский рынок или свернули до минимума свою деятельность. А ООО «Альфред С. Топфер Інтернешенал (Україна)», диверсифицировав свой бизнес, смогло не только загрузить работой свои элеваторы, но и, похоже, помогло украинским хлебопекам.

«В прошлом году мы закупили в полтора раза больше, чем планировали. До сих пор выкупаем у них зерно, приобретенное для нас год назад, — рассказал Владимир Слабовский, президент ЗАО «Холдинг «Т і С». — Если бы у нас не было такой возможности, то себестоимость хлеба была бы гораздо выше. Даже не представляю, где бы мы вообще покупали зерно для выпечки хлеба».

В этом году украинских подписантов меморандума прибавилось. В их числе «Холдинг «Т і С»
(планирует выкупить 20 тыс. тонн зерна), «Укрзернопром» (30 тыс. тонн), «Хмельницьк-млин» (20 тыс. тонн).

В чем их интерес? По мнению специалистов, хотя Украина собрала в этом году большой урожай, качество пшеницы ниже ожидаемого уровня. Большая часть собранного соответствует качеству фуражной пшеницы, которая не годится для выпечки хлеба.

«Это одна из причин продолжения сотрудничества с нашими деловыми партнерами и другими предприятиями мукомольной и комбикормовой индустрии, — объяснил генеральный директор ООО «Альфред С. Топфер Інтернешенал (Україна)» Берн Штендель. — Кроме того, разработана взаимовыгодная схема сотрудничества. Она позволяет не только обеспечить бесперебойные поставки зерна для мукомольных и комбикормовых предприятий, но и способствует инвестициям в аграрную сферу и логистику».

За чужие деньги

Наряду с низким качеством зерна к сотрудничеству подталкивают еще несколько причин. Чтобы обеспечить себя бесперебойной работой и конкурентоспособным сбытом, мукомолам и хлебопекам, в идеале, нужно закупить как можно больше зерна по самым низким ценам, т.е. сейчас. Но где его хранить и за какие деньги покупать?

Здесь трудно отказаться от финансовых условий, которые предлагает зернотрейдер. Никакие кредиты банков в сравнение не идут. По словам участников прошлогоднего меморандума, «Топфер» в процессе закупки зерна показывает своим партнерам все предложения, поступающие от сельхозпроизводителей. И партнеры сами решают, подходят им такие предложения по цене или нет. Зернотрейдер по сути сразу закупает зерно для них по согласованной цене. При выкупе зерна клиент лишь доплатит за ссуженный капитал и хранение зерна. Получить товар он может в удобном для него месте, ведь зернотрейдер закупает зерно на всей территории Украины и имеет разветвленную сеть элеваторов (800 тыс. тонн общего единовременного хранения).

Таким образом, добавляя к своей основной работе сотрудничество с внутренними потребителями, компания-экспортер формирует оригинальную стратегию, хеджирующую ее биз­нес-риски. Это позволяет ей разнообразить работу, когда есть большой экспорт, и оставаться на плаву, когда его нет.

Государство на буксир

Парадоксально, но такая стратегия зернотрейдера на руку государству. Ведь задача последнего — развивать внутренний рынок и надежно «связать» на нем продовольственное зерно, обеспечивающее продовольственную безопасность страны. Тем более, что членство в ВТО уже не позволяет это делать традиционными административными запретами экспорта.

В Минагрополитики понимают, что цена на продовольственное зерно имеет тенденцию к росту не только на внутреннем, но и внешних рынках, и что сейчас есть возможность закупить это зерно по самой низкой цене. «Сегодня причин для резкого роста цен на зерно нет, — говорит Владимир Слабовский, — но это не означает, что его не будет позже, когда подорожают газ, электроэнергия…»

Тем не менее, вопрос с обещанной компенсацией процентных ставок по кредитам для закупки зерна мукомольными и хлебопекарными предприятиям все еще не решен.

По сути, условия сотрудничества, предусмотренные меморандумом, это пример самостоятельного решения проблемы операторами рынка. Сознательно снижая свои доходы, зернотрейдер хеджирует свои будущие риски. Компания уходит корнями в местный рынок и живет его жизнью и его проблемами. (Это подтверждают и благотворительные поставки зерна в Львовскую область для пострадавших от наводнения). Ее местные партнеры избавляются от головной боли заниматься не свойственной им деятельностью, взамен получая прогнозированные цены и стабильные поставки.

Комментарии

Берн Штендель, генеральный директор ООО «Альфред С. Топфер Інтернешенал (Україна)»

— Хотя экспортный рынок в этом году более привлекателен для зернотрейдеров, мы приняли решение продолжить сотрудничество с нашими партнерами по договорам поставок, которое мы начали в прошлом году. Имея в арсенале собственную сеть логистики и стабильные возможности финансирования, наша компания сможет обеспечить гарантированные поставки сырья перерабатывающим предприятиям по конкурентным ценам. В свою очередь это позволит нашим партнерам поставлять конкурентоспособные продукты для населения.

Владимир Слабовский, президент ЗАО «Холдинг «Т і С»

— Очень важно продовольственное зерно купить сегодня, когда оно есть и когда оно предлагается по приемлемым ценам. К сожалению, в стране наблюдается вялотекущий финансовый кризис. У нашей компании за многие годы впервые возникли проблемы с финансированием. В прошлом и позапрошлом годах мы выбирали с кем работать. Просто компания «Топфер» предлагала более выгодные условия, чем украинские банки. Сегодня налицо проблема с финансированием программ. Кредиты стали очень дорогими, условия по ним — более жесткими. Поэтому сегодня подписываем меморандум. Мы уже начали совместные закупки зерна этого маркетингового года. Это означает, мы сможем обеспечить себя сырьем нового урожая. И сбоев в производстве хлеба не будет.

Анатолий Розгон, директор департамента развития агрорынка Минагрополитики

— В этом году, когда есть все возможности для экспорта, «Топфер» уделяет внимание формированию внутреннего рынка зерна. А это один из приоритетов государства. Такое сотрудничество позволяет «связать» качественное зерно на внутреннем рынке. Не секрет, что проблема качества зерна стоит и в России, и в Казахстане, и в ЕС. В целом мы ожидаем, что продовольственного зерна будет около 40% от общего урожая, но его надо еще сберечь.

Форма, предложенная сегодня, эффективна, и мы будем способствовать распространению этого опыта среди других компаний и в разных регионах.

Василий Барилюк, генеральный директор ООО «Хмельницьк-млин»

— Система прозрачная и понятная. Она позволяет быть гибким на рынке и получать стабильные цены. Мы получаем возможность формировать цену минимум на три месяца вперед. Объемы закупок растут — в этом году мы увеличили их в 1,5 раза, ведь качественного зерна на рынке не так много.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно